«Аксиологическая предметность» в системе ценностных ориентаций немецкого и русского неокантианства
Автор: Мешков И.М.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 5-6 (92), 2024 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается категория «аксиологической предметности» в системе ценностных ориентаций контекста сравнения концепций немецкого и русского неокантианства. Под «аксиологической предметностью» подразумевается отношение предмета, вещи к ценности. Система ценностных ориентаций, таким образом, отражает: отождествление предмета-ценности, отношение предмета к ценности и отчуждение предмета от ценности. В результате анализа философии неокантианства, было обнаружено, что И. Кант изначально отождествлял предмет, «вещь» с ценностью в качестве «вещи в себе» и «вещи для нас», тем самым разделяя абсолютную и относительную ценности. Дальнейшая тенденция в философии немецкого неокантианства показывает в большей степени опосредованное отношение к предметности, которая с ценностью лишь соотносится. В данном контексте предмет, вещь не сама ценность, а лишь «указание» на трансцендентальную ценность по Г. Риккерту. Мыслитель также отчуждает предмет от ценности, утверждая, что если вещь не благо культуры, связанное с трансцендентальной ценностью, то предмет этот становится природой, лишённой смысла. Русское неокантианство в свою очередь «возвращает» тождество предмета и ценности. Ценность в данном случае - это «единство» предмета и смысла, осуществляемое через творчество по Т. Райнову и Ф. Степуну. То есть, реализованное творчество в предмете и есть «предмет-ценность» выраженный в искусстве.
«аксиологическая предметность», система ценностных ориентаций, «предметные ценности свершения», «вещь в себе», цель, средство, благо культуры, оценка, культура, природа
Короткий адрес: https://sciup.org/170205723
IDR: 170205723 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-5-6-62-67
Список литературы «Аксиологическая предметность» в системе ценностных ориентаций немецкого и русского неокантианства
- Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phanomenologishen Philosophie. -Halle: Erstes Buch, 1922. - 323 s.
- Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 4, ч. 1. - М.: Мысль, 1965. - 478 с.
- Кант И. Критика чистого разума. - М.: Наука, 1998. - 655 с.
- Кант И. Сочинение. В 6 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1965. - 441 с.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре; пер. С. И. Гессен. - М.: Республика, 1992. - 128 с.
- Риккерт Г. Два пути познания // Новые идеи в философии. - СПб., 1913. - Сб. 7. Теория познания. - С. 1-79.
- Лотце Р.Г. Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории. Опыт антропологии. В 3 ч. Ч. 1. Душа. - М.: К. Солдатенков, 1866. - 580 с.
- Munsterberg, H. Philosophie der Werte. Grundzuge einer Weltanschauung. - Leipzig: Zweite Auflage, 1921. - 370 s.
- Виндельбанд В. Прелюдии: философские статьи и речи. - СПб.: Изд-во Жуковского, 1904. - 374 с.
- Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. -М.: Республика, 1994. - 464 с.
- Кон И. Общая эстетика. - М.: Госиздат, 1921. - 223 с.
- Райнов Т. Введение в феноменологию творчества // Вопросы теории и психологии творчества (Непериодическое изд., выходящее под ред. Б.А. Лезина). Т. 5. Вып. 1. Теория творчества. Мифотворчество. - Харьков, 1914.
- Силенко С.В. Философия Г. Риккерта: единство гносеологии, методологии и аксиологии: автореф. дис.... канд. филос. наук: 09.00.01, 09.00.03. - Ростов н/Д., 2006. - 24 с.
- Степун Ф. Трагедия творчества (Фридрих Шлегель) // Логос. - М.: Тип. Рус. Т-ва, 1910. - Кн. 1. - С. 171-196.
- Степун Ф.А. Сочинения / Сост., вступ. статья, прим. Библиография В.К. Кантора. -М.: РОССПЭН, 2000. - 1000 с.
- Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. Halle, 1921. -676 p.
- Гартман Н. Этика. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 707 с.