Звериный стиль в петроглифах долины Верхнего Инда (Ладакх, Гилгит-Балтистан)

Бесплатный доступ

Статья посвящена историографическому анализу проблемы выделения звериного стиля в петроглифах долины Верхнего Инда (Ладакх, Гилгит-Балтистан), его хронологической и культурной атрибуции. Рассмотрены основные концептуальные положения, выдвинутые К. Йеттмаром, Х. Гауптманом, А.-П. Франкфором, а также их последователями - Л. Брюно, М. Вернье, Дж. В. Белецца. На основе опубликованных материалов выделяются памятники, на которых имеются изображения, выполненные в зверином стиле, указывается их географическое положение и основные мотивы наскальных изображений. Результатом проведенного исследования стало предположение о том, что появление искусства в зверином стиле в долине Верхнего Инда связано с серией миграционных волн как с запада и северо-востока (из Ирана, Памира, Синьцзяна), так и с востока (из Северного Китая). В процессе проникновения нового стиля наскального искусства в каждой области проявлялись локальные особенности.

Еще

Ладакх, гилгит-балтистан, северная индия, историографический анализ, звериный стиль, петроглифы

Короткий адрес: https://sciup.org/147242425

IDR: 147242425   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-10-9-21

Список литературы Звериный стиль в петроглифах долины Верхнего Инда (Ладакх, Гилгит-Балтистан)

