Адаптация населения к рыночным условиям (региональный аспект)
Автор: Баишев Равиль Мансурович
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: Социология и политология
Статья в выпуске: 1 (7), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализирован процесс адаптации населения к рыночным условиям на примере Ульяновской области. Выделены факторы, влияющие на этот процесс, такие как психологические особенности населения, экономическая тактика руководства области, незначительная продвинутость малого бизнеса в регионе. В заключение автором сделан вывод о наличии значительной части населения, обладающей низкой приспособляемостью к изменившимся экономическим условиям.
Региональная экономическая политика, адаптация населения, малый бизнес, предпринимательство, удовлетворенность жизнью, поисковая экономическая активность
Короткий адрес: https://sciup.org/14113609
IDR: 14113609
Текст научной статьи Адаптация населения к рыночным условиям (региональный аспект)
Осуществляемая в современной России модернизация общества предусматривает постепенное ослабление патернализма во внутренней политике и активизацию ресурсов личности. Мировой опыт показывает, что движение к рыночным отношениям отражает не столько революционную смену собственности, сколько процесс длительного приспособления к ним людей, изменения их поведения. Замечено, что чем больше и интенсивнее происходят изменения в среде, тем труднее адаптироваться человеку. И если к тому же личные модели жизни сильно расходятся с реалиями, то дискомфорт, который он испытывает, может оказаться большим. Немаловажным фактором, влияющим на ход реформ в России, является широко распространенный синдром личности, оставивший глубокий отпечаток на мотивациях и социальных установках населения, который именуется как «социалистическая ментальность».
Процесс адаптации каждого человека индивидуален и зависит от многих составляющих — самосознания, жизненного опыта, образованности, норм ценностей, образцов по- ведения, присущих данному обществу. Несмотря на это, в последнее время в социально-экономической сфере видны некоторые позитивные перемены в обществе, например, в продвижении страны к гражданскому обществу. В ходе радикальных реформ в стране возникли новые секторы экономики, существование которых в недавнем прошлом казалось немыслимым: банковские, страховые, консультативные, аудиторские и инвестиционные компании. Появились реальные свободы, связанные с вероисповеданием, политическими убеждениями.
Психологические свойства населения в форме идей и представлений могут оказывать различное воздействие на экономическое развитие и прогресс общества — развивать, тормозить или блокировать перемены. Сегодня становится особенно актуальным изучение адаптационных процессов на региональном уровне. Любые общественные отношения специфически преломляются и проявляются в конкретном регионе в силу экономических, социальных, демографических, национальных и других особенностей. В этой связи небезын- тересно рассмотреть «представления ульяновцев», т. е. динамику ценностных ориентаций населения.
Отличительной чертой экономической структуры Ульяновской области от сопредельных регионов и от большинства российских областей вообще является значение Ульяновска для прежнего руководства страны как «города — родины Ленина». В годы застоя область находилась в особых условиях снабжения, инвестиций и др. Развитый туризм, в том числе и международный, «спасал» ее от строительства объектов ВПК. Экономическая тактика администрации области долгие годы носила внеэкономический характер, что давало возможность областному руководству получать дефицитный для области товар.
Важным отличием от соседних областей является и структура занятости населения: 30 % всего населения занято в сельском хозяйстве. Благодаря этому экономика области носит преимущественно аграрный характер, что позволяет обеспечивать население всеми основными видами продовольствия. Возможность продовольственного самообеспечения служит основой некоторой политической независимости от центра и несколько иного , социально ориентированного вхождения в рынок. В то же время оппоненты «Ульяновской модели» указывают, что вся экономика области держится в основном на крепких сельхозпредприятиях, бартере и личном авторитете Главы администрации.
Одним из элементов рыночной экономики региона является незначительная продвину-тость малого бизнеса. По данным Ульяновского облкомстата, в течение последнего десятилетия уровень развития малых предприятий в области был гораздо ниже, чем в среднем по России: малые предприятия дали всего около 6 % произведенной продукции от общего областного объема, тогда как в среднем по России — около 10 %. Число людей, занятых в малом предпринимательстве области, достигло к 2007 году 144,5 тыс. человек [1, с. 44].
