Афганистан между мировыми державами: двойственность Х. Амина в отношениях с СССР и США

Бесплатный доступ

В статье на основе имеющейся советской (российской) и зарубежной литературы и источников рассказывается о малоизвестных в России страницах истории взаимоотношений США и Афганистана. В статье делается вывод о том, что США больше всего интересовало соблюдение прав человека в Афганистане и объем сотрудничества с СССР. Отношения между США и Афганистаном оставались холодными, несмотря на попытки генерального секретаря НДПА Х. Амина к сближению.

Демократическая республика афганистан (дра), сша, афганская война 1979-1989 гг, хафизула амин

Короткий адрес: https://sciup.org/170187412

IDR: 170187412   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10196

Текст научной статьи Афганистан между мировыми державами: двойственность Х. Амина в отношениях с СССР и США

История Афганистана и формирование его как государственного образования на протяжении XIX-XX вв. была во многом продиктована геополитическим положением. Территория Афганистана служила своеобразной буферной зоной между Российской и Британской империями. С одной стороны Афганистана находилась Индия, где властвовали англичане; с другой – Средняя Азия, где был установлен российский протекторат. В связи с этим к концу XIX в. Афганистан обрел более-менее четкие территориальные границы. Однако вместе с этим он стал одним из объектов завоевательной политики мировых держав.

Наиболее сильно данное противостояние выразилось в последней трети XX в. Демократическая Республика Афганистан стала горячей точкой Холодной войны между СССР и США. События сорокалетней давности, а именно Афганская война (Афганский конфликт) 1979-1989 гг. продемонстрировали не только борьбу двух держав и их систем ценностей, но и обозначили одну из ролей региона.

Следует также отметить несколько особенностей устройства афганского государства, а также коснуться некоторых важных фактов из его истории. Во-первых, это было довольно слабое образование, которое экономически и политически зависело либо от мировых держав, либо от соседей. Во-вторых, в 1950-1980-ых гг. между Афганистаном и Пакистаном обострились от- ношения. Причиной разногласий стало то, что Афганистан проголосовал против принятия Пакистана в ООН из-за того, что его просьба о самоопределении пуштунов в Индии была проигнорирована. В-третьих, на почве усложнившихся международных отношений произошли разногласия внутри кабульской политической элиты, что привело к революционной ситуации в 1978 г.

В апреле 1978 г. был свергнут режим Мухаммеда Дауда, и страна получила название Демократическая Республика Афганистан (ДРА). В исторической литературе данное событие получило название "Апрельской революции", однако часть зарубежных исследователей считает, что "использование термина «революция» было неправильным: большинство афганцев, проснувшись, с удивлением услышали о том, что коммунисты взяли власть, и это никоим образом не было результатом движения масс. Однако, с другой стороны, название было заслуженным, поскольку новые марксистские правители быстро постарались произвести революцию сверху, что послужило началом серьезного конфликта между государством и его подданными" [1, с. 18]. На тот момент коммунистическое движение представляла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА).

Переворот, совершенный военными при помощи просоветских сил, привел к власти новых людей, среди которых был и

Хайфизулла Амин. Главой властных структур и Центральным секретарем НДПА стал Нур Мохаммад Тараки. Следует сказать, что новое афганское правительство, как верно отмечают отечественные и зарубежные исследователи, проводило довольно непопулярные преобразования реформы и абсолютно не считалось с традиционными национальными и религиозными народными чертами.

Тем не менее, "советское руководство неоднократно давало руководителям ДРА... рекомендации и советы, обращало внимание на их ошибки и перегибы. Однако афганские руководители, проявляя политическую гибкость и отсутствие опыта, далеко не всегда и не во всем учитывали эти советы" [2, c. 27].

Данные события значительно осложнили отношения между ДРА и США. Несмотря на то, что Вашингтон продолжал оказывать Кабулу экономическую и техническую помощь как на двусторонней основе, так и через Всемирный банк и Международный валютный фонд, он довольно настороженно относился к просоветски настроенной власти. На протяжении нескольких месяцев в ДРА был отправлен посол от США Адольф Дабс. Ему удалось поддержать контакты с действующим руководством страны и установить теплые отношения с Х. Амином. Однако главным достижением американского посла стало то, что он сумел убедить Х. Амина в наличии партнеров среди капиталистических стран. В феврале 1979 г. А. Дабс скончался при загадочных обстоятельствах. Его убийство связывают с деятельностью националистических террористических организаций и, возможно, КГБ. Х. Амин, проведший операцию освобождения посла неудачно, отказался должным образом проводить расследование. Данное событие ухудшило отношения между Кабулом и Вашингтоном.

Американская администрация резко сократила присутствие США в ДРА, полностью прекратила оказание экономической и технической помощи. Последующие попытки Х. Амина восстановить отношения с США как в период, когда он был премьер-министром, так и потом, когда он стал главой Афганистана, успеха не имели [3, c. 126]. Именно после этих событий Х. Амину удалось отстранить от руководства группу лиц, совершивших Апрельскую революцию, а главное – убрать из власти Н.М. Тараки – и занять ведущие посты во властных структурах ДРА. В сентябре 1979-го года он стал Генеральным секретарем ЦК НДПА и Председателем Революционного совета НДПА. Как указывают некоторые исследователи, приведение к власти Х. Амина было совершено против его воли [8, с. 178].

