60-ые годы XIX века в России и США: итоги и последствия

Автор: Султанов А.Х.

Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos

Рубрика: Конференция

Статья в выпуске: 3 (37), 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142232540

IDR: 142232540

Текст статьи 60-ые годы XIX века в России и США: итоги и последствия

  • 1.    Железников В.А. Настольная книга для мировых судей. Изд. 2-е. СПб., 1867.

  • 2.    Устав уголовного судопроизводства 1864 г., ноября 20. Системный комментарий. Вып.1. М., 1914.

  • 3.    Случевский В.К. Учебник русского уголовного процесса. СПб., 1913.

  • 4.    Судебные уставы 1864 г., ноября 20 с изложением

    рассуждений, на коих они основаны, изданные Государственной канцелярией. Ч. II. СПб., 1866.

  • 5.    Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., ноября 20 // Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9-и т. Т.8. Судебные реформы / Под общ. ред. О.И. Чистякова. – М.: Юрид. лит., 1991.


А.Х. Султанов

60–ЫЕ ГОДЫ XIX ВЕКА В РОССИИ И США: ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Освобождение крестьян в России связано с комплексом преобразований в системе органов исполнительной и судебной властей. Крестьянство получило личную свободу без наличия материальных гарантий раскрепощения (достаточного количества обрабатываемой земли). В литературе последних двух десятилетий сложилось мнение о том, что именно отмена крепостного права считается началом революционных преобразований в стране, которые, в конечном счете, привели к Октябрьской революции. Практически к схожим последствиям привело развитие событий и в другой части света.

Одной из причин гражданской войны в США считается стремление руководства страны во главе с А. Линкольном ликвидировать рабство в южных штатах. При этом определенная часть населения даже после предоставления личной свободы боялась изменить традиционные устои жизни и отказывалась покидать хозяев. Подобные процессы происходили после отмены крепостного права и в России. Об этом написано как в российской, так и американской художественной литературе (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Г. Бичер–Стоун, М. Митчелл). Поэтому можно говорить о том, что и в России, и в США происходили аналогичные процессы и со схожими последствиями.

Обобщая подобные процессы, можно сказать, что многомиллионная масса получившего свободу населения «хлынула» из сельской местности в города. Это можно назвать или революцией, или естественной урбанизацией. В эвентуальном аспекте эти люди стремились к полной независимости (к приобретению гражданских и политических свобод). Говоря об аналогиях, следует обратить внимание на то, что афроамериканское население в США обрело полновесный юридический статус лишь к середине 60-х гг. ХХ в., в СССР сельские жители получат возможность на свободу передвижения (паспорт с возможным изменением прописки) лишь десятилетием ранее. Таким образом, на преодоление всех ограничений и в США (афроамериканцы), и в Советском Союзе (жители сельской местности) ушло целое столетие.

Определённая часть сельских жителей, порвав с традиционными условиями существования, так и не смогла «обрести себя» в городской среде, заняв маргинальное положение в обществе. Необратимый процесс «вымывания» сельского населения привел к тому, что: в городской среде эти люди не смогли получить доступ к тем или иным видам трудовой деятельности как в силу отсутствия соответствующего образования, так и в силу невостребованности их низкой квалификации, связанной с физическим трудом.

В США экономический кризис 1929-1932 гг. вынудил часть сельского населения покинуть традиционную среду обитания. Однако в рамках «нового курса» бывшим фермерам и сельскохозяйственным рабочим не пришлось осваивать новые профессии, повышать уровень своей квалификации. В этот период в некоторых отраслях промышленности США стал преобладать конвейерный принцип производства, не

нуждающийся в столь высоком уровне подготовки рабочих.

В это же время в Советском Союзе индустриализация потребовала как свежей рабочей силы, так и повышения уровня её квалификации. Руководство страны во главе с И.В. Сталиным, убедившись в отсутствии у зажиточного крестьянства, производившего основной объем товарного хлеба, желания идти на определенные компромиссы с властью, делает ставку на массовое развитие колхозного строительства, что требовало введения ограничений для крестьянского населения свободно покидать свои населенные пункты. В дальнейшем в нашей стране происходят совершенно иные процессы. С одной стороны, государство к середине 50-х гг. ХХ в. предоставляет сельским жителям возможность вырваться из деревни. С другой стороны, для кардинального решения продовольственной проблемы начинается интенсивное освоение территории страны, вовлекая в сельскохозяйственный оборот целинные и залежные земли и стремясь увеличить производство зерна. В этот процесс вовлекается и городское население.

