Афины versus Иерусалим? Отношение к научному знанию в Византии

Автор: Сенина Татьяна Анатольевна Монахиня Кассия

Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu

Рубрика: Византийский мир

Статья в выпуске: 5 (47), 2017 года.

Бесплатный доступ

Отношение к светской, «эллинской» учености в Византии менялось со временем. Византийцы отказались от неприятия первыми христианами любой «языческой» мудрости, допустив ее изучение для общего образования, а также в качестве инструмента в спорах с еретиками. К IX в. христиане перестали опасаться конкуренции с религией язычников, и интерес к эллинской культуре стал быстро повышаться. В XI в. интеллектуалы не только изучали античных авторов, но порой пытались с опорой на их взгляды дать окружающей действительности объяснения, альтернативные православным. К XIV в. византийские ученые продвинулись по этому пути еще дальше, вместо мистического созерцания Бога прославляя «созерцание сущих», научно-теоретическое познание действительности как жизненный идеал образованного человека - установка, плодотворная для дальнейшего развития наук. Мировоззрение византийских гуманистов основывалось не только на любви к античной культуре, но противостояло церковному истеблишменту, выходя из жестких рамок православия на поле экспериментов с языческой философией, к философскому, а в перспективе и к научному поиску. Но вскоре в Византии возник спор об исихазме, и победа паламитов вызвала рост иных настроений: Григорий Палама в пылу полемики утверждал, что светские науки не нужны и даже вредны для благочестия. Ответ на такой консерватизм дал в XV в. последний философ Византии - Георгий Гемист Плифон, чьи взгляды, несмотря на радикальность, философски были развитием предыдущих тенденций византийской мысли. Высшая добродетель для Плифона состояла не в отречении от всего вещественного ради созерцания Бога, а в научном и философском осмыслении действительности: человек это «зритель на празднике» жизни, призванный наблюдать за сущими и исследовать их. В целом жизненная философия Плифона, свободная от рамок христианской парадигмы, является настоящим гимном разуму и науке.

