Золото на севере Урала
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/149128886
IDR: 149128886
Текст статьи Золото на севере Урала
С давних времен начали успешно разрабатываться месторождения золота на fiжном и Среднем Урале. Хотя и медленно, но постепенно работы по поискам новых месторождений распространялись нa север, и в конце XIX века были открыты золотоносные россыпи на Северном Урале в бассейне р. Вишеры, что, по-видимому, стало толчком для продвижения поисковых работ еще далее нa север. В какой-то степени это, вероятно, основывалось на старом правиле поисковиков — рудознатцев — искать руду около руды, так как сведений о геологии северных частей Урала было к этому времени очень мало. В результате наиболее интенсивно начали опоисковываться области водораздела рек Камы и Печоры и бассейн верховья Печоры. Вообще в литературе о наличии золота нa севере Урала упоминается давно и во многих работах. Однако материалов с описанием конкретных находок оказалось немного. В большинстве случаев старые публикации представляют собой общие обзоры, в которых в числе других, известных на Уральском Севере полезных ископаемых упоминается золото, и чаще всего без ссылок на первоисточники и без характеристики рудопроявлений.
Одним из первых, кто открыл в 1844 г. признаки золотоносности в бассейне верхней Печоры, был П. М. Бур-нашев (1876), экспедиция которого обнаружила золото в аллювии рек Копейной, Порожной, Волосницы, Чистой, Оленьей и др. Однако содержание его было незначительно, и только на р. Во-лоснице оно достигало 0.3—0.6 г/т.
В 1847—1850 гг. первой экспедицией Русского географического общества на север Урала под руководством Э. К. Гофмана (1856) было установлено золото в аллювии р. Кожымъю — притоке Илыча в его верховье — в количестве до 0.5 г/т. Кроме того, знаки золота были отмечены севернее, на притоках р. Щугера, в верховье р. Лемвы и по р. flруте. Вместе с золотом иногда в шлихах встречались и знаки платины. В 1855 г., по данным Н. К. Высоцкого (1925), тобольским купцом Сыромятниковым была организована экспедиция Кольштедта на Полярный Урал. Ею было открыто рудопроявление халькопирита, содержащего золото.
В 1857 г. Антипов А. 2-й, изучавший месторождения угля в бассейне р. Печоры, попутно установил знаки золота в аллювии ряда правых и левых ее притоков.
В 1860—1861 гг. специальными поисковыми работами на золото на средства известного предпринимателя М. Сидорова занимались Золотилов и Степанов. Ими были открыты золотоносные россыпи на притоках р. Щугер — Волоковка и Филиппъель. В те же годы были заявлены прииски в бассейне Печоры, по ручью Калашниковскому и р. Выдерве, но добычных работ на них не производилось.
В 1910 г., по данным И. М. Шеми-гонова (1913), в устье р. Еграляги были найдены гальки кварца с крупинками золота. Значительно позже, в 1929 г., экспедицией Главного геолого-разведочного управления на р. Малой Ег-раляге были обнаружены золотоносные россыпи, а в 1933—1935 гг. экспедицией Ухта-Печорского треста в 10 км вверх от устья на этой реке был вскрыт шурфами золотоносный пласт с содержанием золота 0.25—0.28 г/т и найдена небольшая кварцево-суль-фидная жила с содержанием золота до 3 г/т. Знаки золота были установлены также в верховьях рек Щугера и Илыча (около устья руч. Сотчемъ- ель: Н. М. Леднев, 1941 г.; отчет в фондах Коми НЦ УрО РАН).
В 1918 г. В. Н. Трапезников на основании литературных данных указал на наличие золота в верховьях рек Щуге-ра, Илыча, Малой Печоры, Уньи и Ег-раляги, а Н. В. Ильинский (1919) сообщил о самородном золоте на Щугере.
В ряде обзорных статей, опубликованных в 1920 и 1926 гг., А. А. Чернов упомянул об известных ему проявлениях золота в бассейне Печоры и на основании анализа геологического строения Северо-Востока европейской части СССР высоко оценил перспективы открытия здесь промышленных россыпных и коренных месторождений золота. Особенное внимание он обращал на район верховья Печоры и на области развития кристаллических сланцев Очпармы. О наличии знаков золота в аллювии на Щугере, Волоковке, Унье, Илыче и М. Печоре упоминается также в обзорных статьях Филиппова (1922), H. А. Кулика (1924), А. М. Бабушкина (1925), А. Н. Алешкова (1929) и некоторых других авторов.
В 1933—1935 гг. упомянутыми выше работами Ухта-Печорского треста в верховье р. Печоры в сухом логу Ключик была открыта золотоносная россыпь с содержанием золота до 2 г/м3 породы. В течение нескольких лет эта россыпь разрабатывалась старателями. В. Н. Смирнов (1934) на опубликованной им карте полезных ископаемых отмечал россыпное золото на р. Волоснице и некоторых других притоках Печоры в ее верховье. Е. Д. Сошкина и Т. А. Добролюбова (1935) указывали на находки знаков золота на Подчереме.
