Аянский тракт для освоения Дальнего Востока: стратегическое значение в историческом и современном аспектах
Автор: Дебелая И.Д.
Журнал: Региональные проблемы @regionalnye-problemy
Рубрика: Исторические и культурологические аспекты развития региона
Статья в выпуске: 3 т.25, 2022 года.
Бесплатный доступ
Аянский тракт - кратчайший путь из Якутска к берегам Тихого океана - сыграл большую роль в освоении Дальнего Востока. Эксплуатация этой дороги имела волнообразный характер: периоды подъема сменялись периодами снижения грузопотоков между Республикой Саха (Якутия) и Аяно-Майским районом Хабаровского края, а также странами АТР. В перспективе строительство автомобильной дороги от села Аян до города Якутска позволит ликвидировать транспортную изолированность северных поселков, улучшить качество жизни местного населения, обеспечить формирование Северного транспортного коридора. Ввод в эксплуатацию дороги активизирует хозяйственное освоение территории, обладающей богатейшим природно-ресурсным потенциалом.
Освоение дальнего востока, путь к тихому океану, аянский тракт, город якутск, порт аян, село нелькан
Короткий адрес: https://sciup.org/143178996
IDR: 143178996 | DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-3-187-190
Текст научной статьи Аянский тракт для освоения Дальнего Востока: стратегическое значение в историческом и современном аспектах
В 1632 г. отряд енисейских казаков во главе с П. Бекетовым основал на берегу р. Лены Якутский острог, ставший опорным пунктом продвижения землепроходцев «навстречь солнцу». Весной 1639 г. вьючно-экспедиционный отряд во главе с И. Москвитиным на дощатиках прошел по рр. Лена, Алдан, Мая. Используя эвенов охотского побережья как проводников, они преодолели Джугджур и спустились по р. Улье до ее устья. Русские впервые вышли к Тихому океану [5]. На побережье заложили поселения: Усть-Ульинское зимовье, Косой острожек, Охотский острог и др. Это положило начало освоению дальневосточных земель и тихоокеанскому мореходству. В 1731 г. Охотск получил статус города и был объявлен военным портом.
В 1799 г. для доставки грузов и пассажиров на Камчатку, побережье и острова Охотского и Берингова морей в колонии Русской Америки была учреждена Российско-Американская торгово-ком-
мерческая компания (РАК). Увеличились объемы перевозки товаров из центральной России и Сибири в Якутск по основному Сибирскому, далее в порт – по труднопроходимому Охотскому трактам. Мелководье, сильные приливы и отливы создавали опасность для стоянки и разгрузки судов в Охотске. В 1840 г. управляющим Охотской факторией РАК назначен лейтенант флота В. Завойко, который вместе со служащим компании Д. Орловым в 1842–1843 гг. провел гидрографическое исследование побережья к югу от Охотска и выбрал для строительства нового порта удобный залив Аян. В 1843 г. началось строительство Аянской фактории РАК, а также поиск пути до Якутска. Проложенная в 1844 г. дорога из Аяна в Якутск действовала только в летнее время.
Для быстрой доставки грузов Российско-Американская компания, при поддержке государства, участвовала в обустройстве Аянского тракта (1200 верст). Наиболее трудный горный участок – в 206 верст – проходил от Аяна через Джугджур к урочищу Нелькан. Далее следовал водный путь (600 верст) по р. Мае до селения Усть-Майского на берегу р. Алдан и начиналась санно-вьючная дорога (400 верст) через Амгинскую слободу к Якутску [4]. Первая партия людей проследовала по Аянско-му тракту летом 1846 г., путь был пройден за 23 дня [5]. В этом же году вышел высочайший именной указ «О присвоении Аянской фактории наименования Аянского порта Российско-Американской компании». Это был лучший порт на берегу Охотского моря.
По ходатайству генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, заинтересованного в заселении северных районов, правительство России в 1851 г. приняло решение преобразовать Аян-ский тракт в казенный почтовый [8]. На весь путь приходилось 38 почтовых станций. Извозом занимались наемные якуты и майские тунгусы: летом на лошадях, а зимой, используя оленей и собак. Более 100 семей – якутских и крестьян-старообрядцев из Забайкалья обеспечивали «почтовую гоньбу». Переселенцы выращивали рожь, овес, огородные культуры, содержали скот, занимались рыболовством, промышляли зверя. Трудно было поддерживать дорогу в проезжем состоянии: многолетняя мерзлота, суровая зима, разливы рек сводили на нет усилия дорожных смотрителей.
