Значение культуры потребления для формирования эстетических ценностей современного общества

Автор: Хабаров А.А., Логинова М.В.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 6-2 (105), 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется специфика влияния культуры потребления на трансформацию эстетических ценностей в современном обществе. Раскрывается взаимосвязь между культурой массового потребления и осознанными действиями человека. На основе работ ведущих специалистов проводится анализ причин утраты элементов эстетики, вызванной этой культурой. В контексте разрушительных тенденций выявляется стратегический потенциал традиционных российских институтов культуры - существующих библиотек и театров, как инструментов сохранения подлинных эстетических норм. В заключении обосновывается целесообразность переориентации государственной культурной политики на необходимость интеграции подлинных ценностей в медиапространство для сдерживания потребительских трендов.

Еще

Эстетика, культура массового потребления, общество, массовая культура, духовные ценности, информационное пространство

Короткий адрес: https://sciup.org/170210656

IDR: 170210656   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2025-6-2-41-45

Текст научной статьи Значение культуры потребления для формирования эстетических ценностей современного общества

Культура массового потребления заметно изменяет социальный и психологический портреты общества в сторону упрощения восприятия компонентов в повседневной жизни. Питание, одежда, способы проведения досуга в совокупности в настоящее время нацелены на активное потребление обществом и непрерывное воспроизведение процесса потребления.

Во многом обозначенная ситуация сопряжена с необходимостью обеспечивать развитие экономики. Финансовое обеспечение за счет изменения культурологического аспекта существенно меняет смысловую нагрузку существования общества во всем мире. Стоит отметить, что ранее наблюдалось ограниченное количество информации об окружающей действительности, что отражалось на стремлении человека познать ее при помощи искусства и коммуникаций с другими людьми [1, с. 60]. Однако в настоящее время на фоне значительного количества информации в пространстве, с которой взаимодействует ежедневно человек, тенденции направлены в сторону непрерывного и неосознанного потребления в целях обеспечения защитной функции от внешней информации [2, с. 151].

Человек склонен не задумываться о своих действиях и их последствиях, что утрачивает взаимосвязь между его отношением к жизни и содержательной частью его существования. Э. Фромм утверждал, что способность сосредоточиться с появлением технологий и различных технических устройств постепенно стало редкостью для человека. Соответственно, данному индивиду свойственно увлечение одновременно несколькими направлениями. Например, сегодня человеку нравится слушать музыку, общаться с друзьями и выполнять иные действия одновременно без глубокого погружения в каждое из обозначенных действий.

Массовому потреблению, согласно Э. Фромму, способствует ограниченное восприятие человеком реальности в момент бодрствования, что на фоне значительного количества информации и интенсивности жизни заставляет пребывать в состоянии постоянного транса. Это значит, что окружающую действительность индивид воспринимает в качестве фона и не осознает значение определенного аспекта жизни непосредственно для него [3, с. 103].

Согласно М.И. Ермаковой, деструктивное влияние массового потребления на эстетиче- скую часть восприятия жизни зафиксировано еще в 1970-х годах в результате трансляции во многих странах средствами массовой информации (СМИ) развлекательных информационных продуктов, не нацеленных на развитие личности человека. Ермакова отмечает, что подобная информационная политика СМИ была вызвана коммерческим участием производителей товаров, для которых важно увеличение объемов потребления производимых товаров, что впоследствии отражалось на активном участии обозначенных коммерческих организаций в редакционной политике телевизионных программ, печатных периодических изданий и в сюжетной линии производимых художественных фильмов [4, с. 136].

Рассматриваемая тенденция активного участия коммерческих организаций в информационном пространстве прослеживается и в настоящее время, что выражается в усилении массового потребления товаров и услуг, которые, с точки зрения их производителей, в обязательном порядке необходимы человеку. Отличительной особенностью внушения необходимости массового потребления является отсутствие смысла в обозначенном действии [5, c. 22].

Психолог В. Франкл указывал на необходимость наличия для человека смысла его действий, которые никогда и ни при каких обстоятельствах не затрагивает товары массового потребления. Согласно В. Франклу, смысл жизни каждого человека индивидуален и базируется на его ценностях. Это значит, что действительный смысл существования человека содержится в определенном экспрессивном состоянии, в котором данный человек изъявляет желание оставаться. Товары массового потребления служат в роли симулякров, так как они предоставляют человеку возможность испытать ложные эстетические чувства вместо истинных [6, с. 76].

Различия между симулякрами и истинными эстетическими чувствами состоят в том, что эстетическая направленность нацелена на личностное развитие человека и его эмоциональное содержание, которое доступно для каждого человека в любое время. Симулякры нацелены на искусственное создание условий, при которых человек вынужден прилагать дополнительные усилия, в том числе в ущерб состоянию своего здоровья, в целях получе- ния желаемого блага. При этом обозначенное благо не содержит в себе эмоциональную наполненность, не развивает человека как личность и не всегда доступно ему как благо [7, с. 136].

А.А. Громыко рассматривал массовое потребление в аспекте массовой культуры. Он считал, что обозначение «массовое» и «культура» между собой противоречат, если исходить из изначального понятия культуры, которое состоит из искусства, науки и образования и других проявлений культурной деятельности человека. Соответственно, массовая культура противостоит эстетическому смыслу функционирования человека и не всегда содержит духовные ценности [8, c. 8].

