Административная правосубъектность юридических лиц публичного права в Российской Федерации
Автор: Гнездилов Н.С.
Журнал: Мировая наука @science-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 12 (33), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется правовой статус юридических лиц публичного права, указывается на отсутствие легального определения категории «юридические лица публичного права» при фактическом существовании в России форм публичных юридических лиц, выявляются признаки, общие для органов государственного управления и юридических лиц публичного права, а также элементы административной правосубъектности публичных юридических лиц.
Юридические лица публичного права, публично-правовые компании, органы, обладающие специальной компетенцией, административная правосубъектность, компетенция, функции и полномочия публично-правового характера
Короткий адрес: https://sciup.org/140264195
IDR: 140264195
Текст научной статьи Административная правосубъектность юридических лиц публичного права в Российской Федерации
В российском праве до сих пор отсутствует легальное определение категории «юридическое лицо публичного права», так как органы государственной власти Российской Федерации отказались вводить данную категорию в российское законодательство, обосновав свое решение в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации [1] , поэтому правовой статус публичных юридических лиц
быть раскрыт посредством метода индукции, от частного к общему. Частным будет выступать правовое положение тех российских юридических лиц и органов, обладающих специальной компетенцией, которые в теории права могут быть классифицированы как юридические лица публичного права.
К ним можно отнести государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, бюджетные и казенные учреждения, унитарные предприятия, внебюджетные фонды, Агентство по страхованию вкладов, Счетная палата Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, торгово-промышленные палаты, нотариальные и адвокатские палаты, образовательные учреждения и организации.
Административная правосубъектность юридических лиц заключается в трех структурных элементах - административной правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Напротив, административная правосубъектность государственных органов имеет качественно иную структуру: включает в себя еще и компетенцию. Компетенция в административном праве предстает «в качестве системы полномочий органа исполнительной власти, которая включает в себя конкретные права и обязанности, предоставленные органу для осуществления возложенных на него целей, задач и функций» [2] .
Законодатель, наделяя публично -правовые компании функциями и полномочиями публично-правового характера, открывает для данных компаний возможность участия со стороны властного органа управления в административных правоотношениях по схеме орган исполнительной власти - юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели. В связи с вышеуказанными особенностями публично -правовых компаний представляется, что юридические лица публичного права для реализации функций публично-правового характера должны обладать компетенцией и кругом полномочий. Причем не государственно -властных полномочий, а полномочий публично-правового характера.
Специфика компетенции публичных юридических лиц проявляется в том, что «она имеет юридическое значение как для сферы административного права (позволяя разграничить сферы управления между юридическими лицами публичного права и органами власти), так и для гражданского права (задавая пределы гражданской правоспособности публичных юридических лиц)» [3] . При этом, исходя из логического мышления, представляется, что публично-правовой характер полномочий шире, чем государственно-властный, так как публичность связывается также и с общественно полезными функциями. Также, особенность компетенции юридических лиц публичного права проявляется в установлении законодателем для всех форм публичных юридических лиц целей и задач деятельности, предметов ведения, что аналогично специфики органов государственного управления.

Полномочия органов государственного управления можно разделить на три основные группы: правоустанавливающие, организационные и контрольные. Данные группы полномочий можно увидеть и у юридических лиц публичного права. Так, у Счетной палаты Российской Федерации законодатель установил контрольно-финансовые полномочия.
Что касается Центрального банка Российской Федерации, то у него не только контрольные полномочия, но и правоустанавливающие – издание информационных писем, так как он является органом, обладающим специальной компетенцией. Росатом оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом в рамках своей деятельности, связанной с использованием атомной энергии, обеспечением ядерной и радиационной безопасности. Установленные законом полномочия юридических лиц публичного права не отнимаются у органов исполнительной власти, а дублируются, например, контрольные, либо распространяют свое действие на определенные сферы деятельности.
Таким образом, представляется необходимым введение в российское законодательство категории «юридические лица публичного права» в целях обновления классификации юридических лиц в новых сложившихся и устоявшихся условиях.
Список литературы Административная правосубъектность юридических лиц публичного права в Российской Федерации
- Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ, ноябрь 2009, № 11.
- Тарасов О.И. Проблемы административно-правового статуса российских юридических лиц публичного права // https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwiselawyer.ru%2Fpoleznoe%2F56374-problemy-administrativno-pravovogo-statusa-rossijskikh-yuridicheskikh-publichnogo.
- Тарасов О.И. Юридические лица публичного права: административно-правовой аспект; автореферат // https://mydisser.com/en/catalog/view/6/352/21525.html.