Аксиологический подход к выбору профессии
Автор: Тараканова Елена Васильевна, Фомин Александр Владимирович
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социологические науки
Статья в выпуске: 1, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен краткий обзор развития философско-социологических представлений о ценностях, их взаимосвязи с престижем отдельных занятий и профессиональным выбором. Показана взаимосвязь ценностей общества и ценностных ориентаций индивида в контексте профессионального выбора. Сделано предположение о приоритете личностно-значимых, некритически усвоенных ценностей в процессе осуществления профессионального выбора в юношеском возрасте.
Аксиология, ценности, ценностные ориентации, профессиональный выбор
Короткий адрес: https://sciup.org/14935853
IDR: 14935853
Текст научной статьи Аксиологический подход к выбору профессии
В современном, динамично развивающемся обществе, находящемся на пути к постиндустриализму, происходит переоценка преобладающих ценностей. Аксиологическая динамика, активизировавшаяся в российском обществе за последние 25 лет, неизбежно оказывает влияние на первичный и повторный профессиональный выбор. Рассмотрим подробно сущность и содержание аксиологического подхода к выбору профессии.
Аксиология (axio – ценю, logos – учение), как самостоятельная область научного знания, окончательно сложилась в конце XIX – начале XX в. в трудах французского философа П. Лапи, впервые употребившего данный термин в 1902 г. Становления науки о ценностях предшествовал длительный период религиозных и философских изысканий.
В библейские и античные времена ценности не выделяются в самостоятельную категориальную группу – они рассматриваются вкупе с понятиями полезности, долженствования и добродетели. Как один из научных подходов, называемый традиционным, такой взгляд сохранился до наших дней. В его рамках, например, справедливость или творчество – ценности неотменяемые, рассматриваемые в неразрывной связи с законами мироздания. Признание за ними общезначимости обусловлено непререкаемым авторитетом божественной воли или закона-логоса, которые выражают свое отношение к названным ценностям двояко. С одной стороны, они утверждают эти абстрактные понятия в статусе первооснов бытия, то есть наделяют их онтологическим содержанием, с другой – опираются на них в объяснении поведения человека, то есть соединяют с социально-гуманитарным содержанием. Ценности в данном понимании – это сущностные основания реальности. Отсюда характерное поведение людей, придерживающихся подобного взгляда на них при выборе профессии. Забегая вперед, мы можем выделить его человеческие черты: человек воспринимает свою жизнь как непрекращающуюся борьбу со злом и страданиями, поэтому его подготовка к труду всегда добросовестна, в работе он терпелив, не ищет легких путей, стремится впитать весь накопленный другими людьми опыт, овладевает всеми уровнями мастерства – словом, человек самостоит, утверждает себя в действительности. Профессия для него – terra sacra, то есть священная территория, место раскрытия себя, приложения своего подвига. Для такого представления совершенно естественно возникает этическая оценка различных профессий: одни из них признаются уважаемыми, вселяющими благоговейный трепет и гордость (например, государственная служба, отправление религиозного - 94 - культа, земледелие), другие профессии считаются низшими, недостойными, подлыми (ростовщичество, театральное искусство).
В период средневековья рассмотренная целостность структуры реальности и ценностей больше не удовлетворяет мыслителей. Возникают два противоположных взгляда внутри богословского спора схоластиков: реалисты отводят ценностям, как и другим философским понятиям, роль действительных сущностей, оказывающихся внешними по отношению к человеку, номиналисты считают их результатом отношения человека к миру, умозрительными категориями, внутренними для человеческого сознания. Постепенно реалисты в вопросах выбора профессии занимают сторону традиционного подхода, номиналисты же дают начало позиции, окончательно оформившейся в Новое время, которая подвергает критике тезис о метафизической заданности ценностей. В частности, в трудах Т. Гоббса и Б. Спинозы ценности понимаются в качестве мысленных представлений, освещающих человеку кратчайший путь к достижению своей собственной пользы. При этом они сохраняют этическую окраску. Человек, начиная действовать в согласии на первый взгляд лишь с интересами общества, на самом деле пробивает себе дорогу к положительной оценке своей деятельности и приближает награду [1; 2]. В этом смысле ценности являются, по сути, отражением социальной природы человека, его способности к совместному взаимовыгодному существованию с другими людьми. При этом объективное существование ценностей не подвергается сомнению, напротив, постулируется необходимость их существования: они основа рационального мира. К примеру, свобода всех людей, их равенство выступают императивными ценностями, но уже не из-за природной обусловленности, а в силу необходимости разумного устройства социального космоса. Человек как бы культивирует добродетели и делает это потому, что это разумно , что в этом выражается высшая степень его свободы . Для ясного разграничения этого подхода подчеркнем, что профессиональный выбор в традиционном ключе трактуется в терминах несвободы : выбор профессии там определяется не рациональностью просоци-ального поведения, а священным установлением, метафизическим законом.