Культура массового потребления провоцирует развитие примитивного искусства, упрощенного для получения эстетического удовольствия в облегченной форме. Некоторые исследователи ссылаются на Э. Фуль-киньони, который рассматривал культуру массового потребления с точки зрения популяризации настоящего искусства, трансформации остатков старой элитарной культуры, адаптирующейся к более низкому уровню интеллектуальной направленности [9, с. 56]. Культура массового потребления нацелена на обеспечение доступа к искусству широких слоев населения, однако такой доступ обеспечивается путем упрощения изначального смысла результатов настоящего искусства [10, с. 58].

Наиболее распространен подход к упрощению эстетической составляющей искусства в сфере культуры массового потребления, который культивируется СМИ, обладающими существенным влиянием на общество. В действительности разделение на массовую и немассовую культуру приводит к очередной проблеме эстетического содержания, связанной с искусственным ограничением доступа к результатам интеллектуальной деятельности, которая культивируется средствами массовой коммуникации как настоящее искусство [11, с. 38].

Обозначенный подход формирует культуру массового потребления тем, что широким слоям населения представляется важным посетить культовые объекты искусства в целях обеспечения социального превосходства над другими представителями общества без пре- следования смысла восприятия определенного результата интеллектуальной деятельности. В частности, многие посетители Эрмитажа преимущественно стремятся посетить наиболее известные экспозиции музея, в то же время вся экспозиция Эрмитажа представляет взаимосвязанную систему, позволяющую погружаться в различные эпохи развития общества. Примером стремления к культуре массового потребления может служить французский музей Лувр, в котором наибольшей востребованностью пользуется произведение Леонардо да Винчи «Мона Лиза». При этом вблизи обозначенного полотна размещена другая работа художника «Мадонна в скалах», которая кратно меньше востребована среди посетителей по причине соответствующей информационной и воспитательной работы всей инфраструктуры образования науки и культуры всего мира [12, с. 76].

Разрушение эстетики современного общества также достигается путем создания элитарности и снижение значимости народного искусства, содержащего в себе следы исторического развития народа в культурном смысле. Практика такова, что народное искусство способно обогатить духовное пространство человека, в том числе по причине наполненности смысловой нагрузки и доступности, однако тенденция культуры массового потребления не позволяет обеспечить высокую степень заинтересованности к народному искусству, особенно подрастающего поколения.

Определенная часть исследователей считает, что массовая культура, предназначенная для массового потребления, сопряжена с производством псевдохудожественного конечного продукта, который подчиняется установленным стандартам и принципам для определенного деструктивного воздействия. Применяются специальные механизмы и инструменты, которые комбинируют содержательную часть продукта массового потребления из признаков культурных компонентов и ложных ценностей.

В результате потребителю кажется такой продукт массовой культуры как доступный и приемлемый, что в действительности приводит к формированию в его мозге нейронных связей, впоследствии принуждающих его к определенному общественному поведению, типу мышления, определенным ценностям, отвечающим интересам производителей продуктов массового потребления.

В отношении культуры массового потребления и отдельно запроса на удовлетворение эстетических потребностей следует отметить, что среди населения существует лишь отдельная категория, для которой содержательная часть эстетического результата интеллектуального развития представляют особую важность. Однако стоит отметить, что потребность общества в смысловой наполненности неукоснительно растет.

С точки зрения культуры массового потребления, библиотеки в настоящее время обладают инструментами для сохранения культурного потенциала государства. Необходимо более детализировано изучить деятельность библиотек на территории Российской Федерации, которые успешно справляются с задачей сохранения эстетики в общественном сознании. Тем не менее, представляется возможным констатировать, что библиотеки могут выступить ключевым источником для управления культурой массового потребления на территории Российской Федерации.

С высокой вероятностью, возможно предположить, что инструменты положительного воздействия на общественное сознание, которыми обладают библиотеки, сопряжены с историческими предпосылками, относящими российских граждан к представителям «читающей» страны. Кроме того, библиотеки, особенно в сельской местности, выступают доступным способом удовлетворения эстетических потребностей, что определяет необходимость для музеев разрабатывать программы, обеспечивающие доступ населения к их экспозициям. Усиление роли библиотек и театров в общественном сознании населения Российской Федерации будет способствовать сохранению эстетики на фоне воздействия мировой культуры массового потребления.

В прогнозируемом будущем ожидается дальнейшая популяризация библиотечной системы, особенно в регионах государства. На данный период времени Министерство культуры Российской Федерации обладает возможностью сохранить эстетический потенциал населения в случае, если увеличит категории граждан, которые могут воспользоваться возможностями «Пушкинской карты», в том числе путем оплаты проезда до определенно- го объекта культуры районного или регионального значения.

В заключение следует отметить, что культура массового потребления имеет воздействие преимущественно посредством СМИ. Эстетические потребности в настоящее время населением Российской Федерации удовлетворяются учреждениями культуры. Таким образом, в целях сохранения культурного потенциала необходима переориентация государственной политики в сторону усиления роли инфраструктуры культуры в СМИ.

Функционирование таких телевизионных каналов, как «Культура», для реализации обозначенной государственной политики недостаточно. Взаимосвязь между культурным наполнением сетки вещания телевизионных каналов, периодических изданий и культурой массового потребления под управлением государства может в совокупности привести к иной информационной политике, элементы которой доказали эффективность в советский период.