А. И. Солженицын о человеке в тоталитарном обществе
Автор: Галкина Елена Вячеславовна
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 12, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье проведен анализ феномена левого тоталитаризма в сталинскую эпоху, места в нем простого человека, его взаимоотношений с всеобъемлющим государством, уничтожения личных свобод граждан на основе работ А.И. Солженицына. Источниками для рассмотрения темы стали работы мыслителя, современные оценки его исследований отечественными и зарубежными политологами, историками и др.
А.и. солженицын, тоталитаризм, тоталитарная советская система, сталинизм, государство, человек, свобода, оппозиция
Короткий адрес: https://sciup.org/14931688
IDR: 14931688
Текст научной статьи А. И. Солженицын о человеке в тоталитарном обществе
Тоталитаризм можно охарактеризовать как полный контроль государства над всеми сферами общества и жизнью каждого отдельного человека. Тоталитарный политический режим бывает двух видов: правый (фашизм) и левый (коммунизм). Последний в нашей стране принял форму сталинизма. Обе разновидности режима страшны, и существование человека в любом из тоталитарных обществ уничтожает его личную свободу и гражданские права.
О тоталитарном обществе мы можем многое узнать и «пережить» из произведений Александра Исаевича Солженицына, всемирно известного русского писателя, лауреата Нобелевской премии в области литературы. Вот только некоторые его известные работы о тоталитарной эпохе, месте и роли в ней человека: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус», «Бодался теленок с дубом» и т. д. [1].
Цель этих произведений А.И. Солженицына представляла собой попытку прорвать стену незнания о тоталитаризме. Взгляды Александра Исаевича на общество стали формироваться при тоталитаризме, в котором подавлялось любое инакомыслие, все определяла коммунистическая идеология. Писатель подвергался аресту и заключению за свободомыслие. Он прошел и тюрьму, и лагеря – неотъемлемую часть тоталитарной системы.
Рассказы и повести А.И. Солженицына, опубликованные в журнале «Новый мир» в начале 60-х гг. ХХ столетия, в полный рост ставили проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советского народа, а также способствовали наплыву рукописей бывших заключенных в литературные журналы. Такие публикации очень настороженно воспринимались властями, так как были способны ударить по всей тоталитарной системе, а возможно, и разрушить ее при участии нелегальной оппозиции.
Осенью 1962 г. Н.С. Хрущев благодаря усилиям А.Т. Твардовского нарушил запреты цензуры и получил разрешение Президиума ЦК на публикацию эпохального произведения Солженицына «Один день Ивана Денисовича» [2, с. 3–105]. Александр Исаевич предельно честно оценил всю бесчеловечность тоталитарной советской системы.
В период между 1958 и 1967 г. был написан «Архипелаг ГУЛАГ», став значимой частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху [3, с. 9]. Проблема существования личности в тоталитарном обществе получила в этом произведении наиболее полное выражение. Так, вторая часть «Архипелага ГУЛАГ» названа автором «Вечное движение», она повествует об этапировании заключенных в лагеря. «От Берингова пролива и почти до Босфорского разбросаны тысячи островов заколдованного Архипелага. Они невидимы, но они – есть, и с острова на остров надо также невидимо, но постоянно перевозить невидимых невольников, имеющих плоть, объем и вес» [4, т. 2, ч. 1, с. 4].
В мае 1967 г. А.И. Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого Всесоюзного съезда советских писателей требовал отмены цензуры, реабилитации многих авторов. Он писал: «За нашими писателями не предполагается, не признается права высказывать опережающие суждения о нравственной жизни человека и общества, по-своему изъяснять социальные проблемы или исторический опыт, так глубоко выстраданный в нашей стране. Произведения, которые могли бы выразить назревшую народную мысль, своевременно и усилительно повлиять в области духовной или на развитие общественного сознания, – запрещаются либо уродуются цензурой… <…> Многие авторы при жизни подвергались в печати и с трибуны оскорблениям и клевете, ответить на которые не получали физической возможности, более того – личным стеснениям и преследованиям… Союз же писателей не только не предоставил им для ответа и оправдания страниц своих печатных изданий, не только не выступил сам в их защиту, – но руководство Союза неизменно проявляло себя первым среди гонителей… Уже три года ведется против меня, всю войну провоевавшего командиром батареи, награжденного боевыми орденами, безответственная клевета… Так истолковываются 11 лет моих лагерей и ссылки, куда я попал за критику Сталина…» [5, т. 3, с. 4–6].