В последующем весь спектр новых воззрений на ценности формирует теорию ценностей, которая получает развитие в рамках французского утопического социализма и английской политической экономии XVIII в. Зародившаяся позднее социологическая наука представляет свой, социально-исторический, взгляд на природу и сущность ценностей. Ценности представляют собой элементы культуры или общественного сознания и выполняют нормативную, регуляторную функцию.
Ф.Г. Гиддингс источником социальных ценностей видит разум индивида, оценивающий факты реальности. Ценность - это оценка вещей, имеющих социальное значение, ценностью признается то, что является необходимым в качестве цели или средства, или заслуживает одобрения. В качестве социальных ценностей выступают (по порядку их важности) отличительные качества нации, патриотизм, территории и культурные особенности и достижения народа . Все эти социальные ценности первичны по отношению к таким ценностям, как свобода, Равенство и Братство, соотношение последних может меняться в зависимости от ситуации. Ценность будет экономической, если потребность удовлетворяется с помощью физических предметов или через физическую деятельность, или оцениваемый факт реальности является физическим средством удовлетворения потребности. Ценность является этической, если «одобряемое состояние духа» является результатом поведения или внутренним, самодетерминированным состоянием. Социология должна исследовать ценности не как идеальное благо, а в качестве составляющей процесса социального выбора. Социальные ценности, определяющие выбор, по мнению Ф.Г. Гиддингса, имеют преобладающее количество субъективных критериев.
М. Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса», как исторически изменчивую категорию [3]. Ценность, которая может быть эстетической, религиозной или любой другой, обретает в ценностнорациональном социальном действии самодовлеющий характер.
У П. Сорокина ценности, наряду с нормами и значениями, составляют культурное качество общества. Все ценности можно отнести к одной из выделенных еще древними античными и индийскими философами группам: Истины, Добра, Красоты и Пользы.
Э. Дюркгейм отмечает правовую и нравственную аномию, характерную «современной экономической жизни». Несмотря на то, что данному замечанию более 100 лет, оно не утрачивает своей актуальности. Вместе с тем, ряду профессий исторически свойственна профессиональная этика, то есть соблюдение определенных норм и правил, разделение внутрипрофес-сиональных ценностей. К таким профессиям Э. Дюркгейм относит профессии адвоката, судьи, солдата, преподавателя, врача и священника [4]. Таким образом, профессия военнослужащего принадлежит к категории, с древних времен регулирующейся определенными ценностями, нормами и правилами.
П. Штомпка утверждает, что ценности входят, наряду с нормами, предписаниями и идеалами, в структуру «сети правил», которая, в совокупности с сетями идей, действий и интересов, создает социокультурное поле. Он подчеркивает динамичность, изменчивость всех четырех систем, смену одних ценностей другими. Рассуждая о ценностях в рамках концепции общественного прогресса, автор отмечает, что прогресс сам является ценностной категорией и является условием реализации таких ценностей как счастье, изобилие, свобода, справедливость, равенство. Касаясь их относительности, П. Штомпка выводит также ценности абсолютные: человеческая жизнь, знания и сокращение временных затрат различных социальных практик благодаря техническому прогрессу [5].
У П. Бергера и Т. Лукмана ценности относятся к дотеоретическому знанию – «тому, что знает каждый». Данный вид знания имеет первостепенное значение для формирования и сохранения институционального порядка, составляет мотивационную основу поведения [6]. Ценности у Т. Парсонса являются особой формой коллективных представлений, возникающих при взаимодействии систем общества, культуры и личности. В его понимании, ценностью может быть назван элемент общепринятой символической системы, выступающий в качестве некоторого критерия или стандарта для выбора из имеющихся альтернатив ориентации.