Начало 1990-х гг. было бурным временем для нашего региона, когда частные предприятия росли очень интенсивно. Игра стоила свеч: рынок не сложился, профессионалов не было, и в этой стихийно-открытой сфере отношений доходы были просто фантастическими. За несколько месяцев сколачивались огромные состояния, бизнесмены давали «жить» своим работникам, посредникам, местному телевидению, радио и газетам, размещая там рекламу на большие суммы. Однако кризис 1997 года ударил именно по малым предприятиям. Выжили сильнейшие, которых в области наберется несколько десятков.
Исследования показали, что половина местных предпринимателей имели доход от деятельности Автомобильного завода. Огромная сеть перепродавцов формировалась годами, многие вышли на международный уровень. Это «оборотная сторона» любого крупного предприятия. Несмотря на некоторый опыт, ульяновский бизнесмен в большинстве своем относительно неграмотен. Он слабо разбирается в маркетинге, менеджменте, смутно представляет финансовые проводки. В то же время большая часть его деятельности остается в тени.
Анализ местных СМИ, беседы с представителями малого бизнеса области, с чиновниками и аппаратчиками наталкивают на вопрос: почему же малый бизнес в Ульяновском регионе не достиг общероссийского уровня? Среди множества причин можно выделить несколько главных: недостаточное финансирование из федерального фонда, отсутствие предпосылок для привлечения инвестиций в предпринимательство, отсутствие «зон экономического благоприятствования» и даже инертность ульяновцев.
Особо следует сказать о людях, которые руководили малым бизнесом в прошлые годы. К сожалению, придя к власти, они позаботились прежде всего о себе, хотя прикрывались очень красивыми фразами. А деньги на предпринимательство в середине 1990-х давались солидные. Только из федерального фонда поддержки было выделено 2 млн руб., из областного бюджета — 1,8 млн руб. К 2007 году на территории области действовало 7,5 тыс. малых предприятий. Из суммарного оборота всех малых предприятий на торговлю приходилось 70,1 %, на обрабатывающие производства — 14,2 %, строительство — 9,7 % [2].
К сожалению, в 90-е годы благоприятный момент для развития бизнеса был упущен. Стало окончательно ясно, что местный бизнесмен очень похож на своего коллегу из других регионов Поволжья. Зарабатывал он мало, сказывались и ограничения административного характера.
Как простые граждане Ульяновской области приспосабливаются к новым экономическим условиям? Проводимые опросы общественного мнения показывают все-таки усиление рыночных настроений в регионе. Так, если в 1996 году адаптированными к новым реалиям жизни считали себя 21,5 % населения, то в 2008 году — 48,1 %. Обобщение результатов исследований привело к следующим выводам:
-
— налицо противоречивость в отношении к рынку среди жителей области;
-
— незначительной просматривается готовность населения активно адаптироваться к новым экономическим отношениям;
— доминирует упрощенное представление о рынке и его возможностях [1, с. 50].
Наиболее убедительным фактором адаптации является материальное положение респондентов. Приспособляемость значительно повышается, если уровень дохода на члена семьи оказывается выше прожиточного минимума в 1,5 раза . Это своего рода экономический барьер, преодоление которого благоприятно сказывается на принятии населением экономических реформ. Как только необходимый минимум благосостояния достигнут, критерии самооценки удовлетворенности жизнью и своей приспособляемости к ней смещаются с категорий материальных на духовно-нравственные. Замечено, что молодое поколение гибче, активнее примеряет свои силы и возможности к новым правилам игры, менее зависимо от сложившихся стереотипов, образа жизни, профессии.
Однако остается немалая часть населения, обладающая низкой приспособляемостью, которая пока так и не сумели изменить свою жизнь и, возможно, не имеют необходимых внутренних и внешних ресурсов для изменения социально-экономического поведения.
