Зубчатые скипетры ячжан и начальный этап формирования мирового порядка "срединного государства"
Автор: Тан Чун
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Дискуссии
Статья в выпуске: 4 т.17, 2018 года.
Бесплатный доступ
Представлены основные характеристики и этапы развития одного весьма специфического типа нефритовых (в основном) ритуальных объектов Древнего Китая и сопредельных территорий - зубчатого скипетра ячжан. Автор связывает его с обрядами государственного уровня, которые были важнейшей составной частью политической деятельности на раннем этапе становления государственности. По археологическим материалам прослежены маршруты распространения ячжан (и, очевидно, связанных с ними ритуальных практик): с территории п-ова Шаньдун, где зафиксированы наиболее ранние образцы, - в район среднего течения Хуанхэ - с постепенным перемещением в верховья (до современной пров. Ганьсу) - и с поворотом на юг, в долину Янцзы, с разделением на два направления: юго-западное и юго-восточное. Для интерпретации находок в долине Хуанхэ представляется возможным привлекать сведения письменных и эпиграфических источников о деятельности династий Ся и Шан. К позднему периоду Шан относится формирование концепции «Срединного государства», которая становится основой представлений о «мировом порядке» той эпохи в регионе Восточная Азия.
Скипетр ячжан, древний китай, династии ся ишан, политический порядок, символ власти
Короткий адрес: https://sciup.org/147219934
IDR: 147219934 | DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-4-114-120
Текст научной статьи Зубчатые скипетры ячжан и начальный этап формирования мирового порядка "срединного государства"
Самая ранняя из зафиксированных письменной историей династия правителей на территории Китая – это династия Ся 1; общепризнано, что зубчатые скипетры ячжан относятся к важнейшим ритуальным нефритовым изделиям [Сунь Цинвэй, 2013]. По современным данным, словосочетание «Срединное государство» впервые появляется в надписи на бронзовом сосуде начального периода Западного Чжоу «Хэ цзунь», где среди прочего сказано: «Как только У-ван покорил Великий город Шан, то из своего дворца обратился к Поднебесной со словами: “Теперь здесь будет средина этого государства, отсюда буду управлять народом”» [Дун Шань, 2012. С. 44]. Из приведенного текста понятно, что пространство Срединного государства соответствовало Лоянской котловине; можно предположить, что возникновение самого термина, вероятно, восходит к эпохе, предшествовавшей династии Шан.
Зимой 1990 г. Ли Жунсэн, сотрудник фонда Байшаньтан (Гонконг), руководил археологическими работами, которые проводил Китайский университет Гонконга (КУГк). В ходе работ в пункте Давань в южной части острова Нанья (Ламма) нашли нефритовый скипетр
* Перевод с китайского языка на русский выполнен С. А. Комиссаровым и М. А. Кудиновой; работа осуществлена в рамках Плана НИР СО РАН на 2018 г., проект № 0329-2018-004.

Нефритовый скипетр ячжан , найденный при раскопках в Давань, на юге о. Нанья (Ламма), Гонконг (фото проф. Тан Чуна)
ячжан (см. рисунок), который научное сообщество отнесло к памятникам материальной культуры уровня «государственной драгоценности» [Ли Го, Ли Сюго, 1991]. В 1994 и 2016 гг. Центр китайской археологии и искусства КУГк последовательно провел две международные конференции, посвященные данной находке. Последняя из них проходила в октябре 2016 г. на базе Института археологии и материальной культуры г. Чжэнчжоу и достигла прекрасных результатов [Дунъя ячжан…, 2016] 2. В данной статье мы предполагаем изучить связи между находками скипетра ячжан и возникновением государства в Китае в эпоху Ся и ранний период Шан.
За почти 30-летний период с момента открытия и до наших дней пройден долгий путь в изучении проблемы зубчатых скипетров ячжан в Восточной Азии. Нам удалось осуществить углубленное исследование всего круга памятников, где найдены подобные скипетры, и к октябрю 2016 г. завершить фотографирование и анализ находок на территориях Китая (в бассейнах рек Хуанхэ, Янцзы и Чжуцзян) и Вьетнама (бассейн реки Красной). Эта работа охватила несколько десятков полевых местонахождений, музейных и институтских хранилищ. Выяснилось, что карта распространения скипетров ячжан в значительной мере совпадает с территорией появления ранних государств в Восточной Азии. Так, в бассейне Хуанхэ довольно развитые зубчатые скипетры и другие нефритовые изделия соответствуют позднему этапу культуры Луншань.