Еще

История византии, история науки, христианство, секуляризм, гуманизм

Короткий адрес: https://sciup.org/14972455

IDR: 14972455   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2017.5.18

Список литературы Афины versus Иерусалим? Отношение к научному знанию в Византии

  • Апостольские Постановления (через Климента, епископа и гражданина Римского)/пер. И. Новгородова. -СПб.: , 2002. -208 с.
  • Большаков, О. Г. Византия и Халифат в VII-X вв./О. Г. Большаков//Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики/отв. ред. Г. Г. Литаврин. -СПб.: Алетейя, 2001. -С. 354-379.
  • Василий Великий. Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений//Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. В 2 т. Т. 1/предисл. митр. Владимира; вступ. ст. А. С. Сидорова. -М.: Сибирская Благозвонница, 2012. -С. 1054-1069.
  • Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской//Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Творения. В 2 т. Т. 1. -М.: Сибирская Благозвонница, 2010. -С. 510-552.
  • Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих/пер., послесл. и коммент. В. Вениаминова. -М.: Канон, 1995. -384 с.
  • Лемерль, П. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до Х века/П. Лемерль; вступ. ст. и пер. с фр. Т. А. Сениной (монахини Кассии). -СПб.: Свое издательство, 2012. -xiv, 490 с.
  • Любарский, Я. Н. Михаил Пселл: личность и творчество/Я. Н. Любарский//Две книги о Михаиле Пселле. -СПб.: Алетейя, 2001. -С. 183-529.
  • Макаров, Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий)/Д. И. Макаров. -СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. -544 с.
  • Медведев, И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв./И. П. Медведев. -СПб.: Алетейя, 1997. -342 с.
  • Медведев, И. П. Геннадий Схоларий как идеолог «византийской инквизиции»/И. П. Медведев//Античная древность и средние века. -2002. -Вып. 33. -С. 264-279.
  • Прп. Максим Исповедник. Вопросы и недоумения/пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазов; науч. ред. Г. И. Беневич; отв. ред. Д. А. Поспелов. -М.; Св. гора Афон: Никея, 2010. -488 с.
  • Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2/пер. с древнегреч.; общ. ред. А. Ф. Лосева . -М.: Мысль, 1993. -528 с.
  • Сенина, Т. А. (монахиня Кассия). Иконопочитатели и иконоборцы IX столетия/Т. А. Сенина//Жития византийских святых эпохи иконоборчества/общ. ред. Т. А. Сениной (монахини Кассии). Т. I. -СПб.: Квадривиум, 2015. -С. 3-130.
  • Страбон. География: в 17 кн./пер., ст. и коммент. Г. А. Стратановского. -М.: Наука, 1964. -944 с.
  • Anastos, M. V. Pletho, Strabo and Columbus/M. V. Anastos//Anastos M. V. Studies in Byzantine Intellectual History. -London: Variorum Reprints, 1979. -XVII.
  • Diller, A. A Geographical Treatise by Georgius Gemistus Pletho/A. Diller//Isis. -1937. -Vol. 27. -P. 441-451.
  • Georges Gemiste Plethon. Traité des vertus/éd., introd., trad. et comm. par B. Tambrun-Krasker. -Athens: Academy of Athens, 1987. -128 p.
  • Gero, S. John the Grammarian, the Last Iconoclastic Patriarch of Constantinople. The Man and the Legend/S. Gero//Byzantina. -1974-1975. -Vol. 3-4. -Р. 25-35.
  • Gouillard, J. Le Synodikon de l’Orthodoxie. Édition et commentaire/J. Gouillard//Travaux et mémoires. -1967. -T. 2. -P. 1-316.
  • Kolias, G. Léon Choerosphactès, magistre, proconsul et patrice/G. Kolias. -Athens: Verlag der "Byzantinisch-Neugriechischen Jahrbücher", 1939. -140 p.
  • Krausmüller, D. Do we need to be stupid in order to be saved? Barlaam of Calabria and Gregory Palamas on Knowledge and Ignorance/D. Krausmüller//Salvation according to the fathers of the church: the proceedings of the Sixth International Patristic Conference, Maynooth/Belfast, 2005/ed. V. Twomey, D. Krausmüller. -Dublin: Four Courts Press, 2010. -P. 143-152.
  • Magdalino, P. Occult Science and Imperial Power in Byzantine History and Historiography (9th-12th Centuries)/P. Magdalino//The Occult Sciences in Byzantium/ed. P. Magdalino, M. Mavroudi. -Geneva: La Pomme d’or, 2006. -Р. 119-162.
  • Masai, F. Pléthon et le platonisme de Mistra/F. Masai. -Paris: Les Belles lettres, 1956. -422 p.
  • Mavroudi, M. Occult Science and Society in Byzantium: Considerations for Future Research/M. Mavroudi//The Occult Sciences in Byzantium/ed. P. Magdalino, M. Mavroudi. -Geneva: La Pomme d’or, 2006. -Р. 39-96.
  • Mertens, M. Graeco-Egyptian Alchemy in Byzantium/M. Mertens//The Occult Sciences in Byzantium/ed. P. Magdalino, M. Mavroudi. -Geneva: La Pomme d’or, 2006. -Р. 205-230.
  • Παλαιολόγεια καr Πελοποννησιακά. Τ. 3/dπ. Σπ. Π. Λάμπρου. -EÁθyναι: Β. Ν. Γρηγοριάδης, 1926. -372 σ.
  • Siniossoglou, N. Radical Platonism in Byzantium: Illumination and Utopia in Gemistos Plethon/N. Siniossoglou. -Cambridge: Cambridge University Press, 2011. -454 p.
  • Socrates’ ecclesiastical history/ed. W. Bright. -Oxford: Clarendon Press, 1893. -xxiv, 343 p.
  • Tambrun, B. Pléthon. Le retour de Platon/B. Tambrun. -Paris: Vrin, 2006. -302 p.
  • Theodori Metochitae miscellanea philosophica et historica/ed. Ch. Muller et Th. Kiessling. -Lipsiae: Vogelii, 1821. -xvi, 838 p.
Еще
Статья научная