Значение абсолютной и относительной бодхичитты

Автор: Жамбаева Ульяна Баировна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 8, 2008 года.

Бесплатный доступ

В статье говорится о двух аспектах бодхичитты ~ абсолютной и относительной. Относительная бодхичит-та рассматривается как практикуемая на основе ординарного мыслительного процесса, которая достигается сравнительно легко, абсолютная как осознание пустоты - всеобъемлющей истинной природы реальности.

Короткий адрес: https://sciup.org/148178426

IDR: 148178426

Текст краткого сообщения Значение абсолютной и относительной бодхичитты

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ

В скмтъе говорится о двух аспектах бодхичитты - абсолютной и относительной. Относительная бодхичит-та рассматривается как практикуемая на основе ординарного мыслительного процесса, которая достигается сравнительно легко, абсолютная как осознание пустоты - всеобъемлющей истинной природы реальности.

THE MEANING OF ABSOLUTE AND RELATIVE BODHICHITTA U,B. Zhambaeva

The two aspects of bodhichitta - absolute and relative are considered. Relative bodhichitta is considered to be practiced on the basis of or dinar), consciousness. Absolute bodhichitta is the comprehension of emptiness as a universal true nature of reality.

Бодхичитга - это санскритское слово, состоящее из двух частей: бодхи и читта. Бодхи означает «просветление», а читта - «ум» или «мысль». При развитии бодхичитты достигается наиболее лучший способ реализации просветления. Бодхичитга бывает как относительной, так и абсолютной. Относительная бодхичитга - это реальное проявление любящей доброты и сострадания ко всем живым существам. Абсолютная бодхичитга - это осознание пустоты как всеобъемлющей истинной природы реальности. Оба аспекта бод-хичитгы являются частью просветленной природы ума. В буддийских текстах говорится, что бодхичитга очень драгоценна и важна и, если она отсутствует, то невозможно достичь просветления, при этом неважно, какие используются техники или практики для достижения просветления. Просветленная мысль несет в себе главную цель - избавление от привязанности к себе самому и намерение принести благо всем живым существам, и это дает возможность достичь «великого освобождения» (санскр. Махапаринирвана). Корнем бодхичитты является сострадание. Корнем сострадания является доброта и понимание страданий всех живых существ. А все это есть основа практики дхармы.

Относительную бодхичитту можно разделить на бодхичитту намерения и бодхичитту действия. Первая - это намерение принести благо всем живым существам. Вторая - это действие, когда происходит воспроизведение в реальности бодхичитты намерения. Относительная к абсолютная бодхичитга - соотносятся как метод (thabs) и интуиция (shes rab). Однако относительная бодхичитга без абсолютной не приведет к достижению состояния Будды. Для этого необходима интуиция, познающая пустотность. При одновременном практиковании относительной и абсолютной бодхичитты появляется возможность дости жения просветления. То, что непосредственно подавляет корень омрачений - это постижение лустотности, и ничто другое. При этом необходимо понимать, что привязанность к «Я» и «забота о себе» - это не пустота в буквальном смысле, а обусловленность. Обусловленность - это то, что определяет их пустотную природу. Все обусловленное не имеет истинного бытия, так как возникает в зависимости от другого. Истинное - это то, что имеет самостоятельное существование, т. е. в своем существовании не опирается на другого. Явления феноменального мира не существуют сами по себе, в своем становлении они обусловлены - опираются на другого, это и является сущностью лустотности. Деление истины на абсолютную и относительную своими истоками восходит к теории двух истин. «Согласно этой теории, существуют истины: параматха-сатья и самврити-сатья. Параматха-сатья - это истина, которая отражает природу вещей в том виде, в каком они есть на самом деле, ее нельзя ни выразить словами, ни изобразить в знаках, ни охватить мыслью. Она может быть постигнута непосредственно целиком и полностью, через непосредственное переживание в процессе религиозной практики. Ее постижение ведет к религиозному спасению, самврити-сатья - это истина, связанная с мирской жизнью человека, она доступна дискурсивному познанию, поскольку может быть выражена словами и знаками. Ее постижение не ведет непосредственно к религиозному спасению, но приближает к абсолютной истине» [Янгу-тов, 2007, с. 220]. Параматха-сатья рассматривается буддистами как абсолютная истина, как истина тех, кто обрел просветление, тех, кто обрел святость. Самврити-сатья - это условная истина. Она также считается мирской истиной, или истиной обыкновенных людей. «С точки зрения абсолютной истины, пространство, время, причинность, дхармы, как и все ценности жизни, пусты и нереальны, а с точки зрения условной (обыденной) истины, они допустимы, обладают условным существованием» [там же, с. 220].