Оценки личности Х. Амина достаточно неоднозначны. Так, генерал Мохаммад Наби Азими вспоминал о нем как о добром и смелом человеке, но в то же время говорил о нем как о современном фашисте [9, с. 224]. Помимо этого, он подчеркивал, что Х. Амин был просоветским деятелем.

После прихода к власти на Х. Амина было совершенно покушение. В нем явно прослеживался след советских спецслужб. Х. Амин вел двойную игру, пытаясь добиться привилегий как от социалистической, так и от капиталистической системы. Его двойственное отношение к противостоящим державам ухудшило отношения между СССР и США.

Х. Амин выступил с официальным заявлением следующего содержания: «Защита дружбы между народами Афганистана и Советского Союза, которая с честью прошла более чем 60-летнее испытание временем и поднялась до уровня братства, стала неотъемлемой частью патриотизма трудового народа Афганистана, и каждый сознательный житель страны полностью понимает ее значение» [4, с. 31]. Из его слов явно следовало, что он собирается придерживаться социалистической направленности в политике. Тем не менее, он не пресекал и даже поощрял антисоветские настроения. Внутри государства и за его пределами усиливались национальные и религиозные противоречия [5, c. 251].

Сложившуюся ситуация использовали также США: они оказывали экономическую и техническую поддержку вооруженным исламистским отрядам. Понимая, что на данном этапе существует непосред- ственная угроза его власти, Х. Амин идёт на сближения с США, называя это «более сбалансированным внешнеполитическим курсом» [4, c. 34].

Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, Х. Амин даже принял поверенного в делах США Брюса Амстюца и выразил готовность нормализовать отношения между государствами. Позже Б. Амстюц в своих мемуарах отзывался о Х. Амине как о правителе, не имеющем никогда хороших отношений с Вашингтоном.

Тем не менее, Х. Амин предпринял множество попыток наладить отношения с США, а самое главное – вновь получать от них техническую и экономическую поддержку. Для этого правитель ДРА, например, дал разрешение на превращение афганской авиационной компании «Арьяна» в совместное афгано-американское предприятие с паритетным участием в капитале компании; остановил деятельность разведывательных служб в отношении США. Тем не менее, в США довольно прохладно отнеслись к этим жестам, и Вашингтон решил ограничиться поддержанием контактов.

Вместе с этим ДРА получала военную и материальную помощь от СССР. Х. Амин, обсуждавший данный вопрос с Дели Ар- чером Бладом, ссылался на необходимость военной помощи от СССР, в случае отказа от поддержки Москвы Афганистану могла грозить интервенция.

Партийная номенклатура СССР, осознававшая возможность потери своего влияния в Афганистане и на международной арене, решила действовать решительно. Во-первых, советская власть не допускала прихода в правящие круги Афганистана мусульманской или какой-либо другой оппозиции. Во-вторых, СССР ограничил военную помощь ДРА. В-третьих, советские спецслужбы убили Х. Амина во время штурма дворца в декабре 1979 г. С этого момента шаткое равновесие между политическими силами Афганистана было окончательно нарушено.

Таким образом, деятельность Х. Амина носила противоречивый характер. С одной стороны, он открыто говорил о необходимости ДРА идти по социалистическому пути, с другой – заигрывал с правительством США. Это не могло не отразиться на взаимоотношении внутри треугольника США – Афганистан – СССР. Деятельность Х. Амина не только подорвала доверие между правительством ДРА и двумя мировыми державами на тот момент, но и усилило противоречие между двумя системами.

Список литературы Афганистан между мировыми державами: двойственность Х. Амина в отношениях с СССР и США

  • Мейли У. Афганистан с точки зрения истории и географии // Международный журнал Красного Креста. - 2010. - № 880. - С. 16-33.
  • Полынов М.Ф., Рудь И.А. Афганистан во внешней политике СССР. 1978-1991 гг. // Общество. Среда. Развитие. - 2019. - № 3. - С. 26-36.
  • Сафрончук В. Афганистан времен Амина // Международная жизнь: проблемы международных отношений, мировой политики и дипломатии. - 1991. - № 1. - С. 125-130.
  • Христофоров В.С. Афганистан. Правящая партия и армия (1978-1989). - М.: Граница, 2009.
  • Теплинский Л.Б. История советско-афганских отношений 1919-1987. - М.: Мысль, 1988.
  • Ежов С. Как убивали Амина // Собеседник, № 30 (1766), 14-20 августа 2019 г.
  • Логинов В.Ю. Конфликт в Афганистане. Внутриполитические и внешнеэкономические аспекты / Отв. ред. Г.П. Ежов. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, И-т стран Азии и Африки, 1999.
  • Захер Танин. Афганистан в двадцатом веке.
  • Azimi M. N. Ordu va Siyasat Dar Seh Daheh Akheer-e Afghanistan. Peshawar: Marka-e Nashrati Mayvand, 1998. (М.Н. Азими. Армия и политика в три последние десятилетия в Афганистане).
Статья научная