Административно-исполнительные обязанности полицейских управлений Российской империи начала XX столетия

Автор: Токарева Светлана Николаевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Отечественный опыт

Статья в выпуске: 1, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрываются обязанности общей (исполнительной) полиции России в начале XX в. по поручениям различных ведомств и учреждений, приведены примеры выполнения данных задач. Проведена их классификация в соответствии с юридической трактовкой того времени.

Полиция российской империи, функции органов правопорядка

Короткий адрес: https://sciup.org/170166627

IDR: 170166627

Текст научной статьи Административно-исполнительные обязанности полицейских управлений Российской империи начала XX столетия

В современном российском обществе функции полиции определяются целью их правоохранительной деятельности. Этим обоснованы ее компетенция и обязанности. Реализация полномочий полиции начала ХХ в. также обеспечивала порядок и защиту общества, личности и государства посредством максимального снижения числа правонарушений. Теоретическое обобщение опыта функционирования органов правопорядка России способствует стабилизации общественной ситуации путем улучшения нормативно-правовой основы и практики ее применения. В ходе проведения реформ правоохранительной системы необходимо учитывать историю становления и развития полиции, формирования круга ее компетенции. Важным аспектом является историческая правопреемственность законодательных актов и трансформация полицейских органов с учетом социально-политической обстановки в стране. Актуальными эти вопросы становятся при выявлении проблем, существовавших и в дореволюционной полиции, в частности разграничение полномочий структур правопорядка. Поэтому важно перенимать положительные направления и способы борьбы с негативными тенденциями. Исторические данные позволяют определить границы между понятиями «полицейское» и «правовое» государство.

Рассматривая классификацию функций полиции, обратимся к законодательству Российской империи, в частности к Своду законов об обязанностях полиции и Уставу Полицейскому. Фактологический материал представлен обработанными нами фондами госархивов ЦЧР: губернских правлений, канцелярий губернатора и полицейских учреждений.

Предмет ведомства дореволюционной полиции определялся «наблюдением за скорым и точным исполнением законов, учреждений и постановлений, а равно предписаний начальства и, в определенных законом случаях, судебных приговоров»1 на территории уезда или городского поселения. Основная цель подразделялась на несколько направлений: 1) контроль за выполнением законов, охрана безопасности и общественного благоустройства; 2) исполнение обязанностей по делам казенного управления и общественного хозяйства; 3) то же по делам судебного ведомства; 4) то же по делам военного ве-домства. В первом направлении выража-лась правоохранительная задача общей полиции, а остальные мы объединим в административно - исполнительные функ-ции по поручениям различных ведомств.

В начале XX столетия в уездах не было отделений или представителей ряда губернских учреждений, «так как при -шлось бы тогда создать массу чиновников, большинству которых приходилось бы мало занятий, поэтому исполнение пред -писаний различных губернских учрежде ний возлагалось на полицию»1, в связи с чем она и называлась исполнительной. Эти разнообразные обязанности в центре были распределены между различными присутственными местами.

В первую очередь полиция должна была своевременно обнародовать на местах указы, постановления правительства и предписания начальства2. Чиновники дово-дили до сведения населения действовавшие положения, принятые законы и распоря жения государственной и местной властей, а также давали по ним разъяснения. Для правильного толкования была необходима специальная подготовка, иначе трактовка нормативно правового акта могла рас ходиться с действительным смыслом. Эта проблема существовала у полицейских низ шего звена, от которых требовалось только знание азбуки, умение писать, считать и общее достаточное развитие.

Помимо этого на полицию возлагались обязанности по деятельности Собственной Его Императорского Величества канцеля-рии, Святейшего синода, Департамента духовных дел иностранных исповеда ний, Министерства финансов, Военного министерства, Главного управления зем-леустройства и земледелия, Министерства путей сообщения, управлений по делам фабричным и заводским, судебным, акцизным, таможенным, интендантским3 и пр., а также содействие различным госу дарственным и общественным учрежде ниям. Зачастую губернаторы принуждали полицейских к исполнению предписаний других ведомств (например, казенных палат), которые были обременительными для них4. В индивидуальном порядке начальник губернии мог предписать чинам полиции содействовать в исполне нии поручений разным лицам, например служащим Лесного департамента Главного управления землеустройства и земледелия при проведении различных работ5.