Таким образом, большинство социологов рассматривают ценности как результат коллективной оценки фактов реальности, служащие средством регуляции социального поведения. Последние определяются культурно-историческим этапом общественного развития и доминирующими ценностями. Одновременно существуют специфические ценности, разделяемые представителями профессиональных групп и служащих ориентиром при выборе профессии.
Опираясь на подход Т. Парсонса к пониманию феномена профессии через дихотомию Gemeinschaft и Gesellschaft, мы предлагаем пространственное поле ценностей, свойственных обществу и профессиям (рисунок 1). Сообщество (Gemeinschaft) характеризуется ценностями традиционализма, коллективизма, товарищества, наличием «абсолютных истин»: Добра, Красоты, Справедливости. Труд является ценностью постольку, поскольку он представляет собой деятельность на благо сообщества. Пожалуй, никто не дал более яркое описание этой трактовке труда как ценности, чем Н.А. Некрасов: это «привычка к труду благородная» [7]. Демократия означает свободу каждого действовать во благо сообщества.
Сообщество
Професс иональный индивидуализм
Профессиональный коллективизм
Известность, карьерный рост, высокое качество профессиональной деятельности, компетентность как эффективность и успешность, материальный достаток, служение личным идеалам
Профессиональная сплоченность, причастность, этичность, компетентности, с лужения разделяемым группой идеалам
Общество
Рисунок 1 - Пространственное поле социально-профессиональных ценностей
Иные ценности характерны обществу (Gesellschaft). У У. Тенниса и Т. Парсонса доминирующими ценностями такого типа общества является рациональность и индивидуализм. Абсолютные истины трансформируются в относительные, их ценность определяется ситуативной, рационализированной полезностью: от ситуации и действующих лиц зависит толкование Добра, Красоты (вплоть до принятия в качестве красивого откровенного уродства), Справедливости, несущей юридический, нормативно-правовой характер. Труд в данном случае представляет собой ценность индивидуально-частную. В качестве примера можно привести систему представлений пуританина: в труде раскрывается тайна его избранности, в труде он видит путь спа- сения души. Со временем прилежание и неприятие праздности формирует особенное представление о труде как о ценности, которая постепенно трансформируется в деятельность по самообеспечению персонального благополучия. Демократия представляет собой большую ценность, однако является «свободой от ...», то есть индивидуальной возможностью для каждого жить и действовать в своих интересах.
Ценности профессиональных групп представлены дихотомией «индивидуализм-коллективизм» по оси Х. Профессиональный индивидуализм характеризуется такими ценностями как известность, карьерный рост, высокое качество профессиональной деятельности, компетентность (в современном понимании термина, как эффективность и успешность), материальный достаток, служение личным идеалам. Другой полюс - профессиональный коллективизм характеризуется ценностями профессиональной сплоченности, причастности, этичности, компетентности (в традиционном понимании термина), служения разделяемым группой идеалам. Таким образом, мы можем распределить профессии по пространственному полю социально-профессиональных ценностей.
Мы согласны с Т. Парсонсом в том, что отдельная профессия может сочетать в себе ценности различных полюсов, однако полагаем, что абсолютное большинство ценностей профессии будет локализовано на одном полюсе. Очевидно, что наиболее престижные в современном российском обществе профессии - менеджер, юрист, финансист, а также привлекательные профессии шоубизнеса находятся в подпространстве «общество-профессиональный индивидуализм». Также следует отметить, что ценности ряда профессий находятся в очевидной динамике. По мнению С.В. Назаренко, России в отношении военной службы еще предстоит сделать выбор между профессиональным индивидуализмом и коллективизмом, высоким качеством и производительностью воинского труда наемного профессионала или той же производительностью труда, создаваемой группой непрофессионалов, набранных по призыву [8].