Абсолютная бодхичитта означает аспект просветления сознания. Сознание, формирующее индивид, имеет возможность преобразовать скандхи в действительные формы абсолюта изначально существующими, суть которых шунья. Понятие Шуньи - пустота, не тождественная истинному смыслу - «полного отсутствия чего-либо», «ничто». Суть шуньи обнаруживается через правильное видение вещей. Правильное видение вещей возможно лишь на основании мудрости как обратной стороны неведения. В содержании понятия «шунья» можно выделить два аспекта. «Первый аспект - это содержание пустоты в отношении к феноменальному миру, второй - в отношении к истинной реальности. В первом случае пустота означает, что воспринимаемые нами предметы внешнего мира нереальны, что внешний мир иллюзорен. На самом деле нет того, что мы принимаем за существующее. Но его отсутствие не означает абсолютное отсутствие чего-либо. В этом смысле пустота не есть абсолютное отрицание. Она и отрицает, и не отрицает. Во втором случае пустота означает, что истинное, бытие лишено каких-либо свойств, признаков и качеств, поддающихся рациональному описанию» [там же, с. 123]. Суть истинного бытия может быть раскрыта в абсолютной истине (истине просветленных, святых). Эта истина, «которая отражает природу вещей в том виде, в каком она есть на самом деле, ее нельзя ни выразить словами, ни охватить мыслью. Она не может иметь какую-либо вербальную опору. Она может быть постигнута непосредственно целиком и полностью, поскольку она не может быть расчленег на на части. Постижение ее означает освобождение от иллюзорного материального мира, то есть достижение нирваны, или спасения, для которого в философии Нагарджуны есть и другой термин - сама шуньята» [Чаттопадхьяя Д., 1981, с. 35].

Понимание термина «шунья» как пустоты приводит к множеству недоразумений. «Самой распространенной ошибкой является то, что под пустотностью понимается простое ничто, полное отрицание чего бы то ни было. Однако пустотность в буддийском понимании не есть полное отрицание чего-то, буддийское отрицание - это отрицание того, что препятствует освобождению» [Янгутов, 2007, с. 121].

В настоящее время внешняя вселенная -земля, камни, горы, скалы и утесы - представляются чувственному восприятию твердыми я постоянными. Однако согласно абсолютной истине на самом деле ничего твердого не существует, все обладает пустотностью.

В действительности истинная природа всех вещей отличается от обыденных представлений. Сами по себе вещи не обладают яд малейшей степенью реальности. «В философском подходе при рассмотрении практики буддизма основной начальный этап заключается в выработке нравственно-этического мировоззрения, способного заложить фундамент в осознании себя человеком, полностью зависящим от природы. Через размышление и осознавание можно полностью очистить сознание от неправильных взглядов, устранив неведение, и обрести мудрость» [Аюшеева, 1999, с. 9].

Путем понимания и переживания природы ума как сущностно пустой можно прийти к дальнейшему пониманию того, что любое феноменальное переживание ума так же лишено сущности. Это переживание берет свое начало в уме, оно столь же сущностно пусто и не может быть реальным. Чтобы прийти к переживанию этого, необходимо понять, что предельной природой ума является его сущностная неуловимость. Между тем существует неверное представление, будто есть такая вещь, которая называется умом. Из-за такого представления чувствующие существа в круге новых рождений подвержены запутанности. Т.е. здесь имеется в виду условный уровень иллюзорной видимости, которая предстает перед умом, создавая впечатление, будто имеют место рождение и смерть. На предельном уровне природа ума не подвержена процессу рождения и смерти. Физическое тело, благодаря которому ум переживает реальную природу вещей, является результатом кармических тенденций в уме. Это называется воплощением или полным созреванием, но оно остается нереальным, в том смысле, что оно непостоянно. Физическое тело умирает, но ум продолжает существовать на определенном уровне. Ум непрерывен при переходе из одного состояния существования в другое. Ум принимает за реальное то, что на самом деле является иллюзорным и не существует. Если бы он действительно был чем-то, он должен был иметь определенные характеристики. Например, он должен был обладать цветом: белым, жёлтым или каким-то еще. Или он должен был иметь какую-либо форму. Например, форму колон- ны, и вазы. Он должен был быть большим или маленьким, старым или молодым или каким-то ещё. Ум ни начинается, ни прекращается, ни остаётся где-либо, он не имеет цвета и формы и не может быть обнаружен ни внутри, ни снаружи тела. Ум не существует как какой-либо предмет.

