Зимовка и миграции лебедя-кликуна Cygnus cygnus в Кроноцком заповеднике в 1970-е годы
Автор: Стенченко Александр Михайлович
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1082 т.23, 2014 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Стенченко А.М. 1978. Состояние зимовок и миграции лебедя-кликуна в Кроноцком заповеднике за последние 10 лет // 2-я Всесоюз. конф. по миграциям птиц: Тез. сообщ. Алма-Ата, 2: 148-150.
Короткий адрес: https://sciup.org/140154402
IDR: 140154402
Текст статьи Зимовка и миграции лебедя-кликуна Cygnus cygnus в Кроноцком заповеднике в 1970-е годы
А.М.Стенченко
Второе издание. Первая публикация в 1978*
Главные места зимовок лебедя-кликуна Cygnus cygnus в Кроноцком заповеднике — Семячикский лиман (50-110 особей), река Тихая (20-50), кальдера вулкана Узон (25-100), озеро Кроноцкое и река Кроноцкая (20-30 особей), на других реках встречаются одиночки и пары. С наступлением морозов в декабре и январе, когда многие водоёмы замерзают, первостепенную важность приобретают водоёмы с термальными выходами, где концентрируются практически все зимующие лебеди.
Численность лебедей на зимовке изменялась в небольших пределах. Депрессия численности наблюдалась зимой 1972/73 года (94 особи), в последние годы численность кликунов стала возрастать, лишь зимой 1977/78 года отмечено незначительное понижение. В особенно суровую зиму 1970/71 года найдено 30 погибших лебедей, в остальные зимы их находили по 2-4. В особо суровые периоды часть лебедей откочёвывала в более южные районы, но потом снова возвращалась.
Период зимовки у лебедя-кликуна делился на 3 этапа. На первом (третья декада ноября – третья декада декабря) заканчивался пролёт и формировались зимние стаи. Многие водоёмы в это время свободны ото льда, и лебеди распределялись по территории заповедника широко. При похолодании часть их откочёвывала на юг. Второй этап (первая декада января – вторая декада февраля) – самый ответственный и тяжёлый. Отмечены частые пурги, замерзание и переметание многих водоёмов. Птицы концентрировались у термальных выходов, важнейшими из которых являются Семячикские и Узонские, небольшое количество лебедей оставалось на незамерзающих протоках и полыньях. Лебеди проявляли повышенную активность и в тихие дни летали по территории в поисках открытых водоёмов, часть их на короткое время откочёвывала за пределы заповедника. На третьем этапе (вторая декада февраля – вторая декада марта) у лебедей-кликунов ослабевали связи с термальными участками, они рассредоточивались по территории, у них появлялось миграционное беспокойство и со второй половины марта начинались хорошо заметные миграции.
Первые пролётные особи, по многолетним данным, появлялись 9 марта – 4 апреля, в среднем 21 марта. Средняя дата массового пролёта 29 марта – 19 апреля, заканчивался пролёт 29 апреля – 26 мая, в среднем 14 мая. Пролёт проходил стайками по 4-8, максимум 27 птиц. Обычно наблюдали 3 волны пролёта: первая – в конце марта – начале апреля, вторая – 10-23 апреля, третья – в конце апреля – начале мая. Пролёт проходил обычно на высоте более 100 м утром и вечером, отдельные особи и группы летели и днём. Можно выделить 2 пролётные трассы: вдоль океанской береговой линии и вдоль цепи горных термальных водоёмов. Основное место концентрации лебедей-кликунов (до 300 птиц) на кормёжке – Семячикский лиман.
Местная популяция лебедей-кликунов ведёт оседлую жизнь. Перезимовав, молодые улетают, а старые уже в конце апреля – начале мая приступают к гнездованию.
На осеннем пролёте лебеди-кликуны рассредоточивались более широко, первостепенное значение приобретало Кроноцкое озеро, где концентрировалось до 500 особей. Много их держалось на озёрах приморской тундры, на Кроноцком и Семячикском лиманах и в кальдере вулкана Узон. Пролёт начинался 22 сентября – 10 ноября, массовый – с конца октября до середины ноября, заканчивался 10-27 декабря. Пути пролёта осенью те же, что и весной, но в горном районе численность пролётных лебедей значительно возрастает.
ю ^