Административное наказание как инструмент ограничения свободы предпринимательства и права собственности: точка зрения
Автор: Гречкина Ольга Владимировна
Журнал: Вестник Омской юридической академии @vestnik-omua
Рубрика: Административная ответственность и ее применение
Статья в выпуске: 4 (37), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются различные точки зрения ученых, судебных органов, органов исполнительной власти, содержащие критическое отношение к изменениям законодательства об административных правонарушениях в сторону усиления административной ответственности за правонарушения. Автор приходит к выводу, что внесение в КоАП РФ изменений должно быть направлено на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности.
Административная ответственность, административные правонарушения, юридические лица
Короткий адрес: https://sciup.org/14317879
IDR: 14317879 | DOI: 10.19073/2306-1340-2017-14-4-52-55
Текст научной статьи Административное наказание как инструмент ограничения свободы предпринимательства и права собственности: точка зрения
Тенденции изменения законодательства об административных правонарушениях последнего времени свидетельствуют о последовательном и планомерном усилении административной ответственности за правонарушения, в том числе за правонарушения в сфере таможенного регулирования. Складывается масштабная ситуация, когда административное наказание превраща- ется «в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности»1.
Теоретики административного права нередко критикуют усиление административной ответственности, которое, по их мнению, не приводит к снижению административной деликтности [1, с. 54]. Так, профессор Б. В. Рос-синский утверждает, что при увеличении размеров административных штрафов в первый период времени (примерно от 6 месяцев до одного года), как правило, отмечается снижение числа нарушений, однако в последующем наступает постепенное привыкание к новым санкциям и правонарушения вновь совершаются [3, с. 8–17]. Свою позицию по этому вопросу выразил профессор А. П. Шергин, указывая, что в таком случае административный штраф превращается «в инструмент чрезмерного ограничения права собственности граждан, несовместимого с требованиями справедливости при назначении административного наказания» [7, с. 129].
В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации 2013 и 2014 гг.2 также прослеживается неоднозначное отношение к резкому увеличению административных санкций. Суд обращает внимание на то, что в первоначальной редакции ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливала для юридических лиц максимальный предел размера штрафа в сто тысяч рублей, тогда как в настоящее время эта сумма по ряду административных правонарушений является отправной, минимальной.
Немаловажным условием для разрешения данной проблемы, на наш взгляд, является расширение возможностей применения наказания в виде предупреждения. В действующем законодательстве институт предупреждения не имеет действенного развития. Заметим, что новое правило, включенное в ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и позволяющее в отношении юридических лиц и субъектов малого и среднего предпринимательства заменить административный штраф на предупреждение, не всегда может быть применимо в силу того, что не во всех случаях пра- вонарушения выявляются в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
Свою позицию по этому поводу выражает и Федеральная таможенная служба, отмечая, что в случае привлечения к административной ответственности юридического лица при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (признание вины, готовность устранить причины и условия, способствующие правонарушению, возместить причиненный ущерб), применить предупреждение невозможно, так как институт упрощенного порядка привлечения к ответственности юридических лиц законом не пред-усмотрен3.
Кроме того, отметим, что положения КоАП РФ не проводят каких-либо различий между юридическими лицами. В результате для отдельных коммерческих организаций, относящихся, к примеру, к субъектам малого предпринимательства, осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции некоммерческих организаций, привлечение к административной ответственности сопровождается такими существенными обременениями, которые могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьезным, вплоть до вынужденной ликвидации, последствиям [6, с. 62–63].
Ярким примером могут служить санкции главы 16 КоАП РФ, которые не дифференцируют виды наказаний для субъектов внешнеэкономической деятельности – юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического. По этому поводу Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей сетует на то, что отсутствие разграничения видов наказаний по принадлежности правонарушителя к субъектам ответственности препятствует развитию малого бизнеса и способствует их переходу в теневой сектор экономики4.
Очевидно, что либерализация административной ответственности юридических лиц может привести в конечном итоге к тому, что большая часть административных правонарушений будет рассматриваться органами исполнительной власти и позволит освободить судебный корпус от чрезмерной нагрузки.
