Значимость психоэмоционального климата коллектива в аспекте сохранения психического и соматического здоровья
Автор: Зарицкий Александр Богданович, Рыбалко Полина Валентиновна, Бутенко Екатерина Романовна, Анохина Аделина Станиславовна
Журнал: Вестник профессионального образования.
Рубрика: Охрана труда и безопасность жизнедеятельности
Статья в выпуске: 2 (7), 2018 года.
Бесплатный доступ
В работе рассматривается роль руководителя в создании оптимального психоэмоционального климата коллектива для предупреждении возникновения экстремальных ситуаций на производстве и сохранении здоровья сотрудников.
Стресс, аффект, производительность труда, психоэмоциональное состояние
Короткий адрес: https://sciup.org/15017998
IDR: 15017998
Текст научной статьи Значимость психоэмоционального климата коллектива в аспекте сохранения психического и соматического здоровья
Большинство людей далеких от медицины убеждены в том, что стресс – это опасное и крайне неблагоприятное состояние, имеющее исключительно негативные последствия. На самом деле, стресс, как и шок – варианты защитной реакции организма на экстремальную ситуацию.
В состоянии стресса происходит выброс в кровь большого количества «стрессорных» гормонов, позволяющих человеку, на короткий промежуток времени, приобрести возможности выполнить действия, на которые он не способен в обычном состоянии. Хорошо известны случаи, когда в состоянии стресса женщины передвигали бетонные плиты, привалившие их детей, которые позже не могли сдвинуть с места шестеро крепких мужчин; или когда подросток, далекий от спорта, перепрыгнул двухметровый забор, спасаясь от агрессивного животного. Трудно себе даже представить, сколько людей спасло себе жизнь благодаря состоянию стресса!
При экстремальных ситуациях у человека, как правило, нет времени на тщательный анализ, поиск оптимальных путей решения, оценку возможных последствий своих деяний. В данной ситуации, чаще, действовать приходится быстро, на уровне рефлексов, что, практически, исключает участие в процессе центральной нервной системы. Такой вариант стрессовой реакции в Юриспруденции называется аффектом. Пребывание в таком состоянии человека на рабочем месте может привести к катастрофическим последствиям. Именно поэтому, опытные специалисты, работа которых сопряжена с риском возникновения экстремальных ситуаций, путем длительных тренировок вырабатывают способность действовать автоматически «не задумываясь», что позволяет основательно сократить время реакции.
Достаточно часто созданием стрессового состояния пользуются спортсмены: перед ответственными соревнованиями, опытные тренеры «настраивают» своих подопечных на стартовый рывок так активно, что со стороны это, не редко, выглядит как науськивание

собачьей своры на травлю дичи. Кстати, если тренер поторопился со своей «психологической поддержкой», то спортсмен легко может «перегореть» и эффект будет противоположным.
В этой связи любопытно наблюдать за спринтерами, которые совершенно осознано совершают «фальстарт», чтобы поставить конкурентов в не выгодные условия. Ведь оппоненты уже настроились на стартовый рывок и в их крови оказалась ощутимая порция стрессорных гормонов, которые оказались не реализованными.
Оптимальным условием благоприятного разрешения экстремальной ситуации является реализация стрессорных гормонов в виде повышенной физической нагрузки. Если же человек, подвергшийся воздействию стресса, лишен возможности активно двигаться (согласитесь, нелепо выглядел бы авиадиспетчер, исполняющий танец маленьких лебедей на рабочем месте во время координации посадки авиалайнера!) то реализация гормонов происходит по неблагоприятному варианту, нарушающему функции многих органов и их систем, в том числе, приводя к резкому истощению функциональных возможностей нервной системы. Что неблагоприятно скажется на памяти, координации, внимании, скорости реакции, мотивационной составляющей и пр.
Кстати, способ борьбы с последствиями стресса, впервые предложенный японцами, а впоследствии распространившийся во многих странах «Западного мира», заключавшийся в установке на 1 этаже офиса компании чучела ее хозяина на котором каждый желающий мог беспрепятственно выместить накопившиеся эмоции, используя его в качестве боксерской груши, в наших условиях изначально неприменим.