Некоторые исследователи специфики процесса освоения целинных земель полагают, что данная проблема рассматривалась и ранее. По свидетельству Д.Н. Суханова, в 1946 г. Председатель Бюро Совнаркома по сельскому хозяйству Г.М. Маленков поднимал вопрос о целесообразности восстановления запущенных и залежных земель. Д.Н. Суханов свидетельствует о том, что И.В. Сталин в дни своего 70-летнего юбилея во время переговоров с Мао Цзедуном вел речь и по вопросу возможного освоения целинных земель на Дальнем Востоке. Руководитель КНР был готов прислать в страну китайскую молодежь. Учитывая возможность изменения этнической ситуации в регионе, И.В. Сталин отказался от дальнейших переговоров по этому поводу.

Обрабатывая целинные и залежные земли, государство совершило поворот на 180 градусов в экономической политике. Стремясь преодолеть глубоко антикрестьянский подход И.В. Сталина, Н.С. Хрущев попытался в короткий промежуток времени, когда еще была жива память людей, испытавших на себе последствия коллективизации, выстроить новую модель государственной политики в отношении сельского хозяйства, которое стало для него собственной сферой приложения сил и энергии. За период с 1953 по 1964 гг. состоялось 11 Пленумов ЦК по сельскому хозяйству, что говорит о его многочисленных попытках осуществить действительно аграрную революцию, изменить образ мышления партийносоветского руководства.

Н.С. Хрущев говорил и писал о позитивных результатах развития сельского хозяйства в США, Скандинавии. В этой сфере для него было характерным стремление знать полную картину, он старался регулярно посещать сельскую местность, встречаться с работниками - аграриями. В результате изменения вектора хозяйственной политики с 1953 по 1963 гг. валовая продукция сельского хозяйства возросла на 63% [4, с. 260]. По данным В.Г. Растянникова среднегодовой прирост сельскохозяйственного производства в среднем за десятилетие составил более 5%. Среднегодовой прирост сельскохозяйственной продукции в «заготовительно-закупочных ценах» 1952 г. за семь лет (1952-1959) составил 7,95% [8, с. 45]. Такого роста сельское хозяйство страны не видело на протяжении последних полутора веков. Постсталинская экономическая деятельность была нацелена на приостановление процесса уменьшения удельной доли населения, проживающего в сельской местности.

Хрущевская аграрная политика предопределила высокую результативность в конкретном временном отрезке. Подъем аграрных исследований в стране начался после сентябрьского Пленума (1953 г.). До этого времени в силу идеологических воззрений аграрная наука не прокладывала путь позитивной политике, а оправдывала существующую практику, вырабатывалась на съездах и Пленумах партии, большинство научных работников занималась реализацией партийных установок. Из-за сложных отношений с учеными-аграрниками в аграрной политике он не мог в полной мере опереться на научные разработки, и проигрывал в принятии стратегических решений, оставаясь «непревзойденным мастером кратковременного эффекта» [1, с. 42-43].

Поэтому в СССР в 50-60-е гг. меняются показатели занятости и расселения населения. Миграция в города и на «ударные стройки» составляла около 2 млн. чел. в год, в города переселилась 1/5 населения страны. Если в 1939 г. в городах СССР проживало 60,4 млн. человек, то к 1959 г. городское население насчитывало уже более 100 млн. чел. [5, с. 22].

В результате этого изменился показатель плотности расселения жителей в сельской местности. В Центральном, ЦентральноЧерноземном районах и Поволжье он снизился почти на треть, в Центральной части Европейской России - почти вдвое. Часть выезжавших из села в большей степени стремилась к проживанию в быстро растущих городах. К тому времени статус городских поселений получило множество районных центров, поселков железнодорожных станций, поселков при фабриках и заводах [2, c.

