Афанасьевское поселение Малый Дуган: материалы к своду памятников афанасьевской культуры Горного Алтая

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521755

IDR: 14521755

Текст статьи Афанасьевское поселение Малый Дуган: материалы к своду памятников афанасьевской культуры Горного Алтая

Поселение Малый Дуган находится на правом берегу р. Куюм (правый приток р. Катунь), в 0,4-0,5 км от устья, в 0,2-0,3 км от афанасьевского могильника Усть-Куюмский (рис. 1, 1 ). Памятник расположен на надпойменной террасе, с ЮВ и ЮЗ ограниченной р. Куюм, а с севера – горой. Терраса с ЮЗ стороны имеет пологий спуск к реке, а к северу переходит в подножие горы. Исследования проводилась в восточной части террасы с 1987 по 1990 гг. Вскрыто 934 м2. В южной части раскопа, неподалеку от кромки берега, культурный слой составлял 15–20 см, а в северной – около 100 см. В северной части, под дерном, имеется переотложенный слой почвы без находок, мощность которого возрастает при удалении от реки. Поселение многослойное, датируется от эпохи неолита до средневековья [Степанова, 1990, 1997; Кирюшин, Степанова, 1998; Степанова, Соенов, 2009]. Культурный слой неолита в северной части раскопа перекрыт стерильной прослойкой. Остальные слои нарушены, что объясняется разными причинами: топографией памятника; обильными осадками в этом районе, которые привели к вымыванию почвы; деятельностью человека (перекопы, траншеи и т.д.). Участки памятника пострадали в различной степени. В нижней части культурного слоя, как правило, следы антропогенного воздействия слабее.

На поселении выявлено более десятка очагов, прокалов и ям. Лишь в одной яме (диаметр около 1 м) обнаружены фрагменты афанасьевских сосудов (в т.ч. курильницы), кости животных. В остальных ямах артефакты, как правило, не найдены. Прокалы (диаметр от 20 до 80 см) расположены на разных уровнях. Не все их можно соотнести с афанасьевской культурой. Округлые очаги (диаметр 1,05-1,2 м) оконтурены небольшими плитками или камнями и располагаются в направлении с СЗ на ЮВ. Расстояние между некоторыми очагами составляет 2-4 м. Они находят -ся в нижней части культурного слоя, связанного с эпохой металла, и по конструкции аналогичны афанасьевским очагам поселений Балыктыюль, Узнезя-1 и Кара-Тенеш. На Малом Дугане, в отличие от Узнези-1 и Ба-лыктыюля, возле очагов нет вкопанных в материк остродонных горшков [Абдулганеев, Кирюшин и др., 1982; Степанова, 1994; Кунгуров, 2005; Погожева и др., 2006].

Рис. 1. План поселения Малый Дуган ( 1 ) и керамика афанасьевской культуры ( 2–22 ).

На поселениях Малый Дуган и Узнезя-1, расположенных в похожих географических и климатических условиях, отмечено наличие мелких и среднего размера рваных камней, которые не составляют никаких конструкций и вряд ли были принесены человеком. Под скоплениями этих камней и непосредственно на них обнаружены фрагменты только афанасьевской кера- мики. Создается впечатление, что имело место стихийное бедствие, в результате которого часть камней оказалась на поселениях или была смещена со своего первоначального местоположения. Предположение, что во время проживания афанасьевцев на Средней Катуни произошло землетрясение, высказано М.Т Абдулганеевым и О.В. Лариным по результатам исследования могильника Бойтыгем-2 [1994, с. 26].

Находки представлены керамикой, изделиями из камня, костями животных, реже - предметами из металла. Сосуды эпохи бронзы, раннего железного века и средневековья немногочисленны, отличаются от афанасьевских формой, орнаментом, обработкой поверхности и другими признаками. Кроме них обнаружены фрагменты керамики, украшенные гребенчатым штампом. Датировать находки сложно, т.к. они отличаются от афанасьевских и елунинских, но имеют близких аналогий среди керамики эпохи бронзы (рис. 2, 3 ). Поскольку стратиграфия на памятнике нарушена, проведен анализ рассеивания фрагментов керамики разных эпох. Удалось выявить, что находки большемысской культуры эпохи бронзы привязаны к конкретным квадратам, эпохи раннего железа и средневековья - к верхним слоям. Керамика афанасьевской культуры найдена на всей площади раскопа, но под дерном и в верхних слоях ее меньше, чем в нижних.

