Ахроматические колоративы в поздней художественной прозе Л. Толстого: семантика и функции

Автор: Масолова Елена Александровна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 4 т.17, 2019 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению изменения семантики и функции ахроматических колоративов в поздней прозе Л. Толстого. В его народных рассказах «Чем люди живы», «Где любовь, там и Бог», «Много ли человеку земли нужно» колоративы с корнями «-черн-», «-темн-» и «-бел-» имеют преимущественно описательную функцию, что отражает стремление писателя показать жизнь глазами крестьянина и дать внешне беспристрастное изложение событий. В повестях Толстого 1880-х гг. «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» и «Дьявол» осуждение прегрешений человека перед Богом передается с помощью цветовой гаммы; у рассматриваемых колоративов появляется негативная семантика и оценочная функция. В «Чем люди живы», «Смерти Ивана Ильича» и «Воскресении» колоративы с корнем «-свет-» обретают символическое значение, маркируя духовный рост персонажей, идущих к постижению Слова Божьего. В «Воскресении» и «Хаджи-Мурате», в отличие от народных рассказов Толстого и его повестей 1880-х гг., представлен колоративный код с оценочной и проспективной функциями цветообозначений. В «Хаджи-Мурате» использование колоративов с корнем «-свет-» выступает как минус-прием, акцентирующий нравственную глухоту людей, не готовых жить по законам добра. При описании жизни горцев колоративы выступают в основном в описательной функции, при изображении офицеров - в оценочной, а при воссоздании природных и мифопоэтических образов - в проспективной. В финале романа «Воскресение» колоративы с корнями «-черн-», «-темн-», «-бел-» и «-свет-» ассоциируются с жизнетворением, выполняют проспективную функцию, предвещая приближение Царства Божьего. В поздней художественной прозе Толстой, становясь более категоричным в вынесении приговора людям, поправшим идеи добра и справедливости, продолжает ратовать за необходимость жить по Евангелию.

Еще

Л. н. толстой, ахроматические колоративы, оттенки колоративов, окказиональная семантика, функции, цветопись, колоративный код

Короткий адрес: https://sciup.org/147226225

IDR: 147226225   |   DOI: 10.15393/j9.art.2019.6223

Список литературы Ахроматические колоративы в поздней художественной прозе Л. Толстого: семантика и функции

  • Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. - М; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - 188 с.
  • Амирханян А. М. Христианский контекст добродетели в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Альманах современной науки и образования. - Тамбов, 2008. - № 2. - Ч. 3. - С. 9-14.
  • Багдасарян В. Э., Орлов И. Б., Телицын В. Л. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. - М.: Локид-Пресс, 2005. - 495 с.
  • Базыма Б. А. Психология цвета: Теория и практика. - СПб.: Речь, 2007. - 204 с.
  • Джандигова Х. М. Прилагательные, обозначающие цвет (на материале идиолекта Л. Н. Толстого) // Lingua-universum. - Назрань, 2006. - № 2. - С. 75-76.
  • Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. - Л.: Советский писатель, 1980. - 600 с.
  • Жюльен Н. Словарь символов. - Челябинск: Урал LTD, 1999. - 498 с.
  • Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях [Электронный ресурс]. - URL: http://aquaria2.ru/node/13358 (27.04.2019).
  • Керлот Х. Э. Словарь символов. - М.: REFL-book, 1994. - 603 с.
  • Ковалев В. А. Поэтика Льва Толстого: Истоки. Традиции. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 176 с.
  • Кузина Л. Н. Художественное завещание Льва Толстого. Поэтика Л. Н. Толстого конца XIX - начала XX века. - М.: Наследие, 1993. - 160 с.
  • Лученецкая-Бурдина И. Ю. Парадоксы художника. Особенности стиля Л. Н. Толстого в 1870-1890 годы. - Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 2001. - 156 с.
  • Масолова Е. А. Колоративы в системе дискурсивных стратегий повествования Л. Н. Толстого (на материале романа «Воскресение») // Учен. зап. Казан. ун-та. - Сер. Гуманит. науки. - 2017. - Т. 159. - Кн. 1. - С. 92-106. (а)
  • Масолова Е. А. Семантика колоративов в повествовании Л. Толстого («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол») // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2017. - Т. 15. - № 1. - С. 55-67 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1488807901.pdf (02.05.2019). 10.15393/j9.art.2017.3701 (b)
  • DOI: 10.15393/j9.art.2017.3701(b)
  • Нагина К. А. Пространственные универсалии и характерологические коллизии в творчестве Л. Толстого. - Воронеж: Научная книга, 2012. - 442 с.
  • Переверзева Н. А. Символ и реальность в поздней прозе Л. Н. Толстого // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. - М., 2009. - № 4. - C. 66-73.
  • Подгорная Н. Ю. Художественная функция света и цвета в рассказе Льва Толстого «Чем люди живы» // Вопросы русской литературы. - Симферополь, 2013. - № 25 (82). - С. 73-83.
  • Рогалевич Н. Н. Словарь символов и знаков. - Минск: Харвест, 2004. - 512 с.
  • Рубенкова Т. С. Цветообозначения в русской художественной прозе // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 4 ч. - Пенза, 2017. - Ч. 4. - С. 195-198.
  • Страхов И. В. Психология литературного творчества: (Л. Н. Толстой как психолог). - М.; Воронеж: Модэк, 1998. - 384 с.
  • Тресиддер Дж. Словарь символов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 448 с.
  • Фомина Д. А. Символика цвета и света в портретах героев романов Л. Н. Толстого "Анна Каренина" и "Война и мир" и повести О. де Бальзака "Гобсек" // Международный журнал экспериментального образования. - Пенза, 2010. - № 8. - С. 202-206.
  • Фомина Д. А. Цвет и свет как художественная деталь в портретах главных героинь романов Л. Н. Толстого "Анна Каренина" и О. де Бальзака "Евгения Гранде" // Международный журнал экспериментального образования. - Пенза, 2011. - № 8. - С. 146-148.
Еще
Статья научная