Аксиологические основания эгалитарной модели семейных отношений
Автор: Кортнева В.Д.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 12, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются и группируются характеристики эгалитарной модели семейных отношений, приобретающей все больший исследовательский интерес в свете усиления влияния гендерно-эгалитарных ценностей на жизненный уклад современного общества. Цель статьи - определить наиболее существенные аксиологические основания рассматриваемой модели супружества. Объектом выступает эгалитарная модель семейной жизни. В результате достижения цели удается представить выделяемые разными отечественными авторами трактовки семейного эгалитаризма, сгруппировать и последовательно изложить разрозненные представления о нем, определить ценностные основания эгалитарной семьи. Научная новизна состоит в обобщении знаний и представлений об эгалитарной семье, благодаря чему уточнен перечень характеристик, где в качестве основополагающего ее фундамента обозначены категории справедливости, свободы воли, взаимоуважения; а также конкретизирована сама дефиниция, что исключает возможность терминологической путаницы.
Супружество, модели семьи, эгалитаризм, характеристики эгалитарности, аксиологические основания, отечественные исследования
Короткий адрес: https://sciup.org/149142039
IDR: 149142039 | DOI: 10.24158/fik.2022.12.46
Текст научной статьи Аксиологические основания эгалитарной модели семейных отношений
Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russia, ,
Несмотря на высокую частоту упоминаний данного типа семьи в современных исследованиях и практике типологизации моделей семьи, все еще не выработана ясная и однозначная трактовка понятия. В рамках достижения цели исследования выделим и сгруппируем наиболее существенные характеристики эгалитаризма, обнаруженные в отечественной практике его осмысления.
Одной из наиболее общих причин, определяющих намерение будущих супругов к построению эгалитарной модели отношений, является стремление к созданию удобной, наиболее удовлетворительной окружающей среды. Так, среди характеристик эгалитарности авторы отмечают ориентированность членов семьи на комфортность супружеских отношений (Самыгин и др., 2016: 61), сконцентрированность на создании благоприятного микроклимата для членов семейного сообщества.
Отсюда следует другая немаловажная особенность эгалитаризма, вызывающая немалый резонанс как в научном сообществе, так и в общественно-политическом дискурсе. Семья, ориентированная на комфорт, автономизируется, стремится обрести самостоятельность в выборе жизненной траектории. В том случае, если интересы супружеской пары будут совпадать с принятыми в государстве программами и концепциями, направленными на решение демографических вопросов, существует вероятность их признания и принятия в рамках жизненной траектории (Кикоть, 2019: 72). Однако в противном случае приоритет будут иметь личные интересы и потребности членов семьи над социально одобряемыми и политически задекларированными государством ценностями (Самыгин и др., 2016: 62).
Такая автономизация, независимость семейной группы в вопросах принятия или непринятия санкционированных государством и социумом норм обнаруживает своим источником высокую индивидуализированность членов семьи, имеющую в основе эмоциональных отношений в семье взаимное уважение к индивидуальности партнера1. Поэтому еще одной совокупной характеристикой эгалитарной модели семьи выступают собственная ценность каждого партнера, внимание и уважение к целям и ценностям друг друга (Семенова, 2014: 234), высокий уровень интеллигентности мужа и жены в вопросах межличностного общения, признание партнера и конфи-денция (Попова, 2017: 49).
Определяя друг друга как самостоятельных и самоценных партнеров, супруги в эгалитарной модели семьи признают высокую значимость создания равных условий для жизненной самореализации каждого из них в соответствии с их свободной волей и выбором, гарантируя друг другу взаимоподдержку в данном процессе (Кикоть, 2019: 72), в том числе в профессиональном плане и в аспектах духовного развития (Панина, 2013: 80).
Немалое количество негативных критических замечаний высказано в адрес эгалитарной модели супружества в связи с отождествлением ее с семьей современной, не ставящей в центр своего внимания вопросы деторождения или даже избирающей малодетность в качестве приоритетной стратегии. Действительно, следует заметить, что для эгалитаризма характерен прагматичный подход супругов к деторождению, основанный на их сознательном выборе, связанном в том числе с приоритетностью достижения определенного уровня материального благополучия (Самыгин и др., 2016: 62). Однако это обстоятельство не позволяет в полной мере говорить о наличии прямой зависимости снижения коэффициентов рождаемости от усиления тенденции эгалитаризации. Напротив, результаты зарубежных исследований показывают, что в традиционных обществах, где выше влияние религиозного фактора, а отношение к гендерным ролям более остро, наблюдается снижение совокупной рождаемости, тогда как в более секуляризованных и гендерно-эгалитарных обществах и участие женщин в рынке труда, и рождаемость одновременно возрастают (Guetto et al., 2015: 166). Так, восстановление рождаемости в Финляндии объясняется высоким уровнем развития, в том числе высокой степенью гендерного равенства и влиянием социальной политики, ориентированной на семью (Miettinen et al., 2011: 485), а семейные исследования в Великобритании с 1991 по 2017 г. показали, что воздействие традиционных установок на рождаемость ослабевает, а модель эгалитарной семьи способствует рождаемости (Ростовская и др., 2021: 1112).