В 30—40-е гг. Г. П. Софронов (1944), Г. А. Падалка (1930), В. П. Белоусова (1938) установили ряд коренных золо-топроявлений на Полярном Урале в хромитовых рудах в ультраосновных массивах — Рай-Изском, Хойлинском, Кэршорском — с содержанием золота от следов до 1.4—4.1 г/т.
Кроме того, Г. П. Софронов установил присутствие знаков золота на рр. Ха-руте, Енганепэ и на р. Воркуте (1942).
О новых и известных ранее золото-проявлениях на западном склоне Приполярного и Полярного Урала многократно упоминается в более поздних работах Г. П. Софронова (1948, 1955), Н. А. Алешкова (1933, 1935, 1937) и А. А. Чернова (1944, 1947, 1948, 1953, 1955, 1961). Особо следует отметить написанный П. Д. Калининым очерк о состоянии изученности золотопроявле-ний Полярного и Приполярного Урала в крупной коллективной монографии «Геологическое строение и полезные ископаемые Коми АССР» (1953).
В очерке П. Д. Калинина на основе анализа материалов, опубликованных до 1950 г. включительно, уже окон-туривается золотоносная провинция, протягивающаяся вдоль западного склона Урала от верховья р. Печоры до верховья р. Усы. Выделяются три типа коренных проявлений золота: в связи с хромитовыми рудами, пирит-содержащими кварцевыми жилами и пиритизированными зонами в экзоконтактах кислых интрузий. Эта классификация в своей основе была использована А. В. Колпаковым (1965) при анализе известных коренных и россыпных месторождений.
В 1960 г. Л. С. Смирнов открыл золото в кварцево-арсенопиритовых жилах массива Манитанырд на Полярном Урале. Содержание золота в них достигало 10 г/т и более.
В 1961 г. золото вместе с серебром было установлено в серноколчеданных рудах в Ния-Хойском хребте, а в 1962 г. во время геолого-съемочных работ А. Д. Миклухо-Маклай нашел золото (от 3 до 32 г/т) в кварцево-пиритовых жилах в верховье р. Большой Лемвы.
Несколько раньше, в 1948—1949 гг., М. В.Фишман и Н. Н. Кузькокова обнаружили золото (до 0.3 г/т) в пиритизи-рованной зоне в экзоконтакте гранитов массива Ильяиз в верховье р. Подчерем. Кроме того, знаки золота были отмечены ими в современном речном аллювии этой реки.
В 1951—1952 гг. М. В. Фишман выявил присутствие знаков золота в ручьях на западном склоне хр. Сабля, а В. И. Есева установила широкое распространение золота в аллювии р. Подчере-ма — от среднего его течения до устья, т. е. на протяжении почти 100 км. В некоторых шлихах в лотковой пробе встреча-
^ecwjutto , февраль, 2004 г., № 2 лось более тридцати знаков золота (вес пробы составлял примерно 8 кг).
Эти находки побудили А. А. Чернова обратиться в существовавший тогда Коми совнархоз со специальной запиской, в которой обосновывалась необходимость организации специализированных поисковых работ, и в первую очередь в бассейне р. Подчере-ма. Аналогичные предложения были переданы в Коми-Ненецкое геологическое управление. В 1959 г. управлением была организована Верхнепечорская геолого-поисковая партия, подтвердившая наличие золота содержанием от 0.4 до 1.8 г/т в верховье Подчерема в коренных породах — в кварцевых жилах и метаморфических сланцах (А. В. Колпаков, 1965). Однако это не объясняло высокого содержания золота в аллювии в среднем и нижнем течениях Подчере-ма. А. А. Чернов считал, что источник этого золота связан скорее с девонскими диабазами массива Тимаиз и их других известных выходов.
В 1958—1961 гг. М. В. Фишман с участием Б. А. Голдина проводил детальные геолого-петрологические исследования в верховье р. Кожыма. Еще раньше А. Н. Алешковым (1935 г.) отдельные знаки золота были установлены на руч. Золото-Шор и Николайшор. Широкое шлиховое опробование по Кожыму в его верховье и по его притокам, проведенное М. В. Фишманом (1963 г.), показало повсеместное распространение золота в современном аллювии. В более чем 60 % отмытых шлихов было обнаружено золото от единичных до 20 знаков и более на одну лотковую пробу весом около 8 кг.
