Значение базы данных о русском оружии эпохи позднего средневековья и Нового времени из Сибирского региона на сайте Информационного центра «Военное дело народов Сибири и Центральной Азии» и возможности использования археологических информационных ресурсов в преподавании археологии
Автор: Митько О.А., Тетерин Ю.В., Борисенко А.Ю.
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Преподавание археологии и этнографии
Статья в выпуске: 3 т.6, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14736895
IDR: 14736895
Текст краткого сообщения Значение базы данных о русском оружии эпохи позднего средневековья и Нового времени из Сибирского региона на сайте Информационного центра «Военное дело народов Сибири и Центральной Азии» и возможности использования археологических информационных ресурсов в преподавании археологии
В последние десятилетия изучение военного дела народов Северной Азии стало важным направлением в отечественном археологическом сибиреведении. В течение этих лет археологами и оружиеведами были собраны, проанализированы и систематизированы предметы вооружения из археологических раскопок и музейных коллекций, относящиеся к древним и средневековым культурам Сибири и Дальнего Востока [Митько О. А., Худяков Ю. С., 2004. С. 223]. Однако этими исследованиями не были в должном объеме охвачены материалы, относящиеся к вооружению русских землепроходцев.
Военное дело русских воинов, казаков и служилых людей, сыгравших решающую роль в процессе присоединения Сибири к Российскому государству, в течение длительного времени изучалось историками преимущественно на материалах русских письменных источников. В значительно меньшей степени привлекались для анализа предметы вооружения, обнаруженные в ходе археологических памятников русской культуры эпохи позднего средневековья и Нового времени на территории Северной Азии. Военное дело, понимаемое как в широком значении, включающем в себя культуру профессиональных воинов с особым духовным миром, так и в более узкой оружиеведческой части, долгое время находилось вне сферы интересов специалистов, археологов, оружиеведов и военных историков. Ко времени организации целенаправленных этнографических исследований среди русского населения в Сибири объект изучения фактичес- ки полностью вышел из употребления, оставив еле уловимые следы в русском сибирском фольклоре. Разработанная и успешно апробированная в рамках археологии аналитическая модель оружиеведческого исследования ориентирована преимущественно на обработку комплексов более ранних исторических периодов [Худяков Ю. С., 1980. С. 25].
Что касается историков Сибири, то большая их часть в течение длительного времени придерживалась концепции мирного продвижения русских землепроходцев и добровольного вхождения местных племен в состав Российской империи, поэтому практически не обращалась к реалиям военных столкновений, сглаживая тем самым сложности и противоречия исторического процесса включения Сибирского региона в состав России. Лишь со сменой научной парадигмы и обострившимся интересом к национальной самобытности проживающих на территории России этнических групп и этносов проблема изучения русской военной культуры во всех ее аспектах, применительно к региону Северной Азии, стала вполне очевидной. Тем более, что за долгие годы систематического изучения археологических памятников эпохи позднего средневековья и Нового времени, как погребальных, так и поселенческих, был сформирован информативный корпус вещественных источников, относящихся к периоду освоения Сибири, среди которых значительный процент составляют как непосредственные образцы «московского» оружия, так и комплексы вооружения коренных народов, в составе и технологии которых ощущается «русское влияние» [Митько О. А., 2004. С. 167-170].
Однако в настоящее время из-за существующих организационных и финансовых трудностей каждому отдельному исследователю познакомиться со всеми археологическими и этнографическими коллекциями музеев и научных центров в городах Сибири и Дальнего Востока и самостоятельно обработать их стало очень сложно. Можно сказать, что это представляется почти невозможным.
Интенсивность решения современных исследовательских задач требует выхода за рамки концептуальной и организационной изоляции и принятия такой концепции, в основе которой должны лежать принципиально новые подходы в формировании и использовании археологических и этнографических информационных ресурсов. Одни из них связаны с согласованием вопросов соблюдения авторских прав авторов отчетов полевых исследований и, возможно, со своеобразной психологической перестройкой, поскольку открытость и свободный доступ к фондам автоматически создают возможность использования материалов, полученных в результате раскопок другими исследователями. Этот принцип положен в основу созданного при кафедре археологии и этнографии и лаборатории гуманитарных исследований Новосибирского государственного университета Информационного центра «Военное дело народов Сибири и Центральной Азии» 1. Работы по созданию этого проекта были поддержаны РГНФ (проект № 0301-12033в). При разработке данного проекта был учтен опыт создания электронных баз данных по археологии в Новосибирском государственном университете [Скобелев С. Г., Худяков Ю. С., 2003. С. 196–202].
В структуре указанного информационного ресурса было предусмотрено создание максимально полной библиографии научных публикаций по истории военного дела древнего и средневекового населения этих регионов [Борисенко А. Ю., 2003. С. 125–132]. Помимо этого была образована библиотека полнотекстовых публикаций по истории оружия и военного искусства. Однако основное место в данном информационном ресурсном центре отведено виртуальному «музею оружия», в рамках которого была собрана информация о находках предметов вооружения из раскопок археологических памятников и собраний сибирских музеев. В настоящее время в музее представлено в виде фотоиллюстраций и графических изображений более 300 различных образцов древнего и средневекового вооружения, относящегося к широкому хронологическому диапазону от эпохи энеолита до Нового времени. Основу оружейных фондов виртуального музея составляют археологические находки из коллекций Института археологии и этнографии СО РАН и лаборатории гуманитарных исследований Новосибирского государственного университета [Митько О. А., Худяков Ю. С., 2004. С. 224–225].