В феврале 1974 г. А.И. Солженицын вынужден был эмигрировать на Запад, оказавшись под пристальным вниманием средств массовой информации, причем этот интерес выходил за рамки его чисто литературного творчества. Отметим, что интеллектуальное и моральное влияние Александра Исаевича Солженицына сыграло важную роль в падении тоталитарных режимов Восточной Европы и СССР. Вехой в данном плане было выступление этого выдающегося деятеля в Гарвардском университете в 1978 г.
С самого начала пребывания на Западе писатель хотел рассказать живущим здесь людям правду о России и ее утраченных моральных и культурных ценностях, созданных за истекшую тысячелетнюю историю. Он стремился призвать западные страны противостоять коммунизму. Социализм как способ общественного развития Александр Исаевич не принимал вообще. Он не делал различия между социализмом и коммунизмом, считая их «античеловечными» явлениями. Затем мыслитель стал все в большей мере выходить за рамки критики СССР и чаще поднимал вопрос об основополагающих принципах жизни самой западной цивилизации, в первую очередь о ее духовном упадке.
А.И. Солженицын – далеко не единственный, кто обратился к проблеме взаимоотношений человека и тоталитарного общества. Но его видение действительности отличается особой реалистичностью, жесткостью и парадоксальностью. На Западе и в США во многом разделяли критику А.И. Солженицына в адрес советского режима. Его глубоко уважают в Соединенных Штатах. Доказательство тому – принятие сенатом резолюции, предоставившей ему почетное американское гражданство.
Сам автор «Архипелага» определил жанр своего произведения как «опыт художественного исследования». Это был опыт изучения государственной системы уничтожения людей в СССР. Александр Солженицын предлагает воспринимать эту книгу скорее как «художественный» текст, чем исторический. Тем не менее историческое и художественное начала в «Архипелаге» переплелись тесным образом.
Во внутренней структуре «Архипелага» соединилось и личное, и историческое. Многое в романе основано на опыте рассказчика – опыте одиннадцатилетнего заключения. А.И. Солженицын указывает, что «свои одиннадцать лет, проведенные там, усвоив не как позор, не как проклятый сон, но почти полюбив тот уродливый мир, а теперь еще, по счастливому обороту, став доверенным многих поздних рассказов и писем, – может быть, сумею я донести что-нибудь из косточек и мяса?…» [6, с. 7]. Мыслитель отмечает, что «в этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами… Если не названы вовсе, то лишь потому, что память людская не сохранила имен, – а все это было именно так» [7, с. 8].
Свидетельства тоталитарной эпохи, описываемой в романе, подкреплены показаниями более двухсот человек. Биографии, рассказы и воспоминания узников лагерей привлечены писателем не только для объективности изложения, но и для получения возможности говорить от имени всего поколения.
А.И. Солженицын не ставил задачей исследовать феномен сталинизма, его природу, особенности, историю, развитие, предпосылки. Он описывал и осмысливал пережитое. «Архипелаг» начинается главой «Арест», чем автор подчеркивает, что рассказывает о мире заключенных, страшной стране ГУЛАГ, ее законах, населении, правилах выживания, смерти людей и т. д. Все же А.И. Солженицын, не говоря ни слова о сталинизме, исследуя «Архипелаг…» – одну из самых главных частей сталинской системы, помогает изучению всей преступной и бесчеловечной системы сталинизма.
Авторская позиция ярко проявляется уже в выборе названия частей книги. Например, третья часть озаглавлена «Истребительно-трудовые» [8]. В ней речь идет о зарождении системы концлагерей в нашей стране, дается целостная и поражающая точностью историческая картина того времени.
