Британская проза XXI века: реалистическая телеология романов Дэвида Митчелла и Иэна Макьюэна

Автор: Дроздовский Дмитрий Игоревич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 2 (57), 2021 года.

Бесплатный доступ

В ходе исследования идентифицируются и уточняются характеристики постпостмодернистского реализма, проявленные в британской художественной литературе (прозе, написанной после 2000 г.): максимальная детализация реальности за счет введения нелитературных компонентов, репрезентация идеи целостного и телеологически обусловленного мира (реактуализация философского дискурса немецкого романтизма) в произведениях И. Макьюэна и Д. Митчелла. Под нелитературными компонентами подразумеваются научные термины, описания явлений природы (дискурс точных наук и медицины), лежащих в основе человеческой природы, его биохимических и психо-невро-физиологических процессов. Более того, медицинское понимания мира, присущее персонажам или нарраторам романов, усиливает экспликацию нового реализма в современной британской прозе, что предполагает определенное философское видение мира: рационально-метафизическое или позитивистско-метафизическое, обеспечивающие научный взгляд на природу вещей вокруг персонажей и на самих персонажей как на молекулы с сознанием. В то же время такое видение не отрицает метафизических явлений (Бог, судьба). Типологически данная телеология постпостмодернистского романа связана с романтическим мировоззрением, которое предполагает целостный обзор реальности в фантастических, мистических и реальных (физических) явлениях. Идея телеологии представлена в романах И. Макьюэна и Д. Митчелла, утверждая, тем самым, возвращение больших нарративов как уже постпостмодернистских дискурсов, в которых персонажи стремятся найти смыслы, способные помочь им понять и объяснить природу человека и Вселенной. «Облачный атлас» является репрезентацией метанарративной истории, в которой реактуализируется концепт единства мира и человека, представленный в немецком романтизме. В «Субботе» данное единство возможно в постпозитивистском сознании главного персонажа, который, философствуя о социальных и культурных явлениях, обращается к медицинскому знанию.

Еще

Постпостмодернизм, современная британская проза, реализмы, немецкий романтизм, Облачный атлас, Суббота, И. Макьюэн, Д. Митчелл

Короткий адрес: https://sciup.org/149136591

IDR: 149136591   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00056

Статья научная