Использование этих материалов для изучения конкретных проблем сибирского оружие-ведения, в том числе вопросов исследования военного дела тюркских и монгольских народов Южной Сибири и Центральной Азии в периоды позднего средневековья и Нового времени, наглядно продемонстрировано ссылками на работы, представленные в данном информационном ресурсе в публикациях последних лет [Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С., 2004. С. 140–141].
Один из разделов музея посвящен оружию «русского времени» и включает в себя образцы русского оружия из археологических раскопок и этнографических коллекций музеев. Они представлены в виде фотографий или графических изображений и систематизированы согласно существующей в науке типологической классификации предметов вооружения на наступательное и оборонительное оружие дистанционного и ближнего боя, в том числе огнестрельное и ручное метательное, а также средства индивидуальной металлической защиты. К иллюстрациям прилагаются описания, включающие хронологическую и культурную атрибуцию памятников, в которых они обнаружены, обстоятельства находки, место хранения и имеющиеся аналогии. Особенностью русского оружейного комплекса периода освоения Сибири является его достаточно неоднородный, смешанный характер, когда европейские образцы сочетались с сибирскими, центрально-азиатскими, среднеазиатскими, кавказскими и даже малоазиатскими предметами вооружения и их аналогами.
При размещении на сайте результатов археологических раскопок памятников русского оборонительного зодчества, таких как крепости и остроги, крайне важным является соблю- дение комплексности подачи материала, с чем связан ряд проблем методического характера. Это касается представительности имеющейся фотографической документации для изучения отдельных объектов, чертежей, графических реконструкции и описания, обеспечивающих полную характеристику изучаемого объекта («принцип необходимой достаточности»).
Индивидуального рассмотрения требуют и вопросы размещения находок оружия, сохранность которых не в должной мере удовлетворительна, а также отдельных деталей оружия, встречающихся на памятниках в массовом количестве, таких, например, как ружейные кремни.
В настоящее время русское оружие на сайте Информационного центра «Военное дело народов Сибири и Центральной Азии» представлено отдельными экземплярами кольчуг, оружием ударно-дробящего действия (кистень), ядрами («дробинами»), ружейными кремнями, орудием для литья свинцовых пуль, шомполами.
Пополнение виртуальных фондов невозможно без активного участия пользователей и в первую очередь музейных работников и археологов. Именно с ними могут быть связаны «поступления», поскольку каждый полевой сезон приносит новые археологические находки.
Необходимость перевода в электронный формат фондов коллекций, их «дублирование», при всей сложности и масштабности этой работы давно уже стала очевидным фактом. Существующие методы размещения информации позволяют свести их в единое адресное пространство, обеспечить поддержку ее целостности и постоянное пополнение. Наиболее эффективной является сетевая структура информационной среды, состоящей из ряда специализированных порталов, связанных системой сносок с центральным порталом.
В частности, единый доступный банк материалов археологических исследований памятников русской культуры в Сибири может быть создан на базе предметно ориентированного сайта, аккумулирующего всю информацию о ресурсах на специализированных порталах и обеспечивающих свободный и удобный доступ к ним. Источниками же специализированных порталов могут быть археологические и этнографические коллекции, созданные при музеях, и материалы региональных научных центров. Одной из составных частей единого банка данных, интегрированных в его структуру, может стать и собрание образцов русского оружия на сайте Информационного центра «Военное дело народов Сибири и Центральной Азии».
Вся информация, относящаяся к русскому оружию и военной культуре русских землепроходцев в Сибири, содержащаяся в Информационном ресурсном центре, ориентирована на использование специалистами в научно-исследовательских целях. Однако форма подачи информации в нем делает ее вполне пригодной и для других, в частности образовательных и научно-просветительских задач.
Важная информация о русском оружии из археологических памятников Северной Азии эпохи позднего средневековья и Нового времени может быть использована в качестве иллюстративного материала в процессе чтения общеобразовательных и специальных лекционных курсов по истории, археологии и военному делу Сибири и Дальнего Востока. Эти материалы могут быть использованы студентами, специализирующимися по археологии для подготовки курсовых и дипломных работ по соответствующей тематике. Позитивный опыт использования археологических материалов по военному делу русского населения Сибири при подготовке квалифицированных специалистов по археологии был успешно апробирован и применен в рамках работы Совместного сибиреведческого учебно-научного центра по специальностям «Археология» и «Этнография» Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН в 1998-2000 гг. [ Моло-дин В. И. и др., 2000. С. 571-572 ] .
Материалы по военному делу землепроходцев могут стать важной базой в корпусе вещественных источников для разработки специальных курсов по проблемам этнокультурного взаимовлияния и взаимодействия русского и коренных народов по данным археологии Сибири и Центральной Азии позднего средневековья и Нового времени.