В ходе долгой совместной исследовательской работы с китайскими и зарубежными учеными нам удалось сравнительно полно раскрыть историю развития скипетров ячжан , которая прошла через четыре основных этапа.
-
1. Примерно 4 500 лет назад такие скипетры впервые появились на памятниках культур Давэнькоу и Луншань в районе полуострова Шаньдун, который является источником их происхождения [Дэн Цун, Луань Фэнши, Ван Цян, 2014].
-
2. Начиная с периода 4 000 лет назад шаньдунские зубчатые скипетры распространяются из районов нижнего течения Хуанхэ вверх по долине, пройдя среднее течение, проникают на территорию современной пров. Шэньси и, в конечном счете, достигают верхнего течения в современной пров. Ганьсу. В ходе этого процесса на этапе позднего периода древнего го-
- сударства Шимао 3 происходит увеличение скипетров в размерах, длина самого крупного составляет почти 50 см.
-
3. Для периода 3 700–3 600 лет назад в уезде Яньши, пров. Хэнань известен памятник Эр-литоу, который считается столицей государства Ся позднего периода. Под влиянием «государства» Шимао наблюдается увеличение в размерах эрлитоуских скипетров ячжан . Они становятся совершенной ритуальной утварью царских покоев, в которой отразилось воплощение государственного политического строя [Дэн Цун, Ван Фан, 2015]. Такова была вторая волна распространения скипетров – с запада на восток. Между зубчатыми скипетрами, найденными на памятниках Шимао, Хуадицзуй 4, Эрлитоу, существовали тесные связи.
-
4. На основе комплексного анализа особенностей зубчатых скипетров, найденных в бассейнах рек Янцзы и Чжуцзян (Китай) и в бассейне р. Красной (Вьетнам), удалось показать, что в период 3 500–3 000 лет назад скипетры Эрлитоу распространялись на юг. Пройдя через Наньянскую котловину, они достигали бассейна р. Ханьшуй и далее проникали в речную систему Янцзы, разделившись на две ветви: юго-западную и юго-восточную [Дэн Цун, 2007]. Первая из них пролегает из Сычуаньской котловины до устья р. Красной; вторая доходит до территории современных провинций Хунань, Фуцзянь, Гуандун, а также Гуанси-Чжуан-ского автономного района, крайней точкой ее продвижения и становится сянганский остров Нанья (Ламма) в устье р. Чжуцзян. Там на памятнике Давань найден зубчатый скипетр, датированный ранним периодом Шан. Для всего Китая он является единственным примером такой находки на острове, представляя нам историю распространения шанской культуры на морском побережье в ранний период. Третья волна крупномасштабного распространения зубчатых скипетров была направлена на юг и означала, что на территориях Южного Китая и северной части Юго-Восточной Азии уже началось становление цивилизаций бронзового века.
Зубчатые скипетры культуры Цицзя (на территории современной пров. Ганьсу), вероятно, сформировались под влиянием Шимао. Это первая волна распространения скипетров – с востока на запад, в основном в долине Хуанхэ, открывшая древние магистральные пути. Именно на этих пространствах примерно вдоль 35-й параллели (35° с.ш.) располагались исторические столицы государств древнего и средневекового Китая от эпохи Трех династий (Ся, Шан, Чжоу), а также Цинь – и до династии Северная Сун.