По Аянскому тракту осуществлялся транзит грузов из центральной и восточной части Якутии на берег Охотского моря и в обратном направлении. От Якутска по р. Алдан и р. Мая в порт Аян прошло не одно поколение русских землепроходцев и мореплавателей. В августе 1854 г. из порта Аян в Якутск проследовал писатель И.А. Гончаров. Он писал: «…Нет сомнения, что будет езда и дальше по Аянскому тракту. Все год от году улучшается; расставлены версты; назначено строить станционные дома. И теперь, посмотрите, какие горы срыты, какие непроходимые болота сделаны проходимыми! Сколько трудов, терпения, внимания – на таких пространствах, куда никто почти не ездит, где никто почти не живет!» [1, с. 362].
31 августа 1849 г. в Аяне капитан-лейтенант Г.И. Невельской доложил губернатору Н.Н. Муравьеву о том, что Сахалин – это остров, а устье Амура доступно для входа в него морских судов. Могучий Амур стал главной грузовой и транспортной артерией для бурного освоения Дальнего Востока. В 1867 г. продажа Аляски обусловила прекращение деятельности РАК. Аянский тракт был официально закрыт. Большая часть крестьян, потеряв заработок на тракте, откликнулась на призыв властей пере- селиться в Приамурье. Аянский тракт перешел в частное владение камчатского купца первой гильдии А.Р. Филиппеуса, перевозившего через Аян русские товары и отправлявшего в Якутск караваны с мехами Охотско-Камчатского края. После его смерти в 1889 г. право на владение трактом переходило из рук в руки, но перевозка грузов полностью не прекращалась: все так же летом использовались вьючные лошади, зимой – оленьи нарты. Незначительное оживление грузоперевозок отмечалось при открытии пароходных рейсов общества «До-брофлот» в 1880-х гг.: из Аяна в Якутск доставляли товары из России и Китая.
Очередное внимание к кратчайшему пути к морскому побережью было вызвано при проведении Охотско-Камчатской экспедицией горно-геологических работ и открытием «… в ста верстах от Аяна очень богатого золота», о чем руководитель экспедиции К.И. Богданович сообщил 3 февраля 1897 г. якутскому губернатору В.Н. Скрипицыну [3]. Однако планы организации геологических экспедиций так и остались на бумаге. Участок тракта от Аяна до Нелькана до начала 20-х гг. ХХ в. оставался вьючным. Только в 1920 г., по инициативе Восточно-Сибирского управления шоссейных и грунтовых дорог, при участии Якутского совнархоза, началось строительство дороги с. Нелькан – с. Аян, но Гражданская война не позволила закончить эти работы [3].
В 1923 г. был открыт Алданский золотопромышленный район и тысячи людей хлынули в необжитую тайгу. И власти Якутской АССР подняли вопрос о восстановлении Аянского тракта. Проведение гидрографических работ на участке р. Алдан от с. Усть-Мая до г. Якутска доказало возможность судоходства. В связи с этим была разработана схема снабжения приисков: доставка грузов по морю в Аян, затем по автомобильной дороге в Нелькан, а оттуда на пароходах. И эти планы не были реализованы.
Вновь востребован для доставки грузов оказался Аянский тракт в конце XX в.: началось освоения месторождений драгоценных металлов в Аяно-Майском районе Хабаровского края. Старательские артели «Восток», «Амур», «Прибрежная» своими силами пробили в горах дорогу из Аяна в Нелькан. Из Якутии до Нелькана груз на баржах доставлялся по р. Мае. А в 1990 г. было начато строительство автомобильной дороги местного значения село Аян – село Нелькан протяженностью более 230 км, продолжение трассы до Якутска не планировалось. Для местного насе- ления и работников горнорудных предприятий эта трасса стала настоящей «дорогой жизни».