В практике типологизации моделей семейных отношений имеет место выделение эгалитарной модели по критерию распределения власти в семье (наряду с патриархальной, матриархальной и детоцентристской). Власть и ответственность за семью в рассматриваемой модели распределены между мужем и женой (Андреева, 2017: 22), принятие решений происходит совместно, наблюдаются демократическая структура лидерства2, отсутствие любой субординации в семейных отношениях: жен по отношению к мужу и детей по отношению к родителям1, горизонтальный способ взаимодействия родителей с детьми, ведение диалога на равных, право каждого члена семьи, в том числе ребенка, на автономию, инициативу, свободу2.
Основательную характеристику эгалитарной модели семьи предложила А.В. Верещагина, поставившая качественные параметры формирования и развития семейных отношений в приоритет над количественными. Три кита эгалитарной модели: качество супружеских отношений, качество отношений между родителями и детьми, качество воспитательного процесса в семье3. Нормативным основанием брака выступает юридическое равноправие супругов (Верещагина и др., 2016: 48).
Наконец, в качестве заключительной характеристики эгалитарного брака рассмотрим наличие особенного характера распределения домашних обязанностей, обусловленного договоренностями между членами семьи. Возможны как отказ от четкого разделения работы по дому, си-туативность распределения обязанностей в зависимости от степени загруженности партнеров (Чернова, 2012: 126), а также, напротив, детальное распределение прав и обязанностей обоих партнеров (Попова, 2017: 48). В отличие от традиционной гендерной идеологии, в которой гендерное устройство общества представляет собой асимметричное разделение на мужские и женские занятия, а роли определены заранее (для мужчины – роль «добытчика», для женщины – «хранительницы очага, домохозяйки»), эгалитарная гендерная идеология предполагает равные возможности для самореализации мужчин и женщин в сферах жизни – публичной и приватной.
Таким образом, рассмотренные и проанализированные характеристики эгалитарной модели семьи, сформулированные разными отечественными исследователями, позволяют сделать вывод, что фундаментальными аксиологическими основаниями эгалитарной семьи выступают не только и не столько принципы формального равенства и равномерного распределения домашних обязанностей, как это зачастую трактуется, сколько категории справедливости и способов ее измерения в конкретной семейной группе, значимости индивидуальности личности, ее свободы воли и самореализации, взаимоуважительного отношения всех членов семьи к потребностям и ценностям друг друга. Следуя этой логике, должен быть пересмотрен и значительно сужен перечень названных характеристик эгалитарной семьи, а в качестве основополагающего ее фундамента – выступать категории справедливости, свободы воли, взаимоуважения. Все другие черты будут являться лишь следствием данных базовых оснований.
Список литературы Аксиологические основания эгалитарной модели семейных отношений
- Андреева Т.В. Социально-психологические особенности российских семей (структура, уклад и функционирование семьи) // Семья и современный социум / под ред. В.Л. Ситникова, С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. СПб., 2017. С. 18-24.
- Верещагина А.В., Ковалев В.В., Самыгин С.И. Проблемы молодой семьи первого года жизни с позиций ее типологической характеристики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 10. С. 46-50.
- Кикоть А.С. Проблемы адаптации молодой семьи в России в изменяющейся реальности // Современная семья: изменяющиеся смыслы и практики: сб. науч. тр. / ред. Ю.А. Зубок, Т.Н. Каменева. Курск, 2019. С. 69-74.
- Панина Г.В. Социологическое изучение семьи как основа семейной социальной политики // Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире: междунар. науч. -практ. конф. / отв. ред. В.А. Кольцова. М., 2013. С. 78-80.
- Попова И.С. Типы семей и супружеских отношений // Семья и современный социум / под ред. В.Л. Ситникова, С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. СПб., 2017. С. 47-50.
- Ростовская Т.К., Васильева Е.Н., Сизикова В.В., Береза Н.А. Семейно-демографическая политика в контексте воспроизводства населения (страновый обзор) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № 5. С. 1111-1116. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-5-1111-1116.
- Самыгин С.И., Верещагина А.В., Левая Н.А. Молодая семья в России в условиях семейного плюрализма: к вопросу о формировании семейной культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 11. С. 59-66.
- Семенова В.Э. Эгалитарная / партнерская модель гендерных отношений как основа социокультурного развития общества // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. Самара, 2014. С. 233-235.
- Чернова Ж.В. Специфика гендерных отношений молодых взрослых // Социологические исследования. 2012. № 7 (339). С. 118-127.
- Guetto R., Luijkx R., Scherer S. Religiosity, gender attitudes and women's labour market participation and fertility decisions in Europe // Acta Sociologica. 2015. Vol. 58, no. 2. P. 155-172. https://doi.org/10.1177/0001699315573335.
- Miettinen A., Gietel-Basten S., Rotkirch A. Gender equality and fertility intentions revisited: Evidence from Finland // Demographic Research. 2011. Vol. 24, no. 20. P. 469-496. https://doi.org/10.4054/DemRes.2011.24.20.