Некоторые результаты первоначальной систематизациисведений о скипетрах ячжан
-
1. В «Шан шу» (глава «Юй гун» – «Дары Юя») содержится рассказ о том, как Великий Юй поборол потоп и, обойдя весь Китай, разделил его территорию на девять областей ( цзю чжоу ). Выражение «плоды деяний Юя» ( Юй цзи ) стало одним из наиболее ранних наименований Поднебесной. Современная историография рассматривает «деяния Юя» как мифы или предания, не имеющие фактического подтверждения. Неужели данные исторических источников о деятельности Юя полностью вымышлены и не имеют под собой никакой реальной основы? Ван Говэй писал: «Хотя суждения ученых разных школ не всегда точны, однако они все же могут частично указывать на действительные события» [Ван Говэй, 1997. С. 2]. Территориальный охват реального распространения скипетров ячжан , обнаруженных археологами за последние 20 лет, неожиданно превосходит ареал деятельности Юя. И деяния Юя, и распространение скипетров ячжан охватывают обширные пространства, которые в целом соответствуют границам политической карты Китая в последующие исторические периоды. Ли Лин [2016. С. 3] указывает, что выделенные Юем девять областей следует воспринимать как элемент исторической памяти, подвергавшийся постоянной переработке и ставший одним из символом Китая. Современная археология непрерывно обновляется, и важнейшие ритуальные нефритовые изделия династии Ся – скипетры ячжан , обнаруженные в ходе ар-
хеологических раскопок, – становятся культурным символом ранних государств на территории Китая. Как пишет Ли Лин, «девять областей – это не только географическое, но и культурное понятие» [Там же]. В свое время крупный специалист-синолог проф. Жао Цзунъи [1994. С. 81–82], опираясь на текст «Хуайнань цзы» (глава «Тай цзу сюнь» – «Наставление о великом собрании»), где говорилось «слева – восточное море, справа – пустыня, впереди – Цзяочжи, позади – Юду», совершенно верно утверждал, что территориальные границы распространения поздней Шан «полностью соответствуют действительности».
-
2. Распределение скипетров ячжан иллюстрирует первоначальный этап формирования модели мирового порядка в политической культуре Китая и Восточной Азии. В районах их распространения, возможно, бытовали схожие государственно-политические и идеологические концепции, что проявлялось в постепенном складывании общего чувства «моей земли и моего народа», подразумевавшего в том числе и политическую коммуникацию, связывающую разные регионы. Строгая аксиальная планировка городища Эрлитоу, ориентация важнейших дворцовых построек вдоль центральной оси (см. [Сюй Хун, 2009]) стали воплощением идеи централизации власти в руках верховного правителя – вана. Распространение специфического стиля исполнения ритуальных скипетров ячжан из Эрлитоу, расположенного в сердце Центральной равнины, на тысячи километров по всей Восточной Азии отражает роль государственных структур эрлитоуского населения как символа политического и культурного лидерства на обширной территории. Возникает прообраз системы миропорядка «Срединного государства» с центром в районе Эрлитоу. Мы полагаем, что между внутренним (имманентно присущим) идейным содержанием, стоящим за распространением скипетров ячжан , и доктриной «Великого объединения» («Да итун»), сложившейся не ранее эпохи Чуньцю, существует генетическая связь. Распространившаяся в эпоху Цинь-Хань и позднее интеграционная концепция («в шести направлениях одинаковые нравы, девять областей связаны между собой») оказала значительное влияние на процесс формирования в Восточной Азии единой крупномасштабной империи, простирающейся на тысячи километров.
Китай – это территория складывания прогрессивных форм государственного устройства, и исследование происхождения политических систем имеет важное научное значение. Сегодняшний Китай – это крупное централизованное государство. Исследователь политической истории Фрэнсис Фукуяма [2011. Р. 18] считал, что в эпоху Цинь Китай стал первым в мире настоящим государством современного типа. Он задал вопрос: почему же на протяжении нескольких тысячелетий китайская политическая система тяготела к выбору модели сильного централизованного управления, а не мелких раздробленных государств? Мы уверены, что исследование скипетров ячжан и углубленное изучение государственного и политического устройства в эпохи Ся, Шан и Чжоу позволят наметить пути решения этой важнейшей проблемы.
Список литературы Зубчатые скипетры ячжан и начальный этап формирования мирового порядка "срединного государства"
- Fukuyama F. The Origins of Political Order: from Prehuman Times to the French Revolution. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2011. 608 p.
- Ван Говэй. Гу ши синь чжэн // Ван Говэй вэньцзи [王国维。古史新证 // 王国维文集 ]. Новые доказательства для старой истории // Сб. статей Ван Говэя. Пекин: Чжунго вэньши чу-баньшэ, 1997. Т. 4. С. 1-32 (на кит. яз.)
