«Аксиологическая предметность» системы ценностных ориентаций «трансцендентальной реальности», культуры, природы в феноменологии и неокантианстве
Автор: Мешков И.М.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 2-2 (77), 2023 года.
Бесплатный доступ
Раскрывается феноменологическое определение Э. Гуссерля «аксиологическая предметность» как осознание предмета в его ценностном измерении. Представленная категория предполагает соотношение «предметности» к самой ценности в контексте феноменологии и неокантианства. В таком отношении выяснено, что между ценностью и предметностью нет абсолютного тождества. Неокантианская концепция Г. Риккерта показывает, что трансцендентальные ценности не соответствуют предметности, а предметы природы не являются ценностями. Объекты культуры лишь связаны с ценностями. Тем не менее, по И. Канту идеальные ценности соответствуют предметности как «трансцендентальные духовные объекты». Также культура и природа соотносятся с ценностями как средства. В представленном контексте «аксиологическая предметность» имеет отношение к идеям, культуре и природе, что соответствует определённым ценностным ориентациям. Выяснено, что идеальные «предметы-ценности», «сверхвещи» не постижимы, не реализуемы, «точки в бесконечности» выступающие ориентирами для культуры. Определено, что «ценности культуры» не только феноменологически осознаваемы, но и являются результатами деятельности человека как «предметные ценности свершения». Ценности природы субъективны, являются объектами интереса, и могут быть использованы как средства. При воздействии на представленные ценности - деятельности человека, они могут быть преобразованы в культуру, устремлённую к идеям.
«аксиологическая предметность», ценностная ориентация, культура, природа, деятельность, ноэзис, ноэма, сознание, благо
Короткий адрес: https://sciup.org/170198184
IDR: 170198184 | DOI: 10.24412/2500-1000-2023-2-2-46-51
Список литературы «Аксиологическая предметность» системы ценностных ориентаций «трансцендентальной реальности», культуры, природы в феноменологии и неокантианстве
- Husserl E. Ideen zu einer reinen Phanomenologie und phanomenologishen Philosophie. - Halle: Erstes Buch, 1922. - 323 s.
- Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. - Ереван, 1987. -265 с.
- Perry R.B. Realms of Value. - Cambridge: Harvard University Press, 1954. - 32 p.
- Степун Ф. Трагедия творчества (Фридрих Шлегель) // Логос. - M.: Тип. Рус. Т-ва, 1910. - Кн. 1. - С. 171-196.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре; пер. С. И. Гессен. - M.: Республика, 1992. - 128 с.
- Риккерт Г. Два пути познания // Новые идеи в философии. - СПб., 1913. - Сб. 7. Теория познания. - С. 1-79.
- Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. - М.: Республика, 1994. - 464 с.
- Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 4, ч. 1. - М.: Мысль, 1965. - 478 с.
- Рассел Б. Почему я не христианин: избранные атеистические произведения; сост., авт. предисл. и примеч. A. A. Яковлев. - М.: Политиздат, 1987. - 333 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - Берлин, 1922. - 317 с.
- Райнов Т. Введение в феноменологию творчества // Вопросы теории и психологии творчества (Непериодическое изд., выходящее под ред. Б.А. Лезина). Т. 5. Вып. 1. Теория творчества. Мифотворчество. - Харьков, 1914. - 103 с.
- Гартман Н. Этика. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 707 с.
- Нарский И.С. О роли «вещи в себе» и «ноумена» в кантовской гносеологии // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. - Калининград, 1979. - Вып. 4. - С. 16.
- Natorp P. Platos Ideenlehre. - 2 Aufl. - Leipzig, 1921. - 473 s.
- Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. - Halle, 1921. - 676 s.
- Шелер М. Положение человека в космосе. - М.: Изд-во иностр. лит., 1976. - 425 с.