Заметим, что в правовой литературе постановке вопроса о разграничении судебного и административного порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях уделяется значительное внимание. Высказывается мнение об ошибочной позиции второй кодификации административноделиктного законодательства, в ходе которой произошла смена приоритета внесудебного порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях на судебный [2, с. 157].
Действительно, долголетнее преувеличение роли судов в производстве по делам об административных правонарушениях привело к предоставлению им исключительной компетенции по применению большинства административных наказаний, что, в свою очередь, привело к повышенной занятости судей. Об этом свидетельствует устойчивое увеличение количества дел об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями. Вместе с тем очевидным является то, что судебное рассмотрение безмерно осложняет и затягивает само производство, к тому же судебное рассмотрение «очень дорого для государства» [4, с. 50; 5, с. 29].
Несомненно, отдельные административные наказания, например конфискация орудия или предмета административного правонарушения, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности, являются в достаточной мере специфичными и лица, уполномоченные применять такие наказания, должны обладать глубокими знаниями в области права и соответствующими полномочиями в их применении.
В этой связи возникает вопрос, что делать с административными наказаниями, отнесенны- ми к исключительной компетенции судей: либо отнести их к полномочиям органов исполнительной власти, либо вообще исключить из КоАП РФ. Может быть, действительно вернуться к вопросу их возврата административным органам? Почему бы, к примеру, полномочия по применению наказания в виде лишения специального права не передать органу, ранее предоставившему лицу такое специальное право; органам внутренних дел передать полномочия по лишению специального права в виде права управления транспортным средством; органам, осуществляющим федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, – полномочия по лишению специального права осуществлять охоту? Отвечая на поставленные вопросы, можно предложить переориентацию нового кодекса на преимущественное применение наказаний административными органами, в том числе таможенными органами, во внесудебном порядке.
Резюмируя рассуждения о роли административного наказания, можно сделать вывод о том, что законодательство об административных правонарушениях в целях совершенствования и соблюдения принципа справедливости наказания и соразмерности наказания характеру совершенного деяния должно содержать дифференцированный подход к назначению наказаний для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений должно быть направлено на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности, что в результате позволит снизить загруженность судей при рассмотрении дел данной категории, передать их в юрисдикцию органов исполнительной власти и в то же время сохранить гарантии последующего судебного контроля как способа защиты нарушенных прав собственника.
Список литературы Административное наказание как инструмент ограничения свободы предпринимательства и права собственности: точка зрения
- Антонов С. Н., Бертуш С. И., Молчанов П. В. Некоторые вопросы совершенствования административного законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения//Безопасность дорожного движения: сб. науч. тр./под ред. В. Н. Кирьянова. М.: НИЦ БДД МВД России, 2008. Вып. 9. С. 53-72.
- Денисенко В. В., Моняк С. Г. На заметку законодателю, или Возвращаясь к вопросу о разграничении судебного и административно-юрисдикционного порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях//Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. ст. ежегод. всерос. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения): в 3 т./под ред. Ю. Е. Аврутина, А. И. Каплунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2016. Т. II. С. 152-160.
- Россинский Б. В. Административные наказания в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте//Административное право и процесс. 2014. № 5. С. 8-17.
- Россинский Б. В. Окончательно ли разграничение административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях?//Журнал административного судопроизводства. 2016. № 1. С. 49-51.
- Соловей Ю. П. К вопросу о реформе законодательных основ административной ответственности//Законодательство об административных правонарушениях: современное состояние и пути совершенствования: материалы заседания круглого стола. Тула: Аквариус, 2014. С. 28-39.
- Соловей Ю. П. Российское законодательство об административной ответственности нуждается в совершенствовании//Вестник Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 2. Вып.: Административное право и процесс. С. 56-63.
- Шергин А. П. Общее и особенное в административно-деликтном праве//Административно-деликтное право и законодательство (статьи, выступления, размышления): сб. науч. тр. М.: ВНИИ МВД России, 2015. С. 129.