Знали ли древние греки натуральный обертоновый ряд?

Автор: Александрова Людмила Викторовна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Лекции

Статья в выпуске: 1 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

Музыкальная теория, развивавшаяся в русле единого музыкально-математико-астрономического синтеза, прямого ответа на поставленный вопрос – «знали ли древние греки натуральный обертоновый ряд» как обоснованную систему? Тем не менее, музыкальная теория в сохранившихся источниках – оригинальных трудах, их фрагментах, компиляциях – достаточно близко подошла к пониманию существования явления, названного значительно позже «натуральным обертоновым рядом». В статье предпринята попытка отыскать соответствие между отдельными математически вычисленными интервалами, основными системообразующими родовыми тетрахордальными структурами (диатон, хрома, энгармония) и сегментами натурального обертонового ряда как свидетельства единства научного и эмпирического (слухового) подхода к достижению наилучшего звучания Музыки, вселенской Гармонии. Статья представляет собой переработанный и дополненный вариант Лекции для студентов и преподавателей консерваторий «Музыкальная акустика в трудах древних ученых» (Новосибирск, 2009).

Еще

Естественный обертоновый ряд, тетрахорд, античная музыкальная сиснатуральный обертоновый ряд, тетрахорд, античная музыкальная система, пифагорейский строй, монохорд, геликон, Пифагор, Архит, Эратосфен, Аристоксен, Птолемей

Короткий адрес: https://sciup.org/147237641

IDR: 147237641   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-1-370-406

Список литературы Знали ли древние греки натуральный обертоновый ряд?

  • Александрова, Л. В. (2009) «Никомаха из Герасы. Руководство по гармонике. О трактате и его источниках», ΣΧΟΛΗ (Schole) 3.1, 161–171.
  • Александрова, Л. В. комм. пер., Т. Г. Мякин, пер. (2009) «Никомаха из Герасы, пифагорейца, Руководство по гармонике, продиктованное на скорую руку, сообразно старине», ΣΧΟΛΗ (Schole) 3.1, 172–205.
  • Беляев, В. М., ред., комм., Болдырев, А. Н., пер. с перс. (1960) Джами, Абдурахман Трактат о музыке. Ташкент.
  • Ван дер Варден, Б. Л. (1959) «Пифагорейское учение о гармонии», Пробуждающаяся наука, пер. с голл. И. Н. Веселовского. Москва, 395–434.
  • Виноградов, В. С. (1976) Индийская рага. Москва.
  • Гарбузов, Н А., ред. (1940) Музыкальная акустика. Москва.
  • Гаспаров, М. Л., пер. (1995) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях, изречениях знаменитых философов. Москва.
  • Герцман, Е. В. (1986) Античное музыкальное мышление. Ленинград.
  • Герцман, Е. В. (1995) Боэций и его трактат о музыке, Музыкальная Боэциана. Санкт-Петербург, 7–184.
  • Герцман, Е. В. (1988) Византийское музыкознание. Ленинград.
  • Гулисашвили, Б. А. (1969) История создания чистого строя: Автореф. дисс. … доктора искусствоведения. Тбилиси: Тбилисский гос. ун-тет.
  • Жмудь, Л. Я. (1994) Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. Санкт-Петербург.
  • Закс, Курт (1937) Музыкальная культура Египта, Музыкальная культура древнего мира. Ленинград, 46–67.
  • Закс, Курт (1937) Музыкальная культура Вавилона и Ассирии, Музыкальная культура древнего мира. Ленинград, 90–108.
  • Иванов, Г. А., пер. (1894) Неизвестного автора (Аноним) Введение в гармонику, Филологическое обозрение, VII, кн. I–II (Москва) 3–46, 181–230.
  • Кашкин, Н. пер. с нем. (1898) Риман, Г. Акустика с точки зрения музыкальной науки. Москва.
  • Кубицкий, А. В., пер. (1934) Аристотель, Метафизика. Москва; Ленинград.
  • Лебедев, А. В., сост., пер. (1989) Фрагменты ранних греческих философов. Москва.
  • Лосев, А. Ф. сост., (1960) Античная музыкальная эстетика. Москва.
  • Лосев, А. Ф., Асмус, В. Ф., Тахо-Годи, А. А., ред., Егунов, А. Н., пер. (1994) Платон. Послезаконие. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 3. Москва, 438–454.
  • Лосев, А. Ф., сост., Тахо-Годи, А. А., примеч., Маркиш, С. П., пер. (1990) Платон. Горгий. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 1. Москва, 477–574.
  • Лосев, А. Ф., Асмус, В. Ф., Тахо-Годи, А. А., ред., Егунов, А. Н., пер. (1994) Платон. Государство. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 3. Москва, 79–420.
  • Лосев, А. Ф., сост., ред., вст. статья, Шейнман-Топштейн С. Я., пер. (1986) Платон. Лахет. Платон. Диалоги. Москва, 223–249.
  • Петухов, М. (2015) пер. с нем. Гельмгольц, Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. Москва.
  • Полынова, Н. Н., С. И. Церетели, С. И., Э. Л Радлов, Э. Л и Церетели Г. Ф., пер. (1902) Таннери, П. Первые шаги древнегреческой науки. Санкт-Петербург.
  • Рагс, Ю. Н. (1998) Акустика в системе музыкального искусства: дисс. в виде науч. доклада … доктора искусствоведения. Москва: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского.
  • Сидаш, Т. Г. пер. (2008) Плутарх. О рождении души по Тимею. Платон. Сочинения. Санкт-Петербург: Изд. С-Петерб. ун-та. 53–114.
  • Тагмизян, Н. К. (1977) Теория музыки в древней Армении. Ереван.
  • Томасов, Н. Н., пер., Е. М. Браудо, комм. (1922) Плутарх, О музыке. Петроград.
  • Тюлин, Ю. Н. (1939) Учение о гармонии. Ленинград: вып. 1.
  • Цыпин, В. Г., пер., прим. (1997) Аристоксен, Элементы гармоники. Москва.
  • Цыпин, В. Г. (1998) Аристоксен. Начало науки о музыке. Москва.
  • Шестаков, В. П. (1975) От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античнсти до XVIII века. Москва.
  • Щетников, А. И. пер., прим. (2012) «Аристотелевский корпус, Музыкальные проблемы», ΣΧΟΛΗ (Schole) 6.1, 87–97.
  • Щетников, А. И. пер., прим. (2012) «Евклидов корпус, Деление канона», ΣΧΟΛΗ (Schole) 6.1, 98–110.
Еще
Статья научная