Состояние ума, думающего «я», не имеет под собой вообще никакой действительной основы. Тем не менее принято считать, что ощущение чего-то внешнего всегда связывается с чьим-либо «я», которое поддерживается телом с его пятью чувственными способностями и восемью видами сознания. Например, когда глаз воспринимает форму, видимость появляется благодаря зрительному сознанию. В абхидхармической теории школы йогочаров рассматриваются восемь сознаний. Первые пять сознаний связаны с органами чувств и предстают в виде «чувственных сознаний»: сознание зрения, сознание слуха, сознание обоняния, сознание вкуса, сознание осязания. В буддийских текстах о них говорится как о сознаниях глаза, уха, носа, языка, тела. Рассмотренные пять сознаний не связаны друг с другом, каждое из них обладает собственной сферой деятельности. Эта связь опосредована шестым сознанием (мановиджняна), которое рассматривается как координатор чувственных сознаний. «Он обрабатывает полученную извне, от чувственных сознаний, информацию и воспроизводит ее в качестве целостного образа. Другими словами, полученная извне чувственными сознаниями информация, пройдя обработку мановиджняной, воспроизводится в самом сознании как целостный образ внешнего мира. Однако на этом уровне объекты внешнего мнра еще не осознаются как внешние по отношению к самому сознанию, поскольку еще не осознается собственное Я сознания. Ощущение собственного Я, или «самости», характерно на уровне седьмого сознания, известного как манас» [Янгутов, 2007, с. 175]. Действительность же такова, что все эти внешние события, которые видятся происходящими «там», «снаружи», фактически происходит «здесь», «внутри». Они произведены нашим умом. «Такие понятия, как Я индивида, Я явлений, составляют основные категории в обыденном понимании. Твердая привязанность к ним со стороны индивида порождает эгоизм, стремление отстаивания собственных умозрительных позиций, борьбу за выживаемость и многое другое. Насилие и войны возникают на эгоцентрическом уровне, а не как принято сглаживать их оправданием в пользу кого-либо или человечества в целом» [там же, с. 6].

Относительно того, где теперь находится наш ум, можно сказать, что он привязан к нашему телу, и именно благодаря такой комбинации существует способность речи. Тело, речь и ум - временно вместе. Когда приходит смерть, ум окажется в бардо, тело будет оставлено, а речь полностью прекратит свое существование, ум при этом не будет сопровождать ни то, что накопили за свою жизнь, ни родители, ни родственники, ни друзья. Сознание будет находиться в полном одиночестве, обремененное добродетелями и недобродете-лями, и от чего уже невозможно больше избавиться, как невозможно избавиться от собственной тени.

Когда ум позитивен, тело и речь, будучи слугами ума, также позитивны. Обладание умом реальной сущности еще не говорит о том, что он обладает знаниями о пустой природе. Поэтому нужно покоиться в пустой природе ума вне всяких умственных построений, в состоянии, свободном от привязанности.

В завершение описания абсолютной бод-хичитты в переведенном тексте (Ло Чжонг) говорится: «Вне медитации воспринимай явления как иллюзорные» [Джалса Тогмед Зан-бо. Конец 3 л. Б.].

После выхода из медитации все явления -вселенная и ее обитатели - предстают как иллюзия. Великие бодхисаттвы приходят в мир для осуществления блага живущим через приведение их на путь освобождения. Как можно прочитать в описаниях предыдущих жизней Будды, будучи еще бодхисаттвой, он рождался среди птиц и оленей, чтобы учить их и привести на путь добродетели. Также он рождался как вселенский правитель, практиковавший великую щедрость, и позднее в своих поисках Дхармы ради слышания лишь нескольких строк учения мог сжечь своё тело или прыгнуть в огонь или в воду, не будучи привязанным к той жизни. Поскольку он осознал пустоту, он не испытывал никакого страдания. Однако, не достигая той или иной степени реализации и держась за идею о том, что все постоянно и стабильно, можно попасть в лабиринт бесконечного омраченного сознания. «Восприятие и ощущение сознания объектов ценности отличном от каждого переворачивается в равное ощущение, не содержащего в себе деления на извлечение из объекта ощущение ценностных форм по признакам положительных или отрицательных качеств необходимости или отбрасывания по необходимо-

50 ------------------------------------------------------------------- сти того или иного объекта. Такая мудрость устраняет страсть» [Тибетский буддизм: и практика. 1995, с. 49].

Таким образом, в контексте указанных двух аспектов бодхичитты, абсолютного и относительного можно достичь состояния видения шуньяты.

Список литературы Значение абсолютной и относительной бодхичитты

  • Аюшеева Д.В. Философские решения глобальных проблем в традиции тибетской Тантры. -СПб., 1999.
  • Джалса Тогмед Занбо. Перевод коренного текста «Практика преображения сознания».
  • Тибетский буддизм: теория и практика/под ред.Н.В. Абаева. -Новосибирск, 1995.
  • Чаттопадхьяя Д. Живое и мертвое в индийской философии. -М, 1981.
  • Янгутов Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. -Улан-Удэ, 2007.
Краткое сообщение