Абреки и государство: культура насилия на Кавказе

Автор: Бобровников Владимир Олегович

Журнал: Вестник Евразии @eavest

Рубрика: Люди

Статья в выпуске: 1, 2000 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена своеобразной «культуре насилия», сложившейся в XIX-XX веках у горцев Кавказа. Главный герой этой культуры - так называемый абрек - профессиональный бандит, за которым здесь утвердилась слава благородного и благочестивого разбойника вроде Робина Гуда. Отчего и когда возникло абречество? Какое положение занимали абреки в горском обществе до и после Кавказской войны? Как относились к ним сами горцы и их соседи? Какими были их отношения с властью? Изменился ли их тип за последние полтора столетия? Почему ни российскому, ни советскому государству так и не удалось искоренить это явление? Какое влияние оказало абречество на общество и культуру постсоветского Кавказа и России? Цель статьи - найти наиболее убедительные ответы на эти вопросы и охарактеризовать абречество как историческое явление местного общества эпохи российских реформ и потрясений. Основными источниками являются собранные мною в 1990-е годы во время поездок на Восточный Кавказ архивные и полевые этнографические материалы. Кроме того, в работе использованы фонды библиотек и архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Махачкалы, Тбилиси, Бахметьевского архива библиотеки Колумбийского университета в Нью-Йорке, малотиражные эмигрантские издания 1930-70-х годов, современные фотоматериалы и записи интервью с полевыми командирами из Чечни и Дагестана.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14911723