По делам казенного управления и обще ственного хозяйства в начале XX столетия в компетенцию полиции входило: взыска -ние государственных и местных сборов, платежей и начетов; рассылка окладных листов по земским с борам в сельские управления и владельцам недвижимых имуществ и принятие установленных в законе мер по возмещению недоимок; пре сечение злоупотреблений по уменьшению веса и достоинства монеты; наблюдение за верностью весов и мер; вызов к торгам на поставку, подряд, покупку или продажу казенных, общественных или описанных имуществ; участие в выдаче свидетельств подрядчикам о законных причинах, пре пятствующих выполнению их договора; содействие лицам торгового надзора при производстве проверки торговли и других промыслов; обязанности по акцизным сборам; обязанности по делам таможен ного ведомства; участие в ревизии книг закладов и продаж в ссудных кассах; про изводство в уезд ах торгов на продажу казенных и лесных материалов и на лесные работы, содействие лесному начальству; производство в уездах торгов на отдавае мое в оброк и отчуждаемое казенное иму щество; доставление сведений о смерти чиновников, пользовавшихся арендою и не оставивших наследников6.

Полицейскими управлениями состав лялась роспись землевладельцев, полу чивших окладные листы на государствен ный поземельный налог7. Ими взимались сборы с торгово промышленных заведе ний и городских недвижимых имуществ, принадлежащих частным владельцам, государственный квартирный долг8. В полицейских управлениях велись жур налы о проверке торговых и промышлен ных предприятий и личных промысловых занятий по сведениям, передаваемым от приставов исправникам за год.

Через начальников полиции проходили прошения в губернское правление о сложе-нии недоимок (кормовых, судебных издер-жек, путевой ссуды, гербового штрафа и т.д.) по «безнадежности поступления тако -вых» ввиду несостоятельности должника и отсутствия у него средств и имущества к уплате1. К примеру, по Курской губернии на 1907 г. числилось 30,8% непогашенных сумм земских сборов2.

Круг полномочий органов общей поли ции по судебному ведомству включал: пре -кращение всякого насилия, обид и само управства; производство дознаний и участие в предварительном следствии по уголовным делам; представление суду обвиняемых и причастных к делу, взятие по требованию суда лиц под стражу; вызов в суд, участие в приведении в исполнение судебных приго воров и определений; опись, оценка, хра нение и объявление о публичной продаже имений, продажа имущества; понуждение поверенных к возвращению доверителям их доверенностей; засвидетельствование доверенностей и исполнение других нота риальных обязанностей; взыскание денег за приобретение крестьянами земли и платы нотариусу; исследование о безвестном отсутствии лиц по бракоразводным делам; выдача членам семьи подсудимых чиновни ков удостоверений об отсутствии дохода и получении определенного по закону содер жания от казны; наблюдение за благоу стройством в местах заключения и за испол -нением постановлений о содержании и пересылке арестантов; выдача свидетельств о родстве и свойстве заключенных лиц для допуска к свиданию.

Полицейские чины могли выполнять ряд нотариальных обязанностей по засви детельствованию верности копий, под линности подписей и нахождения лиц в живых3.

Кроме того, в начале XX в. полиция была обязана составлять общие списки присяжных заседателей и участвующих в деле4. На практике часто отмечалось предоставление неверных сведений о при званных лицах и медлительность чинов по вручению повесток, что приводило к не состоявшимся сессиям окружного суда5.

Больше всего исполнительных действий по указанию этого ведомства приходилось на обеспечение полицейского надзора, который к началу XX в. подразделялся на подследственный, судебный и админи стративный6. В зависимости от наложе -ния конкретного вида надзора полиция следила за поведением лица, контроли ровала его передвижение и связи, достав ляла его по требованию судебных властей и т.д.7 Управления полиции вели специ-альные ведомости по различным группам поднадзорных8, которые давали подпи-ску о невыезде за пределы губернии9 (за исключением установления негласного надзора).