Во-первых – при наличии камер видеонаблюдения, эта процедура стала бы последней для каждого кто рискнул бы близко подойти к объекту психологической разгрузки; во вторых – очередь перед объектом по своим размерам быстро бы потеснила в книге рекордов Гиннеса очередь в мавзолей и заставила бы учреждение работать круглосуточно; в третьих – чучело пришлось бы менять каждые 15–20 минут, что привело бы к резкому повышению статьи расходов и созданию хронической стрессовой ситуации у работников бухгалтерии; и, наконец, – практически мгновенно сформировался бы тотализатор, что неминуемо повлекло бы к конфликту с законодательством.
В этой связи, способ борьбы с последствиями стресса, продемонстрированный Н.С.Хрущовым с трибуны Генеральной ассамблеи ООН при помощи подручного
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(а точнее - подножного) средства в виде эксклюзивного ударного инструмента - ботинка, в сочетании с перспективой перманентного знакомства с близким родственником Кузьмы, выглядит на порядок целесообразнее, хотя, и менее дипломатично.
Еще менее дипломатично выглядит способ борьбы с последствиями стресса, активно применявшийся в Советской Армии. Речь идет о не нормативной лексике. С учетом того, что большинство сквернословий в русский язык попало из древнетатарского, следует признать это одним из неоценимых подарков великого народа славянам на ряду со щедрым хотя и недостаточно корректным одариванием своим генофондом.
Попав в ряды СА в качестве начальника медицинской службы части, один из авторов был неприятно шокирован обилием не цензурной лексики в устах сослуживцев. Будучи принципиальным противником любого варианта брани, он вел непримиримую борьбу с этим явлением. Но максимум чего удалось добиться на этом поприще -сослуживцы не ругались при нем. Но в стрессовых ситуациях забывали о всех условностях и самозабвенно переходили на древне-татарское наречие, сопровождая свое «красноречие» активными размашистыми жестами, утилизуя свои стрессорные гормоны с энтузиазмом достойным лучшего применения.
Как не парадоксально это может звучать, но, наблюдая за последствиями стрессовой ситуации, доктор констатировал, что исполнитель арии татарского гостя участник конфликта быстро успокаивался, цвет его лица принимал обычную окраску, пульс быстро нормализовался и становился ритмичным, чего нельзя было сказать о жертве его нападок. Обследование пострадавшего давало совершенно другие результаты: артериальное давление превышало «рабочее» на 20–40 (иногда 80) мм рт. ст., пульс был частым, иногда аритмичным, частота дыхания основательно увеличивалась, координация движений резко нарушалась. Но самыми опасными последствиями ситуации становилось то обстоятельство, что пострадавший, обычно, стремился тут же «согнать зло» на своих подчиненных и цепочка последствий могла быть весьма протяженной.
Как шутили военнослужащие: «Здоровье солдат зависит от того, в каком настроении проснется жена командующего округом: если она испортит настроение супругу с утра - к вечеру военный строитель сломает свою лопату о не в чем не повинную березу!».
t^CCtH»*
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кстати, упоминание о некоей «отрицательной» энергии, распространение которой происходит в данной ситуации абсурдно, особенно, если это исходит из уст врача. Человек, уважающий своих преподавателей физики обязан знать, что энергия не бывает отрицательной или положительной. Это необходимый для жизни ресурс, пользоваться которым нужно осторожно с учетом необходимой техники безопасности (иначе – «предохранители» могут перегореть).
В состоянии стресса, не имея возможности реализовать свои гормоны в виде активных действий, пострадавший испытывает резкие изменения работы именно регуляторных систем (нервной и гуморальной), что приводит к ощутимым нарушениям функций всех органов и систем организма. Это наглядно проявляется на примере дыхательной и сосудодвигательной систем: дыхание заметно учащается и становится более глубоким, отмечается активизация «вспомогательных» дыхательных мышц; резко учащается пульс, повышается артериальное давление, лицо приобретает аномально красноватый оттенок (может отмечаться акроцианоз), значительно увеличиваются и контурируют вены области шеи.