- Дун Шань. Хэ цзунь // Хэхэ цзунчжоу [董珊。何尊 //赫赫宗周 /蔡玫芬、蔡庆良主编 ]. Бронзовый сосуд «Хэ цзунь» // Славный чжоуский домен / Гл. ред. Цай Мэйфэнь, Цай Цин-лян. Тайбэй: Голи Гугунбоуюань, 2012. С. 44-45 (на кит. яз.)
- Дунъя ячжан тучжань / Дэн Цун, Гу Ваньфа чжубянь [东亚牙璋图展 / 邓聪、顾万发主编 ]. Выставка изображений скипетров ячжан Восточной Азии. Чжэнчжоу: Вэньу каогу яньцзюсо, 2016. 52 с. (на кит. яз.)
- Дэн Цун. Чжун юэ ячжан шусян кэвэнь бяньши [邓聪。中越牙璋竖向刻纹辨识 //三星闪烁金沙流采-神秘的古蜀文明 ]. Распознавание скипетров ячжан с вертикальным прочерченным узором // Блеск Саньсиндуй и сияние Цзиньша: загадочная цивилизация древнего Шу. Гонконг: Сянган вэньхуа боугуань, 2007. С. 40-55. (на кит. яз.)
- Дэн Цун, Ван Фан. Эрлитоу ячжан (VM3:4) цзай нань чжунго боцзи [邓聪、王方。二里头牙璋(VM3:4)在南中国的波及 //中国国家博物馆馆刊 ]. Распространение в Южном Китае скипетров ячжан эрлитоуского типа (VM3:4) // Чжунго гоцзя боугуань гуанькань. 2015. № 5. С. 6-22. (на кит. яз.)
- Дэн Цун, Луань Фэнши, Ван Цян. Дунъя цзуйцзаодэ ячжан - шаньдун луншаньши ячжан чулунь // Юйжунь дунфан: давэнькоу-луншань, лянчжу юйци вэньхуа чжань [邓聪、栾丰实、王强。东亚最早的牙璋-山东龙山式牙璋初论 //玉润东方:大汶口-龙山、良渚玉器文化展 ]. Самый ранний скипетр ячжан - предварительное обсуждение скипетров ячжан луншаньского типа из Шаньдуна // Нефритовый глянец Востока: Выставка нефритовых изделий культур Давэнькоу-Луншань и Лянчжу. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2014. С. 51-62. (на кит. яз.)
- Жао Цзунъи. Ю ячжан фэньбу лунь гу ши диюй кочжан вэньти [饶宗颐。由牙璋分布论古史地域扩张问题 //中华文化论坛 ]. Исходя из распространения скипетров ячжан - о проблеме расширения пространства древней истории // Чжунхуа вэньхуа луньтань. 1994. № 1. С. 81-82. (на кит. яз.)
- Ли Го, Ли Сюго. Наньядао фацзюэ саньцзи [李果、李秀国。南丫岛发掘散记文 // 文物天地]. Заметки о раскопках на о. Нанья (Ламма) // Вэньу тяньди. 1991. № 4. С. 6-8. (на кит. яз.)
- Ли Лин. Манман юйцзи [李零。茫茫禹迹 ]. Необъятные следы «деяний Юевых». Пекин: Саньлянь шудянь, 2016. 239 с. (на кит. яз.)
- Сунь Цинвэй. Ли ши цю чжу е - шилунь "ячжан" дэ юаньлю юй минчэн // Цзинь юй цзяо хуй - шан чжоу каогу, ишу юй вэньхуа луньвэньцзи [孙庆伟。礼失求诸野试论「牙璋」的源流与名称 // 金玉交辉-商周考古、艺术与文化论文集 ]. С позиций восстановления утраченных ритуалов обсуждаем истоки и название скипетра ячжан // Золото и нефрит обмениваются блеском: Сб. статей по археологии, искусству и культуре Шан и Чжоу. Тайбэй: Чжунъянь яньцзююань лиши юйянь яньцзюсо, 2013. С. 467-508. (на кит. яз.)
- Сюй Хун. Цзуйцзаодэ чжунго [许宏。最早的中国 ]. Самый ранний период [истории] Китая. Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2009. 232 с. (на кит. яз.)