Кроме того, могло устанавливаться наблюдение и за другими категориями населения. Так, 9 августа 1899 г. курским губернатором предписывалось «чинам полиции о том, что они обязаны оказы вать со своей стороны всяческое содей ствие чинам ведомства Министерства народного просвещения по наблюдению за их учащимися <^> а также иметь непо -средственное наблюдение за непосеще нием сими последними запрещенных для них мест»10.

По делам военного ведомства в начале XX столетия деятельность общей полиции включала: содействие и надзор за поряд ком в препровождении полков, наблюде ние за выполнением для них натуральных повинностей; обязанности по учету и при зыву на действительную службу нижних чинов запаса армии и флота; выдача сви детельств и удостоверений и исполнение других обязанностей, изложенных в Уставе о воинской повинности; извещение вдов нижних чинов о смерти мужей; высылка нижних чинов, пропустивших срок при бытия, к местам их служения11.

  • 5    ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 10326, л. 150.

  • 6    Полицейский надзор: Руководство по осуществлению подследственного, судебного и адми-нистративного надзоров / сост. П.М. Люкевич. - Ломжа, 1913, §§ 18, 19.

  • 7    См.: Токарева С.Н. Полицейский надзор в Российской империи // Вопросы истории, 2009, № 6, с. 94-104.

  • 8    Государственный архив Орловской области (ГАОО), ф. 580, оп. 1, д. 4956, л. 1-340.

  • 9    ГАТО, ф. 5, оп. 1, д. 17, л. 1-18.

  • 10    ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 6505, л. 8, 8(об).

  • 11    Свод законов об обязанностях полиции. -СПб., 1909, ст 684.

В начале прошлого века полиция следила за лицами призывного возраста1, содействовала призыву новобранцев и контролировала поведение жителей. К примеру, в феврале 1917 г. воронеж-ские начальники полиции рапортовали в губернское жандармское управление, что «последний призыв прошел благо -получно, настроение среди призывных молодых людей, так и среди населения было вполне спокойное»2. Чины полиции также должны были оказывать помощь при мобилизации чинов запаса (вручали призывные карты, расследовали случаи неявки, следили за сбором в пункте назна чения и т.д.)3.

Во время Русско - японской и Первой мировой войн на начальников местной полиции возлагалась обязанность сооб щать семьям о судьбе призванных (смерти или нахождении в плену)4. Полицейские разыскивали самовольно отлучившихся и не явившихся к месту назначения нижних военных чинов, особенно во время Первой мировой войны5.

При прохождении по территории воин ских команд канцелярия губернатора сооб-щала полиции о продолжительности их пребывания, пункте назначения и т.д. для принятия всех необходимых мер (напри мер, закрытия винных магазинов)6.

Полицейским управлениям при отсут ствии в местностях уездных земских управ законодательством разрешалось выпол нять их функции. Так, по Положению о выборах в Государственную думу от 1907 г. полиции дозволялось составлять и предо ставлять «списки лиц, имеющих право участия в выборах на съездах землевла-дельцев и городских избирателей»7. Так, полиция и земство в особенных случаях могли заменять друг друга при выполне нии своих специфических задач.

В 1912 г. курский губернатор приказал уездным исправникам доставить сведения о численности постоянных рабочих муж ского пола старше 25 лет на фабрично -заводских предприятиях в день проведе ния выборов (14 сентября) и числе приняв -ших из них участие в выборах. Результаты обобщения политической активности этой прослойки населения были направ-лены в Государственную думу8.

В 1916 г. накануне выборов в Государственную думу из регионов запра шивались сведения о числе выборщиков, которые могли бы принять в них участие. В Курской губернии, по данным полицей ских управлений, ввиду условий военного времени были лишены возможности осу ществить свое право на выборы по городам 7—10%, по землевладельцам — 5—7%, по волостям — 20—25% (т.к. по мобилизации призывались в основном лица сельского состояния). Однако, по мнению курского губернатора, выборы должны были дать благоприятный результат9.