Данное состояние может сопровождаться головными болями, головокружением, потерей сознания; приводить к таким последствиям как инсульт, инфаркт или артериальный тромбоз различной локализации. И уж неминуемо скажется на результатах работы, ибо в данном состоянии повышается риск фатальных ошибок, последствия которых станут не сопоставимыми с причиной, изначально ставшей поводом для конфликта. Любой администратор должен помнить о данном обстоятельстве, дабы исключить во вверенном его руководству подразделении заведомо опасной ситуации.
А, по-настоящему талантливый руководитель, в ответственные моменты для коллектива, должен подбадривать, вдохновлять и воодушевлять подчиненных. Ведь действие эндорфинов на человека гораздо полезнее и способно предотвращать выделение стрессорных гормонов. В качестве практической рекомендации читателям, как вести себя в ситуации, когда экзальтированный начальник распекает их, не выбирая выражений, часто незаслуженно (по мнению большинства жертв), можем предложить следующее: глупо пытаться оправдываться в данной ситуации! Вас все равно никто не услышит! В таком состоянии человеку нужно реализовать свои стрессорные гормоны в полном

объеме. Не препятствуйте пострадавшему. А именно так нужно относиться к человеку в подобном состоянии
Проявите участие к нему (ведь за несколько минут до этого его кто-то «завел»). Когда он успокоится Вы по пунктам легко сможете объяснить свою позицию и отстоять личную невиновность хотя бы по большинству позиций претензий в Ваш адрес.
Наилучший рецепт изложен в Библии: «Возлюби ближнего своего!». Конечно, не следует улыбаться в лицо человека в подобном состоянии. Вряд ли его обрадует такая реакция с вашей стороны. А вот если вы мысленно будете желать ему успокоения и умиротворения. Как мантру будете повторять (мысленно!!!): «Ну, Вы же мудрый и хороший человек! Вы же обычно такой добрый и обходительный! Вы же такой вежливый и деликатный! Ну не нужно так расстраиваться! Все решаемо и устранимо! Проблема не стоит Вашего здоровья!..»
Поверьте личному опыту авторов, это весьма надежный барьер перед формированием стрессовой реакции.
Со своей стороны, руководитель коллектива, если он уважает, конечно, хотя бы себя, ни в коем случае не должен унижать подчиненных! Тем более, оскорблять их! У умного человека уважение к себе должно начинаться с уважения окружающих.
Конечно, самый эффективный способ поощрения – материальный. Но, в наших условиях, возможность руководителя полноценно отблагодарить сотрудника за добросовестный, творческий, сверхурочный труд сведены, практически, к нулю. Но, что в силах сделать администратор, даже в нынешних условиях, так это хотя бы в присутствии коллег похвалить подчиненного за инициативу, изобретательность, смекалку… проявленные при выполнении своих функциональных обязанностей. Доброжелательное отношение коллег способно вдохновить человека на творческий подход к работе, а главное, остальные сотрудники постараются не отстать от своего коллеги.
Совсем не обязательно учреждать переходящий вымпел «Ударник капиталистического труда» с изображением американского президента Вашингтона в ластах и бейсболке. Но воспитание у сотрудников мотивации к качественному выполнению своей работы – основная задача руководителя.
Выводы :
-
1. Наличие благоприятного психоэмоционального климата в коллективе – необходимое условие предотвращающее возникновение опасных ситуаций на производстве, возникающих по вине сотрудников.
-
2. Здоровье и работоспособность сотрудников предприятия на прямую зависит от психоэмоционального климата коллектива.
-
3. Сохранение благоприятного психоэмоционального климата коллектива – одна из основных задач грамотного и успешного руководителя.
Список литературы Значимость психоэмоционального климата коллектива в аспекте сохранения психического и соматического здоровья
- Вильямс, К. Тренинг по управлению стрессом [Текст] / К. Вильямс. -Москва, 2002. - С. 5-33.
- Джафарова, О. А. Метод игрового биоуправления и регуляция ритма сердца [Текст] / О. А. Джафарова // Бюллетень Сибирского отделения РАМН. - 1999. - № 1 (91). - С. 62-67.
- Судаков, К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу [Текст] / К. В. Судаков. - Москва, 1998. - 168