Керамический комплекс афанасьевской культуры самый многочисленный и превышает все остальные в несколько раз. По предварительным подсчетам, венчики найдены примерно от 150 сосудов. Реконструировать изделия удалось частично: как правило, верхнюю часть. Между собой они различаются по форме, высоте венчиков, размерам и орнаменту Объем некоторых сосудов равнялся примерно 7 л. Небольшую часть коллекции составляют шаровидные изделия (корчаги), а основную - яйцевидные. Придонные части и днища почти не сохранились. Обнаружены фрагменты только одного плоскодонного горшка. Некоторые изделия имеют толщину стенок более 1 см, что нехарактерно для афанасьевской керамики. Выделяется серия сосудов с тонкими стенками (толщина менее 0,5 см). По орнаменту и форме некоторые из них полностью повторяют изделия с обычной толщиной стенок.

Поскольку сосуды реконструированы лишь частично, то по многим показателям невозможно привести статистические данные. В целом, как и для погребальных комплексов, зафиксировано, что изделия украшались полностью, частично или не орнаментировались совсем. Тулово декорировали иначе, чем венчики. Для венчиков характерен узор в виде треугольных зон или с наклоном оттисков в одну сторону, выполненный гребенчатым штампом (рис. 1, 5, 6, 11 ; 2, 6 ). Отмечена и более сложная орнаментация, а также ее отсутствие (рис. 1, 1, 3 ; 2, 1, 5, 9 ). Тулово декорировали параллельными горизонтальными рядами отпечатков гребенчатых штампов, наклоненных в одну сторону или составляющих «елочку», а в некоторых случаях – прочерченными линиями или оттисками размером до 0,5–0,7 см (рис. 1, 2 5, 7 ; 2, 1 ).

Рис. 2. Керамика с поселения Малый Дуган.

Один сосуд нередко украшали разными инструментами и способами, что в целом характерно для афанасьевской керамики. Для нанесения орнамента использовались зубчатые штампы разной длины, ширины и, по-ви-димому, формы рабочего края и зубцов. На афанасьевской керамике с Ма лого Дугана реже, чем в погребальных комплексах, встречаются отпечатки орнаментиров с тонким рабочим краем и сравнительно много – с подпрямоугольными зубцами размером 1,5×1,5 мм (рис. 1, 5, 11; 2, 6). В целом набор инструментов с этого памятника достаточно разнообразен и не всегда имеет аналогии в погребальных комплексах.

Орнамент наносился шаганием с прокатыванием (качалка), накалыванием, прокатыванием, протаскиванием, штампованием. Некоторые изделия имеют необычные для афанасьевской культуры элементы декора, например, налепной валик или жемчужины на шейке. Однако принадлежность этих сосудов к афанасьевской культуре не вызывает сомнений (рис. 2, 2, 5, 7, 8 ). Наличие подобного декора сближает их с керамикой поселения Узнезя-1 и Кара-Тенеш. В погребальных комплексах подобный орнамент пока не выявлен. Не характерен он и для афанасьевской керамики с Енисея.

Итак, коллекция керамики с поселения Малый Дуган имеет сходство по всем основным признакам (форма сосудов, способы нанесения и композиционное построение орнамента и т.д.) с керамикой из погребальных и поселенческих комплексов. Одним из отличий от керамики из могильников является более разнообразный набор инструментов для нанесения орнамента, некоторые элементы декора (налепной валик, жемчужины), высокий процент орнаментации венчиков треугольными зонами. Наряду с обычными, применялись инструменты с крупными прямоугольными редко поставленными зубцами и, по-видимому, изогнутым рабочим краем. Разнообразие инструментов свидетельствует о том, что посуду делали несколько гончаров, а особенности в технологии изготовления керамики и орнаментации – о разных культурных и этнографических традициях. Судя по количеству сосудов (раскопана незначительная часть террасы, и есть основания считать, что их было, как минимум, в 2 раза больше), поселение функционировало в течение длительного времени.

Анализ керамических материалов с поселений Малый Дуган, Узнезя-1 и Кара-Тенеш позволяет утверждать, что их население контактировало друг с другом, и памятники функционировали в один промежуток времени. Выявленные различия в орнаментации керамики, по-видимому, отражают сложные этнокультурные процессы в данный период. Орнамент «качалка», выполненный, как традиционными, так и необычными способами и инструментами, имеет полные аналогии в погребальных комплексах Горного Алтая и Енисея. Навыки изготовления инструментов и орнаментации посуды не могли сохраняться без изменений в течение тысячи и более лет. Это позволяет поставить вопрос о синхронности большинства афанасьевских памятников, а, следовательно, о более коротком хронологическом промежутке проживания афанасьевцев в Горном Алтае, который, вероятнее всего, составлял всего несколько столетий.

Статья