IDR: 14911723

Список литературы Абреки и государство: культура насилия на Кавказе

  • Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С. 48.
  • Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIII вв. Махачкала, 1992. С. 44.
  • Челеби Э. Книга путешествия. М., 1979. Вып. 2. С. 59.
  • Ламберти А. Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1913. Вып. 43. С. 80.
  • Магомед-Ханов М. Истинные и ложные последователи тариката//Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис. Вып. IV. С. 5.
  • Броневский С. М. Исторические выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, на Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне. СПб., 1996. Л. 11 об. С. 28.
  • Покровский Н. И. Обзор источников по истории имамата. М., 1939. С. 188.
  • Хан-Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик, 1976. С. 299
  • Ермолов А. П. Письма. СПб., 1826; Эльмесов А. М. Из истории русско-кавказской войны. Нальчик, 1991. С. 184.
  • аль-Карахи М.Т. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Махачкала, 1990. Ч. II. С. 12-13, 20-22
  • Тахнаева П. И. Чох в блистательную эпоху Шамиля. Махачкала, 1997. С. 40-45, 88-92.
  • Пантюхов И. Современные лезгины//Кавказ, 1901. № 228.
  • П. К. (Услар П. К.) Кое-что о словесных произведениях горцев//Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868 (репринт: М., 1992). Вып. I. С. 4-5.
  • Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XVIII -первая половина XIX в.). М., 1967. С. 50-55; Османов М.-З. О. Формы традиционного скотоводства народов Дагестана в XIX -начале ХХ в. М., 1990. С. 52-60.
  • Багиров А. Мюридизм и Шамиль//Большевик, 1950, XIII. С. 21-37
  • Смирнов Н. А. Реакционная сущность движения мюридизма и Шамиля на Кавказе. М., 1952
  • Фадеев А. В. О внутренней социальной базе мюридского движения на Кавказе XIX в.//Вопросы истории, 1955. № 6. С. 67-77.
  • Блиев М. М. Кавказская война, социальные истоки, сущность//История СССР, 1983. № 2
  • Блиев М. М., Дегоев В. Кавказская война. М., 1994. С. 37-109.
  • Национально-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX в. Материалы конференции. Махачкала, 1994. С. 245-249.
  • Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Le soufi et le commissaire. Les confrйries musulmanes en URSS. Paris, 1986.
  • Bennigsen Broxup M. Caucasian Muridism in Soviet historiography//Jemaleddin of Kazikumukh. Naqshbandi treaty. Oxford, 1986. P. 5-6, 14; North Caucasus Barrier. The Russian advance toward the Muslim world. Ed. by M. Bennigsen Broxup. London, 1992. P. 112-117.
  • Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII -начале XIX в. М., 1988. С. 18-21, 141, 143
  • Кажаров В. Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII -первой половине XIX в. Нальчик, 1994. С. 181, 322.
  • Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. Вып. I. С. 360.
  • Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. М.-Л., 1958. Т. I. С. 25-26; ср. Шагиров А. К. Этимологический словарь адыгейского (черкесского) языка. М., 1977. Т. 1. С. 56.
  • Этимологический словарь русского языка. М., 1963. Т. I. Вып. 1 (А). С. 17.
  • Анчабадзе Ю. Д. «Остракизм» на Кавказе//Советская этнография, 1979. № 5. С. 137
  • Толь. Толковый словарь русского языка. СПб., 1863, т. I, c. 9.
  • Даль В. Толковый словарь. СПб., 1880. Т. I. С. 2.
  • Полозов. В дeбрях Зaкaвказья//The Bakhmeteff Archive of the Library of the Columbian University (далее: BAR). New York. P. 1-2.
  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 15.
  • Гатуев К. Зелимхан. Ростов-на-Дону-Краснодар, 1926; Искандер Ф. Стоянка человека. М., 1991.
  • Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996. С. 24-92.
  • История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996. С. 322, 324.
  • Шиллинг М. Е. Кубачинцы и их культура//Труды Института этнографии. М., 1949. Т. 8. С. 174-175.
  • Шаманов И. М. Скотоводство и общественный быт карачаевцев в XIX -начале ХХ в.//Кавказский этнографический сборник. М., 1972. Вып. 5. С. 86-87
  • Мафедзев С. Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX -начале ХХ в. Нальчик, 1979. С. 37-52.
  • Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Документы и материалы. М., 1957. Т. 2. С. 263, 274.
  • Берзенев Н. Из воспоминаний об Осетии//Кавказ, 1851. № 92.
  • Панек Л. Б. Материалы по этнографии рутульцев//РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 36. Д. 2. Л. 59.
  • Стевен. Журнал путешествия по земле Войска Донских казаков, к Кавказу и в Астрахань//Северный архив. 1824. Ч. 12. № 24. С. 260.
  • Магомедов Р. М. По аулам Дагестана. Махачкала, 1979. С. 25.
  • Комаров А. В. Адаты и судопроизводство по ним//Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. I. С. 43-49.
  • Люлье Л. Я. Учреждения и народные обычаи шапсугов и натухайцев//Люлье Л. Я. Черкесия. СПб., 1859. С. 40.
  • Лугуев С. А., Магомедов Д. М. Бежтинцы в XIX -начале ХХ в. Махачкала, 1994. С. 144.
  • Шиллинг М. Е. Народы андо-цезской группы//РФ ИИАЭ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 56. Л. 32.
  • Сержпутовский А. К. Поездка в Нагорный Дагестан. Пг., 1917. С. 6.
  • Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX-XX вв. Л., 1988. С. 115.
  • Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа. СПб., 1869. Ч. 1-2. С. 263-265, 267.
  • Бобровников В. О. Обычное право в пореформенном Дагестане (1860-1917)//Наука и молодежь. Сб. ст. Отв. ред. Р. И. Сефербеков. Махачкала, 1997. Вып. 1.
  • Бобровников В. О. Суд по адату в дореволюционном Дагестане//Этнографическое обозрение, 1999. № 2. С. 35.
  • Предписание председателя Дагестанского народного суда от 20 сентября 1911 г. № 2288//ЦГА РД. Ф. 21. Д. 7. Л. 18.
  • Берже А. П. Выселение горцев Кавказа//Русская старина. СПб., 1882. Т. 36. С. 340
  • Фадеев Р. А. Собрание сочинений. СПб., 1890. Т. I. С. 149; Надеждин П. Кавказский край. Природа и люди. Тула, 1895. С. 112-113.
  • Привилегированные сословия Кабардинского округа//Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. 3. С. 5.
  • Бушуев С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М.-Л., 1939. С. 93-94, 96-97
  • Gammer M. Muslim resistance to the Tsar: Shamil and the conquest of Chechnia and Daghestan. London. 1994. P. 251.
  • Полозов. В дeбрях Зaкaвказья//BAR. P. 5-6
  • Умаханов Х. Помнят андийские горы. Махачкала, 1993. С. 49-51
  • Шиллинг М. Е. Малые народы Дагестана. М., 1993. С. 104.
  • Рамазанов А. Х. Борьба дагестанских народов против колониализма в послеимаматский период//Наука и молодежь. Сб. ст. Отв. ред. Р. И. Сефербеков. Махачкала, 1997. Вып. 1. С. 58, 62
  • Полозов. 1905 и 1906 годы в Закавказье//BAR. Л. 1.
  • Бердяев С. К. Чечня и разбойник Зелимхан. Париж, 1930;
  • Известия, 1999, 14 августа.
  • Казаковский П. В. Разбои на Кавказе. Владикавказ, 1913. С. 79; ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 4. Д. 5. Л. 2-4, 5.
  • Большая советская энциклопедия (БСЭ). М., 1926. Т. 1. С. 83.
  • Бердяев С. К. Разбои на Северном Кавказе. Париж, 1936. С. 5-16;
  • Османов Г. Г. Социально-экономическое развитие дагестанского доколхозного аула. М., 1965. С. 316.
  • Караев К. Р. Воспоминания. Махачкала, 1968. С. 23, 36.
  • Красный землероб, 1925, 1 апреля.
  • Даниялов А. Д. Воспоминания. Махачкала, 1992. С. 68
  • Дагестанская правда, 1996, 23 марта.
  • В. О. Советская национальная политика и изменение идентичности горцев Западного Дагестана//Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. М.: Моск. Центр Карнеги, 1998. С. 125-126.
  • Бобровников В. О. Исламская трансформация колхозов Аварии (Нагорный Дагестан)//Восток, 1998. № 5. С. 102.
  • Новое дело, 1997, 7 февраля, 21 февраля.
  • Lawrence A. Uzzell. A terrorist's theology//Keston News Service. October, 1995.
  • Moscow News, 1999, 1 сентября. 104 Известия, 1998, 8 сентября. С. 4.
  • Le Monde, 1999, 18 Septembre. P. 2
  • Бобровников В. О. Советская национальная политика... C. 124, 126
Еще
Статья научная