Истощение минерально-сырьевой базы золотодобычи в начале XXI в. обусловило закрытие приисков, содержать участок Аянского тракта стало некому. Местные предприниматели занимались доставкой грузов из Аяна в Нелькан в теплый период на автомобилях повышенной проходимости «на свой страх и риск». В настоящее время этот участок грунтовой дороги официально не эксплуатируется. Дорожные сооружения со стороны с. Нелькан представлены деревянными балочными мостами, часть которых полностью разрушена и движение осуществляется по объездам – бродам. Проезжая часть сильно разбита, местами отмечены размывы земляного полотна. Со стороны Аяна мосты также деревянные, а на участке «35 км – 49 км» дорожные сооружения отсутствуют.
В последние годы у жителей Крайнего Севера вновь появилась надежда на решение транспортной проблемы. Поводом для этого послужил ввод в эксплуатацию в 2019 г. в Республике Саха (Якутия) дороги местного значения «Амга», которая связала г. Якутск с пгт Усть-Мая. Эта автомобильная трасса оканчивается тупиком. Поскольку Усть-Майский район Республики Саха (Якутия) граничит с Аяно-Майским районом Хабаровского края, интересы губернаторов двух регионов по вопросу восстановления Аянского тракта совпали. Так, в «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» обозначены перспективные инвестиционные проекты, направленные на развитие транспортной сети. В этом документе отмечена и необходимость строительства автодороги с грунтово-гравийным покрытием «Аян – Якутск», которая позволит снизить расходы на обеспечение северного завоза, повысить уровень жизни местного населения, сохранить традиционные промыслы.
Исследователи процессов освоения восточных окраин Российского государства отмечают: стратегически важным является путь освоения территории навечно с возможно более полным освоением ее природно-ресурсного потенциала, комплексным для невозобновляемых и неистощительным для возобновляемых ресурсов. Иной путь – путь временного освоения с последующим уходом – это путь ограбления территории, в конечном счете, всегда неэффективного [7]. Дороги служат катализаторами хозяйственного освоения прилегающей территории. Строительство сквозного проезда от с. Аян до г. Якутска позволит связать автодороги Хабаровского края с автодорожной сетью Республики Саха (Якутия), организовать Северный транспортный коридор. Дорога обеспечит Республике Саха (Якутия) выход к морю и перспективный экспорт минерального сырья в страны АТР. В Хабаровском крае получат развитие мощности порта Аян, логистика, реализация береговых проектов в области переработки природных ресурсов. Появится возможность использовать Аянский тракт как уникальный туристический объект, расположенный в российской глубинке [6].
В заключение необходимо отметить, что Аянский тракт сыграл значимую роль в освоении Дальнего Востока. Эксплуатация этой транспортной артерии имела волнообразный характер: периоды подъема сменялись периодами снижения грузопотока между центральными и юго-восточными районами Якутии, севером Хабаровского края, странами АТР. Завершение строительства дороги придаст мощный импульс освоению малонаселенных районов Крайнего Севера, обладающих огромным природно-ресурсным потенциалом.
Список литературы Аянский тракт для освоения Дальнего Востока: стратегическое значение в историческом и современном аспектах
- Гончаров И.А. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 3. М.: Худ. лит., 1978. 526 с.
- Дебелая И.Д., Мирзеханова З.Г. Аянский туристический район - жемчужина Западного Приохотья // ИнтерКарто/ИнтерГИС 15. Устойчивое развитие территорий: теория ГИСипрактический опыт. Пермь: ПГУ, 2009. С. 687-690.
- Захаренко Н.Н. Транзитная линия Аян-Нелькан - р. Мая // Хозяйство Якутии. 1926. № 4. С. 11-14.
- Историко-географический атлас. Хабаровский край. Хабаровск: ДВ АГП, 2008. 176 с.
- История Дальнего Востока СССРвэпоху феодализма и капитализма (ХVII в. - февраль 1917 г.). М.: Наука, 1991. 471 с.
- Природопользование Дальнего Востока России и Северо-Восточной Азии: потенциал интеграции и устойчивого развития / под ред. А.С. Шейнгауза. Владивосток; Хабаровск: ДВО РАН, 2005. 460 с.
- Улаев Н.И. Золотая земля. Аяно-Майскому району - 70 лет. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2000. 80 с.
- Хабаровский край и Еврейская автономная область. Опыт энциклопедического географического справочника-словаря. Хабаровск: Приамурское Географическое общество, 1995. 328 с.