Морфология золотинок указывала на недалекий их снос. В результате была оконтурена площадь (более 700 км2) с признаками золотоносности. В нее попала область верховья р. Кожыма с притоками Николайшор, Игшор, Кузьпуаю, Б. Хаталамба, Санашор, Хасаварка, Понъю, Балбанъю, Пелингичей, Лапча-вож и др. Такое широкое распространение золота и общие особенности геологического строения района позволили высказать прогноз золотоносности бассейна верховья р. Кожыма и возможности ожидать здесь наличия коренных проявлений и промышленных россыпей. Соответствующие рекомендации были переданы в Коми-Ненецкое и Ухтинское территориальные геологические управления. Несколько позже, после проведения соответствующих анализов, было дополнительно сообщено о присутствии золота в цементе ордовикских конгломератов в верховье р. Балбанъю.
Первыми же поисковыми работами, проведенными Воркутинской ГРЭ, на рекомендованной территории были обнаружены промышленные россыпи. В 1978 г. А. А. Котовым и В. В. Зайковым на ручье Алькесвож была открыта пригодная для разработки золотоносная россыпь.
Интенсивные ревизионные работы и поиски, организованные в 60—70-е гг. по инициативе И. Б. Бредихина и И. Б. Гра-новича Полярно-Уральским геологоразведочным объединением, привели к установлению и оконтуриванию перспективных россыпных районов и коренных проявлений в пределах почти всего западного склона Приполярного и Полярного Урала. В этих работах участвовали многие геологи объединения. Основной объем поисковых работ пришелся на конец 70-х — начало 80-х гг. в связи с открытием Кожымского рудно-россыпного золотоносного района, где были выявлены и оконтурены месторождения россыпного золота, некоторые из них начали успешно разрабатываться уже в конце 70-х гг. Основные запасы золота были связаны с террасовыми россыпями современных речных долин. Коренные проявления были установлены на Полярном Урале в области Енганэпейско-Ма-нитанырдского рудного района. Однако наиболее перспективные месторождения коренного золота приурочены к Кожым-скому району, где интенсивные поиски ведутся с начала 80-х гг.
Интересное открытие самородного золота в хрусталеносной кварцевой жиле среди мраморов на Приполярном Урале было сделано В. fi. Эшкиным (1965). Позже об аналогичных находках золота с шеелитом в кварцевых жилах месторождения Пелингичей сообщили Б. А. Голдин и Е. П. Калинин (1995).
В 1967 г. Б. А. Голдин писал о золоте в липаритах в северной части хр. Мал-ды и в шлихах на рр. Вангыр (вместе с шеелитом), Манья и Маньхобею.
В 1989-1997 гг. работами объединения Интагео в бассейне р. Кожыма (в районе хр. Росомаха) были открыты коры химического выветривания с высоким содержанием золота (А. И. Лодыгин и В. Г. Петухов, 1998).
В 1994 г. В. С. Озеров открыл золото в риолитах хребта Малды (месторождение Чудное). Вместе с золотом отмечены и платиноиды. Это оказался новый тип золото-палладиево-редкометалльно-го оруденения. Рудные тела представлены штокверковыми зонами прожил-ковой минерализации.
Кластогенное золото на Кожыме в конгломератах алькесвожской свиты, а также в позднепалеозойских золото-квар-цево-сульфидных жилах (месторождение Синильга) исследовали С. К. Кузнецов, М. Б. Тарбаев и П. П. fiхтанов (1996).
В изучении минералогии, геохимии и других аспектов геологии многочисленных проявлений, установленных в бассейне р. Кожым в 80—90-е гг., участвовали многие сотрудники Института геологии Коми научного центра УрО РАН и некоторых других организаций (Т. П. Майорова, М. Б. Тарбаев, С. К. Кузнецов и др.).
Таким образом, многолетние разноплановые исследования, проведенные многими экспедициями, в которых участвовали десятки геологов из различных организаций, доказали высокие перспективы золотоносности северной части Урала и ее западного склона. Были открыты промышленные россыпи и коренные месторождения, в том числе и неизвестных ранее типов. Наиболее значимыми оказались последние четыре десятилетия когда была установлена, а затем и доказана золотоносность района в верховье р. Кожыма.
Список литературы Золото на севере Урала
- Алешков А. П. Ляпинский край. Северный Урал. Предварительные итоги Северо-Уралъской экспедиции АН СССР и Уралпла-на по исследованиям 1926 и 1927 гг.: Матер. Комис. экспед. исслед. Сер. Уральская. Л.,1929. Вып. 7. С. 33-75.
- Алешков А. П. В северной части Приполярного Урала//Урал, Полярные районы: Тр. Ледник, экспед., 1935. Вып. 4. С. 150-176.
- Алешков А.П. 1937. Геологический очерк золотоносности района Ляпинско-го края// Тр. Всесоюз. Аркт. ин-та. Л., 1937. Т. 74. С. 83-108.
- Антипов А. 2-й. О горных исследованиях в Печорском крае, произведенных в 1857 г. //Горный журн., 1958. Ч. 2. Кн. 4. С. 1-37.
- Бабушкин А. И. Экономический контур Печоры // Коми My. Сыктывкар, 1925. № 10-11. С. 54-69; 12. С. 3-11.