К началу XX столетия сложилась система административно полицейского надзора, осуществлявшегося посредством паспортизации населения. Обязанность прописки и выдачи видов на жительство и заграничных паспортов с взысканием соответствующих сборов возлагалась на полицию10. Управления следили за пра-вильностью вручения и возобновления билетов, переменой их на новый нацио нальный паспорт11, разыскивали утерян -ные документы12, взимали просрочку за заграничный паспорт (деньги направля лись в Александровский комитет о ране -ных, Российское общество Красного Креста и в доход казны)13.

В 1904 г. центральными властями было установлено выдавать паспорта сослов ными учреждениями, минуя полицию. В 1906 г. в постановление были внесены поправки, и в полицейских управлениях стали выдавать только новые документы, что еще раз подтверждалось положениями 1910 г.14

На полицию возлагалась выдача раз -

  • 8    ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 10604, л. 11, 32, 48, 117.

  • 9    Там же, д. 9087, л. 41—41(об).

  • 10    Устав Полицейский. — СПб., 1913, ст 255.

личного рода справок и сведений, свидетельств и удостоверений. Была распро-странена выдача справок о поведении, нравственных качествах, политической благонадежности и состоянии под судом различных граждан1.

Органы правопорядка информировали губернское правление или канцелярию губернатора о нравственных качествах лиц, желающих уволиться в монашество или белое духовенство; о древних памят-никах и историко археологических наход ках, их описании и рисунках; о состоянии посевов, уборке хлебов и сена в уездах; о торговле и справочных ценах на сельско хозяйственные продукты; о скотоводстве и ярмарках скота; о пожарах и о состоянии пожарной части; о числе содержащихся в тюрьме арестантов; о состоянии раскола; о числе случайных и насильственных смер тей; о добыче огнеупорных материалов и камня; о сплавах и судоходных путях; об умерших нижних военных чинах; о разре шенных постройках2 и т.д.

Выдаваемые с разрешения губернатора свидетельства и удостоверения также были разнообразны: на право издания печатной литературы и периодических изданий; на постановку нефтяного двигателя для раз мола ржи; на постройку здания мельницы с газогенераторным двигателем3 и т.п.

Через ведомство исправников в каждом уезде проходили даже такие не специфи ческие для полиции дела и прошения к курскому губернатору, как об установке памятников и учреждении стипендий для учащихся4.

Полицейские управления выдавали выписки из метрических книг о браке, рождении или крещении лиц православ ных или других верований, признаваемых государством, или о том, что таких сведе ний нет5.

В феврале 1916 г. Департамент полиции поручил местным чинам в случае откры тий и изобретений, творчества и ценных наблюдений в области сельского хозяй ства, технологии, поэзии, живописи, музыки, техники или климатологии, а тем более в области военного искусства и обороны государства сообщать губернато рам и, если это заслуживает внимания, в Департамент полиции МВД. Но уже в мае того же года их освободили от этой обя занности, и заинтересованные лица сами направляли заявления в учрежденный Комитет охраны и поощрения русских творческих дарований на имя председа теля И.В. Буймистровой6.

Кроме того, служащие полиции входили в состав различных местных комиссий и комитетов (контрольных, распорядитель -ных, благотворительных и др.).

Взаимодействие общей и политической полиции было неоднозначным, чины жандармерии негативно относились к возможному объединению. Несмотря на профессиональное сотрудничество, эти структуры соперничали между собой. Даже на местном уровне начальник жан дармского управления часто жаловался губернатору на медлительность и невни мательность нижних чинов исполнитель ной полиции, выполняющих действия по его поручениям, обвиняя их в причинении вреда для дела7.

Сфера компетенции общей полиции в начале XX в. как на общероссийском, так и на региональном (Черноземный центр России) уровнях представляется нам достаточно обширной. Основные направ-ления ее деятельности группируются в правоохранительные, административно исполнительные и административно хозяйственные функции. Местные по -лицейские органы являлись исполните лями поручений по требованиям разных ведомств (казенного управления хозяй ством, судебного, военного), учреждений (губернского жандармского управления) и отдельных лиц. Эти действия нагружали чинов полиции и запутывали их обязан ности, что подтверждало необходимость проведения реформ в этой области. Процесс специализации и разграничения круга полномочий полицейских структур прошел сложный путь, и его эволюция не прекращается до настоящего времени.

Статья научная