90 лет нигерной теории паркинсонизма

Автор: Юдина В.В., Макаров Н.С., Юдина Г.К., Кабанова Л.А., Воскресенская Ольга Николаевна

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: История медицины, юбилейные даты

Статья в выпуске: 2 т.5, 2009 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена 90-летию с момента создания нигерной теории болезни Паркинсона известным саратовским ученым К. Н. Третьяковым.

К.н. третьяков, нигерная теория, паркинсонизм

Короткий адрес: https://sciup.org/14916906

IDR: 14916906

Текст обзорной статьи 90 лет нигерной теории паркинсонизма

ными вопросами патогенеза нарушения мышечного тонуса при болезни Паркинсона». За создание ни-герной теории паркинсонизма К.Н. Третьякову присуждена именная серебряная медаль Парижского университета (рис. 2). До настоящего времени результаты его пионерского открытия в отношении черной субстанции остаются основополагающими в современном понимании болезни Паркинсона.

Научная и педагогическая деятельность К.Н. Третьякова тесно связана с Саратовом, где он в течение 25 лет (с 1931 г. по 1956 г.) возглавлял кафедру нервных болезней медицинского института.

Константин Николаевич Третьяков родился 8 января 1893 года (26/ХІІ 1892 г.) в городе Ново-Маргелане Узбекской республики. Его отец, Н.Н. Третьяков (1856–1918), был военным врачом, до 1897 года участвовал в военных экспедициях на Памире, а затем служил в Сибири старшим ординатором военного госпиталя, занимался научной и преподавательской деятельностью. Мать, А.Э.Третьякова, — высокообразованный воспитатель, учредитель учебного заведения, была выслана из Иркутска за либеральные демократические взгляды. Константин и его старший брат, поступивший на юридический факультет университета в Санкт-Петербурге, участвовали в политических демонстрациях. В результате этого, брат Константина был исключен из университета, а Константин был вынужден уйти с последнего класса колледжа в Иркутске и сдавать экзамены на аттестат зрелости экстерном. Родители решили послать детей во Францию для получения высшего образования.

В 1911 году Константин поступил на медицинский факультет Парижского университета. По окончании университета, в 1916 году, он был назначен заведующим лабораторией мозга кафедры нервных болезней имени Шарко Парижского университета, где работал в течение 7 лет (с 1917 по 1923 г.). Несколько месяцев К.Н. Третьяков работал в лаборатории Salpetriere с румынским невропатологом Георгием Маринеско (1863─1938), который, возможно, и предложил ему тему для диссертации [7]. Его работа в лаборатории Шарко проходила в годы Первой мировой войны, когда в Европе свирепствовали эпидемические вспышки летаргического энцефалита Экономо [9].

Изучение патогенеза постэнцефалитического паркинсонизма и исследование патоморфологи-ческих материалов мозга умерших от энцефалита больных стало ведущим направлением в научных изысканиях К.Н. Третьякова. В своей работе он исследовал черную субстанцию на 54 препаратах мозга больных, 9 из которых имели болезнь Паркинсона и 33-постэнцефалитический паркинсонизм. В 6 случаях болезни Паркинсона учёный отметил значительную потерю пигментных нейронов чёрной субстанции. В некоторых нигральных нейронах он отмечал включения, которые назвал «тельца Леви». Он узнал их, вспомнив описанные ранее Friedrich Lewy аналогичные включения в области дорсального ядра блуждающего нерва. В случаях энцефалита Экономо учёный также обнаружил выраженную утрату черной субстанции. К.Н. Третьяков заключил, что первичной локализацией патологического процесса при паркинсонизме является черная субстанция. «Здесь и только здесь, — писал в своей диссертации Третьяков, — клеточные изменения при эпидемическом энцефалите носят всегда деструктивный характер и оставляют неизлечимые рубцы, дающие явления паркинсонизма,

Рис. 1. К.Н. Третьяков

Рис. 2. Серебряная медаль Парижского университета наиболее постоянный и типичный синдром эпидемического энцефалита». К.Н. Третьяков в то время не догадывался, что его первое научное открытие впоследствии станет наиболее значительным научным достижением учёного и окажется неоспоримо одним из наиболее важных нейропатологических открытий ХХ века [3, 8].

С 1923 по 1926 год по приглашению правительства штата Сан-Паулу (Бразилия) Константин Николаевич Третьяков работал заведующим научного отдела в крупнейшей психоневрологической больнице de Juquery, основанной профессором Franco de Rocha в 1896 году. Госпиталь к началу ХХ столетия был одним из самых крупных госпиталей мира для душевнобольных. В 1924 году К.Н. Третьяков с коллегами основал крупнейший в Южной Америке медицинский журнал “Memorias do Hospicio de Juquery”, который издавался на португальском и французском языках. Во время работы в Бразилии К.Н. Третьяков поддерживал тесные контакты с русскими неврологами, в частности, с Владимиром Бехтеревым (1857─1927).

В 1926 году К.Н. Третьяков, при активном содействии В.М. Бехтерева, вернулся на Родину и до 1931 года работал в Ленинграде научным сотрудником Психоневрологического института имени В.М. Бехтерева, а также консультантом — невропатологом в Государственном рентгенологическом ин-

Рис. 3. Коллектив кафедры, возглавляемой К.Н. Третьяковым

Рис. 4. К. Н. Третьяков осматривает пациента ституте и больнице имени И.И. Мечникова [3]. В 1931 году он был избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой нервных болезней Саратовского медицинского института, где проработал до последнего дня своей жизни (24/ХІ 1956 г.) (рис. 3). Много сил и знаний отдал профессор К.Н. Третьяков развитию отечественной неврологии и созданию самобытной Саратовской неврологической школы. Его научная деятельность отличалась широким кругом интересов, оригинальностью, глубиной изучения проблемы, смелостью выводов и научным предвидением. Он является автором свыше 100 научных работ, в том числе 2 монографий [3].

