Византийский мир. Рубрика в журнале - Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения

Публикации в рубрике (8): Византийский мир
все рубрики
Parabiblical and biblical chronographic compilations in Simeon's Bulgaria

Parabiblical and biblical chronographic compilations in Simeon's Bulgaria

Totomanova Anna-Maria

Статья научная

The paper explores the role of a lost Byzantine chronographic compilation in shaping Bulgarian historiographic model in the early 10th c. The compilation was translated into Bulgarian by order of Tsar Simeon the Great and survived in five Russian copies of 15-16th cc. belonging to a closed textological recension with strong traces of a Glagolitic Old Bulgarian original. The first part of the compilation contains a large and coherent excerpt of Africanus Chronography that gives a concise but exhaustive account of the Christian history of the world from the Creation up to the Resurrection of Christ. The second part includes a shorter excerpt, taken from a codex, which contained the second volume of the Chronicle of Synkellos and the chronicle of Theophanes the Confessor. Unlike Synkellos/Theophanes text, Africanus excerpt reveals traces of a serious editorial intervention. The Greek editor(s) left aside all Africanus notices about the pre- Olympic history of all other nations besides the Jews but kept intact his Christological and chronological concepts that treat the history of human kind as a predetermined execution of the Divine Providence in Six Millennia/days. The recent studies on the structure and sources of an impressive chronographic compilation ordered by Tsar Simeon and known as the Chronograph of the Archive or Jewish Chronograph allow us to presume that this Chronograph represents an enlarged version of Africanus excerpt, in which the paraphrase of the first nine biblical books is replaced with a large Old Testament compilation.

Бесплатно

Афины versus Иерусалим? Отношение к научному знанию в Византии

Афины versus Иерусалим? Отношение к научному знанию в Византии

Сенина Татьяна Анатольевна Монахиня Кассия

Статья научная

Отношение к светской, «эллинской» учености в Византии менялось со временем. Византийцы отказались от неприятия первыми христианами любой «языческой» мудрости, допустив ее изучение для общего образования, а также в качестве инструмента в спорах с еретиками. К IX в. христиане перестали опасаться конкуренции с религией язычников, и интерес к эллинской культуре стал быстро повышаться. В XI в. интеллектуалы не только изучали античных авторов, но порой пытались с опорой на их взгляды дать окружающей действительности объяснения, альтернативные православным. К XIV в. византийские ученые продвинулись по этому пути еще дальше, вместо мистического созерцания Бога прославляя «созерцание сущих», научно-теоретическое познание действительности как жизненный идеал образованного человека - установка, плодотворная для дальнейшего развития наук. Мировоззрение византийских гуманистов основывалось не только на любви к античной культуре, но противостояло церковному истеблишменту, выходя из жестких рамок православия на поле экспериментов с языческой философией, к философскому, а в перспективе и к научному поиску. Но вскоре в Византии возник спор об исихазме, и победа паламитов вызвала рост иных настроений: Григорий Палама в пылу полемики утверждал, что светские науки не нужны и даже вредны для благочестия. Ответ на такой консерватизм дал в XV в. последний философ Византии - Георгий Гемист Плифон, чьи взгляды, несмотря на радикальность, философски были развитием предыдущих тенденций византийской мысли. Высшая добродетель для Плифона состояла не в отречении от всего вещественного ради созерцания Бога, а в научном и философском осмыслении действительности: человек это «зритель на празднике» жизни, призванный наблюдать за сущими и исследовать их. В целом жизненная философия Плифона, свободная от рамок христианской парадигмы, является настоящим гимном разуму и науке.

