Адвокатура: соотношение функции защиты и предпринимательства в контексте налогообложения

Бесплатный доступ

В настоящей статье автором рассматривается современное состояние российской адвокатуры, в частности анализируются вопросы соотношения представительской функции и возмездной составляющей деятельности адвокатов с точки зрения налогообложения в настоящий период развития российской правовой системы (налоговое бремя, специальные режимы, порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты различных уровней). В результате проведенного исследования формируется действующая практическая концепция содержания адвокатской деятельности и ее налоговое бремя.

Адвокатура, налог, адвокатская деятельность, адвокатские образования, адвокатский кабинет, адвокатское бюро, коллегия адвокатов, юридическая консультация

Короткий адрес: https://sciup.org/170187865

IDR: 170187865   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10739

Текст научной статьи Адвокатура: соотношение функции защиты и предпринимательства в контексте налогообложения

В настоящий период времени в доктрине конфликтным является тезис, приравнивающий статус адвоката и предпринимателя, на практике данное сравнение и анализ правового статуса адвоката в данном контексте не лишено оснований по причине частичного совпадения признаков деятельности. Для обеих правовых категорий, в частности характерно самостоятельное, на свой страх и риск управление возмездной деятельностью. Стоит отметить, что не смотря на общее внешнее сходство существует и совокупность различий в ранее названных правовых статусах, одним из которых является налоговое бремя субъектов. Так, установленные налоговым законодательством фискальные режимы по отношению к адвокатскому сообществу отличаются от аналогичных для индивидуальных предпринимателей (на адвокатов не распространяется большинство положений, которые характерны для налогообложения предпринимательского сектора) [1, c. 22].

Историю российской адвокатуры в новейшее время можно разделить на два крупных этапа: с момента принятия Конституции РФ от 12.12.1993 года до введения в действие специального закона об адвокатуре, и после принятия и вступления в силу специального правового акта. С мо- мента вступления в силу закона об адвокатуре уточнилась и легально закрепилась официальная концепция адвокатуры и адвокатской деятельности, так, согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ею признается квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, в целях защиты и обеспечения доступа к правосудию [2]. Ранее названная дефиниция позволяет констатировать, что основной целью адвокатской деятельности не является извлечение прибыли, характерное для предпринимательства (данный вывод официально закреплен в пункте 2 приведенной статьи закона).

До введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), то есть до 1 января 1999 года [3], в рамках ведения бухгалтерского учета на индивидуальную адвокатскую деятельность (адвокатский кабинет) распространялись требования и порядок, установленные в отношении коммерческого сектора [4]. В дальнейшем, при совершенствовании налогового законодательства, законодатель коренным образом разделил налогообложение адвокатов и индивидуаль- ных предпринимателей (уплачиваемый уплаченные государственные пошлины по налог, его исчисление, возможность применения упрощенной системы налогообложения, налоговые вычеты). В настоящий период, по общему правилу, члены адвокатского сообщества, осуществляющие деятельность по представлению интересов доверителей, уплачивают налог на доходы физических лиц в размере 13% (как самостоятельное исчисление и уплата – адвокатский кабинет, так и участие налогового агента – адвокатское бюро, коллегия адвокатов, юридическая консультация), для предпринимателей предусмотрена возможность уменьшения данной ставки в пределах 6% (упрощенная система налогообложения, которая не применяется, в силу прямого запрета, к адвокатам) [5].

По налогу на доходы физических лиц законом установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговой базой является денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (льгота, которая исключается из фактического налогообложения по различным основаниям, установленным законом) [6, c. 44]. В контексте исследуемой тематики особое значение приобретает профессиональный налоговый вычет, предусмотренный статьей 221 НК РФ, согласно данной статье, правом на вычет обладают как лица, осуществляющие частную практику (адвокатская деятельность в форме адвокатского кабинета), так и члены корпоративных объединений адвокатов (адвокатское бюро, коллегия адвокатов, юридическая консультация), в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с оказанием юридических услуг (ранее в данный вычет также включались делу, однако данная норма утратила силу в 2011 году, предполагается, что такое изменение концепции нарушает права адвокатов по причине того, что государственная пошлина и ее уплата является неотъемлемой частью юридической практики адвокатского сообщества) [7]. Наличие общих формулировок на уровне законодательства в практической деятельности вызывает трудности правоприменения, в частности по вопросам профессионального налогового вычета адвокатского сообщества, в связи с этим Министерство финансов разъяснило, что:

– подлежат учету расходы, непосредственно связанные с оказанием юридической помощи адвокатом по соглашению с доверителем;

– приобретение и использование личного имущества (компьютерной техники, средств связи, транспортных средств и так далее), и оплата квалифицированной электронной подписи таковыми не являются, т.к. могут использоваться в иных целях, не связанных с делом (исключением является документальное подтверждение прямой связи с оказанием услуг по конкретному соглашению с доверителем) [8].

В результате проведенного исследования, становится очевидно, что адвокатская деятельность не относится к предпринимательству в силу прямого указания закона, не смотря на их внешнее сходство. Различия правового режима адвокатуры и коммерческого сектора наблюдаются при исследовании вопросов налогообложения – возможность применения упрощенной системы налогообложения, ставка налога, вид уплачиваемого налога, участие в процессе налогового агента (для адвокатов установлено повышенное налоговое бремя, чем в отношении предпринимателей).

Список литературы Адвокатура: соотношение функции защиты и предпринимательства в контексте налогообложения

  • Мищенко Е.В., Журкина О.В. Актуальные вопросы правового регулирования налогообложения адвокатов // Адвокатская практика. - 2020. - №1. - С. 22-25.
  • Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 10.06.2002. № 23. Ст. 2102.
  • Федеральный закон от 31.07.1998 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2004) "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.08.1998. № 31. Ст. 3825.
  • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "О бухгалтерском учете" (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.11.1996. № 48. Ст. 5369.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
  • Демидова М.Г. Налогообложение деятельности адвоката, учредившего адвокатский кабинет // В сборнике научных статей по материалам международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы юридической науки и практики. - 2018. - С. 42-47.
  • Федеральный закон от 28.12.2010 № 395-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.01.2011. № 1. Ст. 7.
  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 декабря 2018 г. № 03-04-05/95365 // СПС "Гарант.РУ". (дата обращения 21.06.2020).
Еще
Статья научная