Несмотря на имеющееся в теоретической социологии подходы к пониманию ценности, в социологической практике исследуются ценностные ориентации - элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом в ходе процесса социализации и социальной адаптации, ограничивающие значимое от незначимого через неприятие индивидом определенных ценностей. По мнению В.А. Ядова, ценностные ориентации являются высшим уровнем диспозиционной иерархии в выборе цели жизнедеятельности и средств достижения этих целей. Формирование ценностных ориентаций зависит от социально-конкретных, исторически обусловленных форм жизнедеятельности общества и социальных групп, к которым принадлежит индивид и с которыми он себя идентифицирует, следовательно, мировоззрение, идеологию и образ мыслей которых он разделяет.
Т. Парсонс, развивая теорию действия, приходит к выводу, что ценностные ориентации обеспечивают определенные стандарты, критерии отбора из начальных альтернатив, и руководят выбором актора, в нашем случае - выбором профессии. Таким образом, ценности общества преломляются в сознании индивида и служат регулятором его поведения и оплотом целостности личности. Выбор профессии тогда можно представить как «пространственную ориентацию» индивида в системе существующих социально-профессиональных ценностей. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи, во-первых, способствует пониманию направления общего социального развития данной группы в конкретных социальноэкономических условиях; во-вторых, сопоставление ценностных ориентаций современной молодежи с пространственным полем социально-профессиональных ценностей поможет выявить детерминанты выбора ими конкретной профессии, которые будут выступать индикаторами траектории профессионального выбора современных профессий.
Представляет интерес выделение А.И. Пригожиным ценностных ориентаций обретенных, некритично усвоенных, и избранных, определившихся в сознательном сравнении с другими [9]. В свою очередь А.В. Кирьякова, рассматривая процесс формирования ценностных ориентаций индивида, отмечает, что ориентации могут быть представлены в виде процесса и результата. Ориентация как результат предполагает наличие эмоционального состояния уверенности в правильности поведения. Ориентация как процесс описывается автором как планирование действия в целом, его цели, средств, результатов, а также сопоставление вышеперечисленного с общими жизненными целями и планами [10].
Ценностные ориентации А.В. Кирьякова обозначает как «процесс восхождения к ценностям общества (на основе диалектического закона возвышения потребностей)». Таким образом, предполагается движение ценностных ориентаций индивида от примитивных и личностно значимых к возвышенным, социально значимым и общечеловеческим. Обращение к особенностям возрастной психологии, жизнеописаниям духовных лидеров и культурным особенностям ряда стран действительно демонстрируют тенденцию к возрастанию роли духовных ценностей в зрелом возрасте. В то же время юношеский возраст (15–23 года), согласно исследованиям психологов и педагогов, является периодом формирования ценностных ориентаций и целостного мировоззрения. Однако этап первичного выбора профессии приходится на ранний юношеский возраст (15–18 лет), что позволяет предположить незавершенность процессов формирования ценностных ориентаций и доминирование обретенных, некритично воспринятых ценностей, определивших профессиональный (и военно-профессиональный) выбор.
В заключении можно отметить, что социологический ракурс аксиологического подхода к выбору профессии позволяет раскрыть тесную взаимосвязь между историческим развитием ценностей общества и престижем определенных профессий. Профессиональный выбор отдельного индивида может быть описан как ориентация в пространственном поле индивидуалистических или коллективистских ценностей социума и отдельных профессиональных групп. Разделение ценностных ориентаций индивида на некритично усвоенные и избранные позволяет предположить несформированность и примитивизм ценностных ориентаций, определяющих профессиональный выбор в юношеском возрасте.
Ссылки:
-
1. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье. М., 2000. С. 398.
-
2. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. Минск; М., 2001. С. 304.
-
3. Вебер М. Образ общества // Избранное / пер. с нем. М., 1994. С. 627.
-
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Серия «Социологическое наследие». М., 1991. С. 5–6.
-
5. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ. М., 1996. С. 15–51.
-
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности // Трактат по социологии знания. М., 1995. 323 с.
-
7. Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. М., 2010. 120 с.
-
8. Назаренко С.В. социология: учеб. пособие. 2-е изд. СПб., 2009. 496 с. С. 445–451.
-
9. Пригожин А.И. Качество целей // Общественные науки и современность. 2010. № 1. С. 114–125.
-
10. Кирьякова А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник ОГУ. 1999. № 1. С. 13–19.