Бесплатно

Из истории византийской служилой аристократии: семья Халкуцев в X-XI веках

Из истории византийской служилой аристократии: семья Халкуцев в X-XI веках

Боровков Дмитрий Сергеевич

Статья научная

Статья посвящена истории рода Халкуцев, представители которого на протяжении X-XI вв. играли значимую роль в среде византийской служилой аристократии. Анализируя документальные, нарративные и сфрагистические источники, автор приводит сведения о 25 представителях этой семьи. Во второй половине X - начале XI в. Халкуци служили, преимущественно, в вооруженных силах. В частности, Никита (X в.) и Лев (вторая четверть XI в.), согласно историческим сочинениям, были стратигами фем. Однако большинство известных на сегодняшний день представителей этой семьи являлись гражданскими чиновниками. Сведения о них содержатся в нормативных актах и памятниках сфрагистики. По мнению автора, наибольшего влияния Халкуци, как гражданский аристократический клан, достигли в середине - второй половине XI века. Большинство представителей семьи являлись налоговыми чиновниками, служили в государственном казначействе (сакелле), входили в судебные коллегии, как в столице, так и в провинциях. Некоторые из Халкуцев занимали должности в административных структурах, ведавших тыловым обеспечением армии (логофессия стад, логофессия стратиотиков). В последней трети XI столетия Халкуци являлись влиятельным «бюрократическим кланом», они занимали должности сразу в нескольких столичных ведомствах. Это наглядно демонстрируют акты монастыря св. Иоанна Богослова на о. Патмос: среди чиновников, упомянутых в документах 1087-1088 гг., трое принадлежали к семье Халкуцев. Однако после 1088 г. сведения об этой семье исчезают из источников более чем на столетие. Позднее, на рубеже XII-XIII вв., Халкуци являлись крупными землевладельцами на о. Эвбея и в Элладе. После 1204 г. они, вероятнее всего, утратили свои владения и аристократический статус. Ряд представителей рода Халкуцев, известные по источникам XIII-XV вв., являлись священнослужителями.

Бесплатно

К вопросу о разнице правового значения документа в византийском частном праве

К вопросу о разнице правового значения документа в византийском частном праве

Матович Тамара Милован

Статья научная

Византийское право фактически является продолжением римского права. Тем не менее, правовая система, а также отдельные юридические институты в ее рамках, прошли определенный путь развития. В настоящей работе в центре внимания находятся вопросы о консенсуальности договора, о форме правового дела, а также о приобретении вещного права в византийском праве. К исследованию привлекаются документы, сохранившиеся в монастырских архивах, а также на другие правовые памятники. Природа договора в византийском праве редко являлась предметом научного изучения. Несмотря на многочисленные исследования о договоре купли-продажи в римском праве и в праве Юстиниана, вопрос остается открытым вследствие противоречивых сведений более поздних византийских правовых сводов. Они содержат известные правовые положения и сведения о юридических институтах. Внимание законодателя было уделено нотариальной системе, механизму создания документа. Проблема рбсЬдпуйт дйТ dггсЬцпх также недостаточно изучена в восточно-римском праве, вероятно ввиду недостатка подлинных сведений. Между тем, афонские документы содержат дипломатические формулы, описывающие акт переноса права, который можно считать релевантным при рассмотрении этого вопроса.

Бесплатно

К вопросу об узкой датировке рукописи трактата "De cerimoniis aulae Byzantinae" (Leipzig, Univ. Bibl. Rep. I 17)

К вопросу об узкой датировке рукописи трактата "De cerimoniis aulae Byzantinae" (Leipzig, Univ. Bibl. Rep. I 17)

Курышева Марина Александровна

Статья научная

В статье предлагаются новые аргументы для точной датировки - осень-зима 963 г. - рукописи трактата о «Церемониях византийского двора» Leipzig, Univ. Bibl. Rep. I 17. В конце списка гробниц императоров в мавзолее Константина Великого церкви Свв. Апостолов, входящего в состав этого компилятивного текста, пропущено три пустых строки. Последний император в списке похороненных - Константин VII Багрянородный, саркофага его сына Романа II, известного из более поздних перечней гробниц, еще нет. Список обрывается упоминанием «малого саркофага» (ф’ лбснЬкйпн): был ли там кто-то похоронен не указано. Судя по хроникам Яхьи Антиохийского и Льва Диакона, а также «Краткой истории» Михаила Пселла, с момента смерти императора Романа II существовала постоянная опасность уничтожения его детей Василия, Константина и Анны. Видимо, именно для них был приготовлен этот маленький гроб, а писец кодекса оставил место, чтобы дописать итоговое распределение последних представителей императорского дома в мавзолее. Однако все дети остались живы, а три пустые строчки в рукописи так и не были заполнены. Следовательно, манускрипт уже дописывался после 16 августа 963 г., и вряд ли работа над ним была закончена сильно позже осени-зимы 963 года.