  • Варенов А. В. Звериный стиль в петроглифах Западного Тибета // Археологические памятники Южной Сибири и Центральной Азии: от появления первых скотоводов до эпохи сложения государственных образований. СПб.: ИИМК РАН, 2021. С. 42-45.
  • Комиссаров С. А., Прокофьева И. В., Черемисин Д. В. Петроглифы Цинхая // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2008. Т. 7, № 3: Археология и этнография. С. 101-106.
  • Полосьмак Н. В., Шах М. А., Кундо Л. П. Петроглифы на плитах Занскара (Индия): материалы 2016 года // Археология, этнография и антропология Евразии. 2018. Т. 46, № 2. С. 60-67.
  • Руденко С. И. Горноалтайские находки и скифы. Итоги и проблемы современной науки. М.; Л.: АН СССР, 1952. 268 с.
  • Савинов Д. Г. Динамика культурного пространства (по археологическим материалам Центральной Азии и Южной Сибири) // Теория и методология архаики. СПб.: МАЭ РАН, 2003. Вып. 3: Стратиграфия культуры. Что такое архаика? С. 52-60.
  • Bandini D., Fussman G. Die Felsbildstation Thalpan. Kataloge Ziyarat, Thakot, Khomar Das, Gichoi Das, Dardarbati Das. Mainz: Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 2011. 474 S. (Materialien zur Archäologie der Nordgebiete Pakistans. Bd. 10)
  • Bandini-König D., Fussman G. Die Felsbildstation Hodar. Mainz: Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 1999. 693 S. (Materialien zur Archäologie der Nordgebiete Pakistans. Bd. 3)
  • Bandini-König D., Bemmann M., Hauptmann H. Rock Art in the Upper Indus Valley // The Indus: Cradle and Crossroads of Civilizations. Pakistan-Germany Archaeological Research. Islamabad: Embassy of the Federal Republic of Germany, 1997. P. 29-70.
  • Bellezza J. V. Tibetan Silver, Gold and Bronze Objects and the Aesthetics of Animals in the Era Before Empire: Cross-cultural Reverberations on the Tibetan Plateau and Soundings from Other Parts of Eurasia. Oxford: BAR Publ., 2020. 169 p.
  • Bemmann M., Fussman G., Hinüber O., Sims-Williams N., Bandini D. Die Felsbildstation Oshibat. Mainz: Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 1994. 275 S. (Materialien zur Archäologie der Nordgebiete Pakistans. Bd. 1)
  • Bemmann M., Hinüber O. Die Felsbildstation Dadam Das. Mainz: Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 2005. 325 S. (Materialien zur Archäologie der Nordgebiete Pakistans. Bd. 5)
  • Bruneau L. Le Ladakh (état de Jammu et Cachemire, Inde) de l’Âge du Bronze à l’introduction du Bouddhisme: une étude de l’art rupestre. Université Paris I-Panthéon-Sorbonne, 2010. T. 1. 333 p.; T. 4. 257 p.
  • Bruneau L., Bellezza J. V. The Rock Art of Upper Tibet and Ladakh: Inner Asian cultural adaptation, regional differentiation and the Western Tibetan Plateau Style // Revue d’Etudes Tibétaines. Paris: CNRS, 2013. Vol. 28. P. 5-161.
  • Bruneau L., Vernier M. Animal style of the steppes in Ladakh: a presentation of newly discovered petroglyphs // Pictures in transformation: Rock art Researches between Central Asia and the subcontinent. BAR International Series 2167. Oxford: Archeopress, 2007. P. 27-36.
  • Denwood P. Die Felsbildstation Thalpan. Mainz: Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 2009. 465 S. (Materialien zur Archäologie der Nordgebiete Pakistans. Bd. 9)
  • Devers Q., Bruneau L., Vernier M. An archaeological survey of the Nubra Region (Ladakh, Jammu and Kashmir, India) // Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines [Enligne]. 2015. No. 46. 55 p.
  • Francfort H.-P. De l’art des steppes au sud du Taklamakan // Bulletin of the Asia Institute. 2001. No. 11. P. 45-58.
  • Francfort H.-P., Klodzinski D., Mascle G. Archaic Petroglyphs of Ladakh and Zanskar // Rock Art in the Old World. New Delhi: Indira Gandhi National Center for the Arts, 1992. P. 147- 192.
  • Fussman G. Die Felsbildstation Thalpan. Mainz: Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 2007. 455 S. (Materialien zur Archäologie der Nordgebiete Pakistans. Bd. 8)
  • Hauptmann H. Pre-Islamic Heritage in the Northern Areas of Pakistan // Karakoram: Hidden Treasures in the Northern Areas of Pakistan. Turin: Umberto Allemandi & Co., 2007. P. 21- 40.
  • Jettmar K. Petroglyphs and Early History of the Upper Indus Valley: the 1981 expedition - a preliminary report // Zentral asiatische Studien. 1982. Vol. 16. P. 293-308.
  • Jettmar K. Animal Style-A Heraldic System in the Indus Valley // Pakistan Archaeology. Karachi, 1989. Vol. 24. P. 257-277.
  • Jettmar K. The Art of the Northern Nomads in the Upper Indus Valley // South Asian Studies. 1991. Vol. 7. P. 1-20.
  • Jettmar K., Thewalt V. Between Gandhāra and the Silk Roads. Rock-carvings Along the Karakorum Highway. Discoveries by German-Pakistani Expeditions 1979-1984. Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 1987. 59 p.
  • Man L., Jiayangnima L., Huisheng T., Yongxian L., Bednarik R. G. The 2019 survey of petroglyphs in the Qinghai-Tibet Plateau, western China // Rock Art Research. 2022. Vol. 39. P. 143-154.
  • Thasngspa T. L. Ancient Petroglyphs of Ladakh: New Discoveries and Documentation // Art and Architecture in Ladakh. Brill’s Tibetan Studies Library, 2014. Vol. 35. P. 15-34.
  • Ujfalvy K. J. Aus dem westlichen Himalaya: Erlebnisse und Forschungen. Leipzig: F. A. Brockhaus, 1884. 330 S.
  • Vernier M. Exploration et documentation des petroglyphes du Ladakh 1996-2006. Como: Nodo Libri, 2007. 84 p.
  • Vernier M. Zamthang, epicentre of Zanskar’s rock art heritage // Rev. d’Etudes Tibétaines. 2016. No. 35. P. 53-105.
  • Vernier M., Bruneau L. Evidence of Human Presence in the Himalayan Mountains: New Insights from Petroglyphs // People and Their Effects on the Himalayas. Cambridge: Uni. Press, 2017. P. 319-332.
  • Wenjing Z., Xiaokun W. A Study on the Rock Art of the Tongtian River Basin, Tibetan Plateau of China // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2021. Vol. 14, no. 1. P. 111-127.
Еще
Статья научная