А.И. Солженицын стал самым известным бытописателем и в некотором роде историком сталинских концентрационных лагерей. Он отстаивал тезис о том, что лагеря были неизменным компонентом советской действительности на протяжении всего времени ее существования [9, т. 1, с. 393].
В интервью жена и ближайшая помощница писателя, президент Русского общественного фонда Н.Д. Солженицына заметила: «После издания "Архипелага ГУЛАГ" у нас за годы скопилось невероятное количество разного рода материалов – откликов, вопросов, запросов, поправок, добавок… Люди писали иногда довольно требовательно: вы должны учесть то-то и то-то, упомянуть такие-то лагеря или такие-то рудники… Мы аккуратно складывали материалы, связанные с "Архипелагом", и собираемся сдать их в подходящее публичное место, чтобы исследователи могли ими пользоваться» [10].
В заключение отметим значительную роль интеллектуального и морального влияния А.И. Солженицына на падение тоталитарных режимов в Восточной Европе и СССР, мужество его гражданской позиции и стремление сказать всему миру правду о Советской России [11]. Писатель в произведениях пронзительно рассказал о сохранении человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннем противостоянии ему. Даже в самый разгар холодной войны президент США Р. Рейган считал А.И. Солженицына (в то время советского диссидента) человеком «большого мужества и высоких моральных принципов» [12, с. 226]. Американский исследователь М. Монтгомери видел в А.И. Солженицыне нового человека, «рожденного самым всеподавляю-щим режимом, когда-либо существовавшим за всю современную историю…» [13, p. 179].
Ссылки:
-
1. Солженицын А.И.: 1) Собр. соч. Т. 1, 2. Вермонт ; Париж, 1978 ; 2) Избранная проза: Рассказы. Раковый корпус: Повесть. М., 1990 ; 3) Бодался теленок с дубом. М., 1996.
-
2. Солженицын А.И. Избранная проза ... С. 3–105.
-
3. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ // Солженицын А.И. Малое собрание сочинений. Т. 5. М., 1991.
-
4. Там же. Т. 2, ч. 1. С. 4.
-
5. Солженицын А.И. Публицистика. В 3 т. Ярославль, 1996.
-
6. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ … Т. 5. С. 7.
-
7. Там же. С. 8.
-
8. Там же. Т. 6, ч. 3. С. 5.
-
9. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 т. М., 1994.
-
10. Один день Александра Исаевича // Российская газета. 2003. 6 дек. С. 8.
-
11. Солженицын А.И. Коммунизм – не русское, но мировое явление // Кавказский край. 1993. 11–28 марта.
-
12. Паулсон С.Е. «Вылезайте, господин президент! Он уехал». К визиту А.И. Солженицына в Вашингтон летом 1975 г. // Американский ежегодник. 1998. М., 1999.
-
13. Montgomery M. Solzhenitsyn as Southerner // Why the South Will Survive / ed. by S. Wilson. Athens, 1981.
Список литературы А. И. Солженицын о человеке в тоталитарном обществе
- Солженицын А.И.: 1) Собр. соч. Т. 1, 2. Вермонт; Париж, 1978; 2) Избранная проза: Рассказы. Раковый корпус: Повесть. М., 1990; 3) Бодался теленок с дубом. М., 1996.
- Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ//Солженицын А.И. Малое собрание сочинений. Т. 5. М., 1991.
- Солженицын А.И. Публицистика. В 3 т. Ярославль, 1996.
- Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 т. М., 1994.
- Один день Александра Исаевича//Российская газета. 2003. 6 дек. С. 8.
- Солженицын А.И. Коммунизм -не русское, но мировое явление//Кавказский край. 1993. 11-28 марта.
- Паулсон С.Е. «Вылезайте, господин президент! Он уехал». К визиту А.И. Солженицына в Вашингтон летом 1975 г.//Американский ежегодник. 1998. М., 1999.
- Montgomery M. Solzhenitsyn as Southerner//Why the South Will Survive/ed. by S. Wilson. Athens, 1981.