В 2008 году социологами Ульяновского государственного университета был проведен опрос ульяновцев. Социально-экономическое положение Ульяновской области в целом респонденты оценивают отрицательно: 63,2 % опрошенных считают, что в соседних регионах живут лучше. Своей жизнью полностью удовлетворены всего 10,5 % опрошенных. 32,4 % считают, что жизнь здесь заглохла, а 19,0 % отметили, что в области не любят инициативу. В качестве положительных черт региона отмечают в основном красивую природу (61,4 %) и добрых людей (25,4 %) [3].
Более половины опрошенных указывает среди нерешенных социальных вопросов такие, как выплату заработной платы, нехватку денег на продукты питания и на товары длительного пользования. А это, в свою очередь, предопределяет уровень доверия к различным властным структурам. С другой стороны, ощущение неудовлетворенности, неприспособленности к новой жизни может возникать не только из-за реальной недоступности материальных или социальных благ, но и вследствие инерции сознания, психологического дискомфорта, непривычности новых форм жизни.
Осенью 2009 года Самарский фонд социальных исследований провел опрос жителей Ульяновска по социально-экономической тематике.
«Каждый пятый (21 %) ульяновец видит свой регион пострадавшим от экономического кризиса в большей степени, чем страна в целом.
За период существования в условиях кризисной ситуации в стране ухудшение личного материального положения ощутил каждый второй ульяновец (49 %).
Чуть более четверти (28 %) уверены, что в ближайший год жителей города ждет ухудшение материального положения.
Население Ульяновска в целом считает, что сможет удерживать свой привычный образ жизни еще не более 3-х месяцев.
Сегодня в Ульяновске почти каждый второй житель (46 %) полагает, что его материальное благополучие не зависит от внешних обстоятельств» [4].
Из всех опрошенных только небольшая часть граждан (7,7 %) согласны в принципе с направлениями и методами проведения реформ. Подавляющее большинство респондентов считают, что реформы следовало бы проводить по-другому, не допуская резкого спада производства и снижения уровня жизни населения.
Опрос также показал зависимость уровня образования и адаптации населения, а именно: чем выше образование, тем выше и процент приспособленных.
Возросла поисковая экономическая активность населения . За последние годы число сменивших место работы заметно увеличилось.
Необходимо принимать в расчет сложную, неоднозначную природу как самой адаптации, так и социально-политических средств, обес- печивающих ее успех. Понятно, что важнейшей предпосылкой массовой адаптации населения является формирование социальных, материально-экономических, организационных условий, позволяющих различным людям и группам приспособиться к переменам, использовать содержащиеся в них положительные возможности, смягчить трудности.
Немаловажную роль в процессе адаптации населения играют социальные институты (образовательные учреждения, семья, политика, религия, средства массовой информации), так как они активно влияют на общест- венно-политическое и духовное развитие личности, с их помощью формируются ценности и новые формы поведения.
-
1. Казанцев, В. И. Становление / В. И. Казанцев. Ульяновск, 2008.
-
2. Социально-экономическое положение Ульяновской области; январь-декабрь 2006 г. / Ульяновскстат. Ульяновск, 2007. С. 105—108.
-
3. Социальные аспекты жизни населения Ульяновской области. Ульяновск : УлГУ, 2008. С. 22—23.
-
4. Ульяновское измерение. 2009. № 2. С. 9—18.
Список литературы Адаптация населения к рыночным условиям (региональный аспект)
- Казанцев В. И. Становление/В. И. Казанцев. Ульяновск, 2008.
- Социально-экономическое положение Ульяновской области; январь-декабрь 2006 г./Ульяновскстат. Ульяновск, 2007. С. 105-108.
- Социальные аспекты жизни населения Ульяновской области. Ульяновск: УлГУ, 2008. С. 22-23.
- Ульяновское измерение. 2009. № 2. С. 9-18.