Бесплатно

Лев Сгур - тиран и патриот. Правитель северо-восточного Пелопоннеса в начале XIII века

Лев Сгур - тиран и патриот. Правитель северо-восточного Пелопоннеса в начале XIII века

Чхаидзе Виктор Николаевич

Статья научная

Лев Сгур - один из византийских магнатов, правивший в северо-восточном Пелопоннесе в конце XII - начале XIII века. В работе рассмотрена деятельность Льва Сгура, позволившая ему в короткие сроки создать государственное образование на территории южной Фессалии, Беотии, Аттике, Коринфе и Арголиде. Однако пройти путь от сепаратизма к общеимперской идее Льву Сгуру не удалось - столкновение с Латинской империей предопределило его поражение. Среди причин можно назвать и вражду с духовенством и не возможность объединения с другими правителями, ведущими борьбу с крестоносцами. В исследовании рассмотрен моливдовул Льва Сгура с редким титулом севастоипертата (высший севаст), а также аналогичная печать, повторно использованная Иоанном Враной для своей корреспонденции. Анализ данных показывает, что такая противоречивая личность как Лев Сгур, может характеризоваться не только как амбициозный тиран, но и последний защитник византийского эллинизма. В приложении приводятся сведения о семи представителях фамилии Сгуров, известных по сфрагистическим памятникам.

Бесплатно

Понятие "I" как социокультурный концепт в репрезентации византийских актов

Понятие "I" как социокультурный концепт в репрезентации византийских актов

Вин Юрий Яковлевич

Статья научная

Современная историческая наука, отвечая общей тенденции подъема когнитивистики в сфере гуманитарного знания, особое место отводит изучению социокультурных концептов. Одним из основных для византийцев является концепт «служба» / «работа». Его изучение подтверждает, что понятие «служба» / «работа» обладало широким семантическим полем, которое раскрывает специфику средневековых византийских документов. Характеристика природы рассматриваемого концепта безусловно требует конкретизации каждой ссылки на выполнение «службы» и контекстного уточнения содержания данного понятия. Именно такой подход наделяет его изучение научной перспективой. Автор этих строк далек от того, чтобы рассмотреть все словоупотребления византийских актов, соотнесенные с понятием «служба» / «работа». За пределами настоящей публикации остаются также упоминания указанного понятия в византийском праве и его славянские рецепции. Главным представляется другое - проделанный анализ самых общих сведений средневековых византийских актов о понятии «служба» / «работа» показывает, что поставленная проблема в полной мере соотносится с кардинальным вопросом гуманитарного знания, касающимся эпистемологического значения содержания исторических документов в «антропологическом» ракурсе. Прежде всего в этой связи стоит оценка возможности обобщения конкретно-исторических знаний в целостную картину исторической реальности. В глазах очевидцев явлений и процессов прошлого изученное слово обретало особую идейную значимость, а нами осмысливается как присущий общественному сознанию средневекового человека социокультурный концепт.

Бесплатно

Титул самодержца (автократора) в Сербии и России: два пути развития византийского наследия

Титул самодержца (автократора) в Сербии и России: два пути развития византийского наследия

Кршлянин Нина

Статья научная

Титул автократора впервые появился в Ромейском царстве (Византии). В переводе «самодержец» он был заимствован правителями славянских государств, опиравшимися на традицию Ромейской империи. Обращаясь прежде всего к опубликованной в 1935 г. незаменимой работе Георгия Острогорского «Автократор и самодержец», автор исследовала схожие и различные черты в развитии титула самодержца и идеи самодержавия в Сербии и России. Рассмотрено три этапа, из которых первые два более подробно: начало употребления титула; развитие титула и идейное значение; расхождение путей в использовании титула в Сербии и России. И там, и здесь на первом этапе, перед принятием титула, очевидно усиление фактической силы государства, так и улучшение его положения в ряду других православных христианских стран. На втором этапе обнаруживается заметное отличие: сербские короли пользовались титулом самодержца, но со времени венчания Стефана Душана на царство в 1346 г. титул больше не употреблялся; лишь после падения Сербского царства в 1371 г. правители Сербии стали снова пользоваться указанным титулом. В России же наоборот, со времени венчания Ивана IV царем титул самодержца употреблялся часто. Как будто бы в Сербии титул самодержца прежде всего служил для того, чтобы подчеркивать независимость там, где она требовала очевидного доказательства, а российские правители, наоборот, называли себя самодержцами, только заслужив этот титул укреплением реальной силы государства. На третьем этапе оба государства отошли от ромейского образца. В России с времени Петра Великого произошел поворот к западным ценностям; развитие же сербского государства было прервано переходом под власть Османской империи.

Бесплатно

Журнал