100 лет марийского изобразительного искусства: социалистический реализм (конец 1930-х – 1980-е гг.)

Автор: Эльвира Мазитовна Колчева

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 1 т.14, 2022 года.

Бесплатный доступ

Введение. В статье, продолжающей серию публикаций, посвященных 100-летию марийской автономии и появлению у народа мари профессионального изобразительного искусства, охарактеризован период социалистического реализма. С точки зрения развития национального изобразительного искусства мари соцреализм необходимо осмыс лить с применением новых методологических парадигм. Материалы и методы. Изобразительное искусство марийского края проанализировано с помощью авторского культурно-архетипического подхода, а также методов исторического исследования. Материалами исследования явились произведения изобразительного искусства из фондов музеев Республики Марий Эл, документы Государственного архива Республики Марий Эл, публикации в СМИ, буклеты и каталоги. Результаты исследования и их обсуждение. В истории марийского искусства соцреализма выделяются два этапа: конец 1930-х – 1950-е гг. – восстановление после репрессий и Великой Отечественной войны; 1960–1980-е гг. – расцвет изобразительного искусства Марийской АССР. Социалистический реализм как художественный метод косвенно репрезентативен для процесса этнокультурной рефлексии как сути национального изобразительного искусства, акцентирован на показе достижений этнокультур в модернизации экономики и культуры. В пантеоне вождей Ленин изображен как близкий народу учитель (по аналогии с Кугу Юмо). Культурный герой типизирован через образы национального деятеля культуры, механизатора, исторические персонификации. Семантика образа ветерана войны дополнена функцией древа жизни на социальном плане. Женский архетип представлен типом колхозницы-доярки, реже – женщины творческого или интеллектуального труда. Заключение. Период соцреализма – важнейший в становлении профессионального изобразительного искусства в марийском крае, в том числе как национально-этнического феномена. Амбивалентность соцреалистической художественной практики заключается в том, что, с одной стороны, рефлексия сводится к использованию национальных этнографических примет для наглядной агитации за социализм, к игнорированию реальных ментальных процессов, а с другой – сквозь идеологически идеализированную форму проступает реальный процесс модернизации национальной культуры.

Еще

Изобразительное искусство Марийской АССР, социалистический реализм, этнокультурная рефлексия

Короткий адрес: https://sciup.org/147235775

IDR: 147235775   |   DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.01.100-115

Список литературы 100 лет марийского изобразительного искусства: социалистический реализм (конец 1930-х – 1980-е гг.)

  • Бояринова Г. Н. Страницы героической истории в марийской драме // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 24–29. URL: http://csfu.mrsu.ru/ru/archives/1214 (дата обращения: 28.10.2021).
  • Восканян С. С. Основные этапы национальной политики в СССР // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Сер.: Политология и социология. 2017. № 3. С. 17–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35251843 (дата обращения: 28.10.2021).
  • Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. M.: Галарт, 1994. 296 с.
  • Кривцун О. А. Историческая ментальность и художественный процесс // Вестник культурологии. 2019. № 1. С. 58–81. DOI: 10.31249/hoc/2019.01.04.
  • Круглова Т. А. Произведения соцреализма как свидетельства «революции чувств». Экзистенциальные проблемы героев Аркадия Гайдара // Международный журнал исследований культуры. 2010. № 1. С. 37–51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15629057 (дата обращения: 28.10.2021).
  • Круглова Т. А. Репрезентация или фальсификация: к проблеме «реалистичности» соцреализма // Уральский исторический вестник. 2009. № 1. С. 31–40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11730579 (дата обращения: 28.10.2021).
  • Кувшинская Л. А. Народные традиции в творчестве художников республики // Народные художественные промыслы Марийской АССР: материалы науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы развития народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства Марийской АССР». Йошкар-Ола, 1988. С. 103–105.
  • Кудрявцев В. Г. Современные тенденции развития марийской графики (тематический эстамп) // Проблемы творчества художников Марийской АССР на современном этапе: сб. ст. Йошкар-Ола, 1989. С. 68–77. (Вопросы марийского фольклора и искусства; вып. 8).
  • Лиманская Л. Ю. Вера, страх, смех и энтузиазм как элементы культурного архетипа в истории советского искусства // Человек и культура. 2016. № 3. С. 26–37. DOI: 10.7256/2409-8744.2016.3.16718.
  • Лиманская Л. Ю. Семиотика тела и язык искусства: опыт иконологической интерпретации соцреализма и соц-арта // Художественная культура. 2019. № 4. С. 216–231. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42291700 (дата обращения: 28.10.2021).
  • Марийская литература, искусство и народное творчество: сб. ст. / ред. К. К. Васин, М. А. Георгина. Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1966. 168 с. (Учен. зап. МарНИИЯЛИ; вып. 20).
  • Морозов А. И. Соцреализм и реализм. М.: Галарт, 2007. 271 с.
  • Прокушев Г. И. Художники Марийской АССР. Л.: Художник РСФСР, 1982. 180 с.
  • Свечников С. К. Присоединение Марийского края к Русскому государству: моногр. Казань: ЯЗ, 2014. 268 с.
  • Соловьева Г. И. О специфике и задачах развития исторического жанра в творчестве живописцев республики // Проблемы творчества художников Марийской АССР на современном этапе: сб. ст. Йошкар-Ола, 1989. С. 5–27. (Вопросы марийского фольклора и искусства; вып. 8).
  • Степанян Н. С. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 316 с.
  • Товаров-Кошкин Б. Ф. Художники Марийской АССР. Л.: Художник РСФСР, 1971. 63 с.
  • Товаров-Кошкин Б. Ф., Червонная С. М.Художники Марийской АССР. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1978. 88 с.
  • Флиер А. Я. Культурная система: модель функциональных свойств // Вестник культуры и искусств. 2021. № 2. С. 47–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46251729 (дата обращения: 28.10.2021).
  • Якимович А. К. Полеты над бездной: искусство, культура, картина мира, 1930–1990. М.: Искусство–XXI век, 2009. 464 с.
  • Ялтаев И. Ф. Хлебозаготовки и крестьянство Марийской автономной области в годы коллективизации // Регионология. 2005. № S6. С. 261–268. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13615765 (дата обращения: 28.10.2021).
  • Kruglova T. A. Traditionalism/conservatism of the art of the thaw period in the context of social and cultural transformations // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2017. Vol. 10, no. 5. P. 741–752. DOI: 10.17516/1997-1370-0080.
Еще
Статья научная