  • 239]. Уже к началу 60-х гг. в СССР доля городского населения превысила половину населения [9, с. 117].

В 1957-1966 гг. ежегодно ликвидировалось около 10 тыс. уже укрупненных ранее колхозов [7, с. 83] многие колхозы были преобразованы в совхозы. Подобная практика вела к дальнейшему разрушению традиционного крестьянского уклада, превращению колхозника в наемного сельскохозяйственного рабочего. К 1963 г. осталось лишь 39 тыс. колхозов [4, c. 257] вместо 87 тыс. в 1955 г. [3, с. 361]. К началу 60-х гг. многие тысячи сел и деревень оказались «неперспективными». Сотни тысяч крестьян покинули землю, переехав в города. За 1960-1964 гг. почти 7 млн. человек уехали из деревни [6, с. 35]. И сегодня сельская местность считается непривлекательной для проживания. В апреле 2014 г. на заседании Госсовета В.В. Путин привел печальные цифры: за последние 15 лет количество сельских жителей в стране сократилось на 3 миллиона человек. При этом «люди бегут в города из-за неустроенности глубинки. В том числе и в плане транспорта. Стоит ли удивляться, если при таком подходе еще через 15 лет мы обнаружим, что в России совсем не осталось села».

Подобной участи не избежали и другие государства. В февральском номере «New York times» (February, 2, 2014) Ян Джонсон в статье «Когда исчезают деревни, исчезает культура» пишет о том, что «быстрая урбанизация приводит к тому, что деревенская жизнь (основа китайской культуры), исчезает по нарастающей, а вместе с ней, традиции и история». В 2000 г. в Китае насчитывалось 3 миллиона семьсот тысяч деревень, а в 2010 г. эта цифра снизилась до 2 миллионов шестисот тысяч. Эти цифры говорят о том, в этой огромной стране каждый день исчезало около трехсот (!) деревень. Руководство страны традиционно приравнивало урбанизацию к неизбежным последствиям модернизации и экономического роста. Для местных властей это также было выгодным, так как продажа прав на землю в сельской местности представляла собой возможность компенсировать слабую налоговую базу, изгнание жителей и предоставление различным фирмам земли под долгосрочную аренду позволяло властям не только сбалансировать бюджет, но и пополнить свои карманы. До сих пор в этой стране расследуются многочисленные факты коррупции должностных лиц, связанных с продажей земель в сельской местности. В этом явлении есть и своя психологическая составляющая. В Китае назвать человека «фермером» все равно, что дать ему оценку как «отсталому и безграмотному». Тем не менее надо отдать должное властям Китая: в стране озаботились сохранением культурного наследия страны. В рамках правительственного проекта подготовлен каталог из 9700 видов «неприкосновенного культурного наследия» страны: танцы, песни, ритуалы, искусство борьбы, национальные блюда и театр. 80% этого наследия берет начало из сельской местности.

Подобные примеры отчетливо демонстрируют, что процессы глобализации связаны с обыкновенным стремлением людей сменить образ жизни. Это доказывают события полуторавековой давности, которые изменили исторические судьбы таких государств, как Россия и США.

Список литературы 60-ые годы XIX века в России и США: итоги и последствия

  • Бенедиктов И.А. О Сталине и Хрущеве. Молодая гвардия. 1989. № 4.
  • Город и деревня в Европейской России: Сто лет перемен. М., 2001.
  • EDN: TZWHWT
  • Народное хозяйство СССР в 1960 г. М., 1961.
  • Народное хозяйство СССР в 1965 г. М. 1966.
  • Население СССР: Справочник. М., 1983.
  • Попов В.П. Второй и важнейший этап: (об укрупнении колхозов в 50-е - нач. 60-х годов) Отечественные архивы. 1994. № 1.
  • Пыжиков А. Хрущевская «оттепель». М., 2002.
  • Растянников В.Г. Особенности экономического роста в аграрном секторе России, 30-90-е годы XX в. Вопр. статистики. 2002. № 8.
  • Сенявский А.С. Урбанизация России в XX веке. Роль в историческом процессе. М., 2003.
  • EDN: PYIKMF
Статья