Кроме создания нигерной теории паркинсонизма К. Н. Третьяков, на основании патоморфологической картины при паркинсонизме, еще в 1920 году высказал мнение о хроническом течении эпидемического энцефалита по типу латентной или ремитирующей нейроинфекции. В настоящее время доказана возможность хронического и хронического прогредиентного течения ряда нейроинфекций [1].

К.Н. Третьяков высказал предположение, что черное вещество в ножках мозга является симпатическим тонусрегулирующим мезенцефальным центром.

Большое внимание Константин Николаевич Третьяков уделял ликворологии [2]. Он полагал, что поясничная пункция сама по себе оказывает рефлекторное влияние на некоторые функции организма. Им описан синдром сильвиева водопровода, характеризующийся летаргией и частичной непроходимостью ликворных путей [4, 5, 6].

Развитие неврозов, неврозоподобных состояний и отека мозга, клиническая картина которых богата психовегетативными нарушениями, К.Н. Третьяков связывал с патологией диэнцефальной области.

В 1936 году К.Н. Третьяков описал синдром мимической атаксии невротиков. Константином Николаевичем была создана оригинальная концепция патогенеза и классификация отека мозга. Им разработана комбинированная дегидратационная терапия отека мозга, эпилептического статуса и острой хореи [3].

Много внимания К.Н. Третьяков уделял пато-морфологическому изучению нервной системы при наследственно-семейных, травматических, инфекционных и других заболеваниях [1]. Он являлся одним из составителей диагностической таблицы ранений периферических нервов. В военные годы им были выделены особая форма полиомиелита взрослых и травматический паркинсонизм.

Константин Николаевич Третьяков внес много нового во все разделы работы кафедры. Особое внимание он уделял совершенствованию лечебного и педагогического процессов [рис. 4]. В клинике привились психотерапевтическая направленность и гуманность. Был создан анатомический музей. В отдельное направление работы выделялась невропатология детского возраста.

В годы Великой Отечественной войны К.Н.Третья-ков помимо работы на кафедре являлся консультантом в госпиталях г. Саратова, вел большую общественную работу. С 1943 года он состоял членом

Ученого совета МЗ РСФСР и членом Ученого совета Центрального нейрохирургического института. В период с 1933 по 1956 год К.Н. Третьяков был председателем Правления саратовского отделения, а с 1948 г. — членом Правления Всесоюзного общества невропатологов и психиатров. 30 октября 1945 года на ІІ сессии общего собрания Академии медицинских наук СССР он был избран ее членом-корреспондентом.

К.Н. Третьяков также являлся членом-корреспондентом французского, итальянского, австрийского и бразильского обществ невропатологов, психиатров и психологов.

Родина высоко оценила заслуги К.Н. Третьякова, наградив его орденом «Знак Почета» и тремя медалями.

В Саратовском Областном музее краеведения жизненному и творческому пути Константина Николаевича Третьякова посвящена отдельная экспозиция. В 1981 году кафедре и клинике нервных болезней Саратовского медицинского института было присвоено имя К.Н. Третьякова. На кафедре создан альбом, отражающий деятельность учителя, его учеников и последователей. В 1982 году опубликована монография «История неврологической науки в Саратове», где подробно представлен 25-летний период работы кафедры под руководством К.Н. Третьякова.

Открытие Константином Николаевичем Третьяковым патоморфологического субстрата паркинсонизма явилось основополагающей научной теорией, подтвержденной работами неврологов в последующие годы. В настоящее время изучение болезни Паркинсона вновь является одним из приоритетных научных направлений кафедры неврологии ФПК ППС Саратовского государственного медицинского университета.

Список литературы 90 лет нигерной теории паркинсонизма

  • Молчанов, В.В. История неврологической науки в г. Саратове/В.В. Молчанов. -Саратов: Сарат мед. ин-т, 1982. -72 с.
  • Никифоров, А.С. Экстрапирамидные заболевания/А.С. Никифоров, А.Н. Коновалов, Е.И. Гусев//Клиническая неврология. -М.: Медицина, 2002. -526 с.
  • Поповьян, М.Д. К.Н. Третьяков/М.Д. Поповьян, В.В. Молчанов. -Саратов: Сарат. мед. ин-т, 1978. -16 с.
  • Третьяков, К.Н. Симптомокомплекс сильвиева водопровода/К.Н. Третьяков//Современная психоневрология, -1929.-Т. 8.-№4,5.
  • Третьяков, К.Н. Нейровегетативная регуляция давления цереброспинальной жидкости/К.Н. Третьяков, А.В. Ульянова//Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. -1936. -Т. 2. -№ 3.
  • Третьяков, К.Н. Метод клинического изучения температуры цереброспинальной жидкости/К.Н. Третьяков//Невропатология и психиатрия. -1943. -Т. 12. -№ 14.
  • Blocq, P. Sur un cas de tremblement parkinsonism hemiplegique symptomatique d'une tumeur du peduncule cerebrale/P. Blocq, G. Marinesco//Rev. Neurol. -1894. -№2.
  • Braak, H. Stanley Fahn Lecture 2005: The staging procedure for the inclusion body pathology associated with sporadic Parkinson's disease reconsidered/H. Braak, J. R. Bohl, С. М. Muller//Mov. Disord. -2006. -№ 21(12). -P. 2042-2051.
  • Brissaud, E. Nature et pathogenie de la maladie de Parkinson (lecon 23)/E. Brissaud//Lecons surles Maladies du Systeme Nerveux. Recueilles et publiees par Henry Meige. Paris. Masson. -1895. -P. 488-501.
Еще
Статья обзорная