100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)

Автор: Эльвира Мазитовна Колчева

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 3 т.13, 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья является первой в серии публикаций, посвященных 100-летию марийской автономии и связанного с этим фактом появления у народа мари профессионального изобразительного искусства. Автор рассматривает его как системный элемент национально-этнической культуры, выполнявший функцию этнокультурной рефлексии художественными средствами на протяжении всего столетнего пути, в котором можно проследить четыре крупных этапа и соответствующие стилистические формы. В статье характеризуется начальный этап развития марийского изобразительного искусства 1920–1930-х гг. Материалы и методы. Основным материалом стала коллекция художественно-этнографических работ 1920– 1930‑х гг. из фондов Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева. Применялись разнообразные методы: исторического исследования, искусствоведческого анализа художественных произведений, а также авторский метод структурно-архетипического анализа. Результаты исследования и их обсуждение. Первые художественные институции появились в горномарийском крае на рубеже 1910–1920-х гг. благодаря художнику А. В. Григорьеву, впоследствии основавшему с соратниками в Москве Ассоциацию художников революционной России. Систематическое институциональное оформление марийского изобразительного искусства началось во второй половине 1920-х гг., чему способствовала деятельность Марийского областного общества краеведения и Центрального марийского музея в г. Краснококшайске. Основоположниками марийского изобразительного искусства стали приглашенные казанские художники П. А. Радимов, Г. А. Медведев, В. К. Тимофеев, М. М. Васильева, первые художники-мари К.Ф. Егоров и Е. Д. Атлашкина, а также П. Г. Горбунцов. С началом «большого террора» первый этап развития марийского изобразительного искусства фактически прервался, на смену этнографическому реализму пришел социалистический реализм. Заключение. Развитие изобразительного искусства мари на начальном этапе было стимулировано Марийским областным обществом краеведения и Центральным марийским музеем в лице В. А. Мухина (Сави), В. М. Васильева, Т. Е. Евсеева. Их научно-просветительские интересы, соединившись с документалистски ориентированной программой Ассоциации художников революционной России, способствовали складыванию такой стилистической формы, как этнографический реализм, который стал первой художественной формой этнокультурной рефлексии средствами изобразительного искусства

Еще

Марийское изобразительное искусство 1920–1930-х гг., этнографический реализм, Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева

Короткий адрес: https://sciup.org/147234584

IDR: 147234584   |   DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.03.293-307

Список литературы 100 лет марийского изобразительного искусства: этнографический реализм (1920–1930-е гг.)

  • Большова Н. А., Колчева Э. М. Структура этнокультурного пространства в художественно-этнографических работах 20–30-х гг. XX в. из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева // Этнографическое обозрение. 2013. № 4. С. 174–187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20330278 (дата обращения: 11.06.2021).
  • Колчева Э. М. Модель этнокультурного пространства и система его архетипов в контексте изучения национального изобра-зительного искусства // Вопросы культурологии. 2015. № 12. С. 48–53. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=25644999 (дата обращения: 11.06.2021).
  • Кудрявцев В. Г. Фольклор финно-угорских народов Приволжья и Приуралья в графике XX века. Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 2010. 255 с.
  • Кудрявцев В. Г. Художественная культура марийского народа: народное творчество, деревянное зодчество, изобразительное искусство. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2017. 256 с.
  • Кузьмин Е. П. Особенности становления и развития музеев Среднего Поволжья в 1920-е гг. // Музейный вестник: ежегод. сб. Йошкар-Ола, 2016. Вып. 10. С. 9–10.
  • Кутасова В. Е. Этнокультурное пространство – Кокшамары в художественно-этнографических работах в фондах Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Е. Евсеева // Марийский архивный ежегодник: науч.-метод. сб. Йошкар-Ола, 2010. С. 142– 147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21414424&selid=35473697 (дата обращения: 11.06.2021).
  • Лимерова В. А., Литовская М. А. Историко-революционный роман в коми литературе 1930–1950-х гг. как результат компромисса // Уральский исторический вестник. 2014. № 3. С. 23–31. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=22457205 (дата обращения: 11.06.2021).
  • Марийский научно-краеведческий музей. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1990. 48 с.
  • Прокушев Г. И. Художники Марийской АССР. Л.: Художник РСФСР, 1982. 180 с.
  • Сануков К. Н. Марийская автономия: к 90-летию образования Марийской автономной области. 2-е изд., доп. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2010. 175 с.
  • Сануков К. Н. Наши земляки: пути и судьбы. Йошкар-Ола: Мари Книга, 2011. 340 с.
  • Сануков К. Н. Судьба художника: [О А. В. Григорьеве]. 2-е изд., доп. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2011. 160 с.
  • Свечников С. К., Требушкова О. А. История Марийского края в живописных полотнах (на примере исторической экспозиции Национального музея им. Т. Евсеева) // Вестник Марийского государственного университета. Сер.: Исторические науки. Юридические науки. 2015. № 4. С. 63–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25843294 (дата обращения: 11.06.2021).
  • Соколова В. Ф. Этнографическое направление в русской литературе XIX века // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7, № 1A. С. 261–269. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29457969 (дата обращения: 11.06.2021).
  • Соловьева Г. И. К характеристике национального и интернационального в живописи Марийской АССР // Межнациональные связи марийского фольклора, литературы и искусства. Йошкар-Ола, 1984. С. 79–115.
  • Степанян Н. С. Искусство Ро ссии XX века: Взгляд из 90-х. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 416 с.
  • Титова Т. А., Вятчина М. В. «Социально-этнографический фильм» в контексте советского кинопроизводства: анализ фильма «Марийцы» (1928 г.) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. Т. 12, № 2. С. 163–175.
  • Товаров-Кошкин Б. Ф. Художники Марийской АССР. Л.: Художник РСФСР, 1963. 63 с.
  • Товаров-Кошкин Б. Ф., Червонная С. М. Художники Марийской АССР. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1978. 88 с.
  • Шкалина Г. Е. Марийский праздник Пеледыш пайрем: перекресток духовных традиций // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 4. С. 457–467. DOI: 10.15507/2076- 2577.012.2020.04.457-467.
  • Jevsevjev T. Tseremissien rakennukset: Ethnographica Jevsevjeviana / toim. I. Lehtinen. Helsinki: Societe Finno- Ougrienne, 2002. 264 s.
  • L e h t i n e n I . T i m o f e j J e v s e v j e v s e t h n o g r a p h i s c h e S a m m l u n g e n ü b e r die Tscheremissen. Helsinki: Suomolais- Ugrilainen Seura, 1985. 138 S.
  • Museomiehen päiväkirjasta: A. O. Heikelin lehtikirjöituksia / toim. I. Lehtinen. Helsinki: Museovirasto, 1989. 56 s.
Еще
Статья научная