Аксиологический подход в былиноведении: ценностный анализ русского эпоса во второй половине XX века. Часть 2, 1970-е годы - начало 1980-х годов

Автор: Миронов Арсений Станиславович

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Теория культуры

Статья в выпуске: 2 (88), 2019 года.

Бесплатный доступ

Автор продолжает цикл статей о становлении ценностного анализа в былиноведении и рассматривает период второй половины XX века. Этот период характеризуется повсеместным применением к анализу ценностей былин классового подхода, затруднявшего непредвзятое аксиологическое исследование. Идеализируя богатырей, наделяя их привычным набором «общегероических» качеств, советские учёные лишались возможности исследовать особый «психологизм» былин, в которых герой не завершён, но движется к победе, сражаясь с собственными слабостями и страстями. Советские эпосоведы оказались в методологическом тупике. С одной стороны, они ощущали мощный аксиологический (и как следствие - дидактический) «заряд» эпоса. С другой стороны, учёные не могли описать конкретные ценности былин (кроме абстрактного «патриотизма» и ещё более отвлечённого «гуманизма»), потому что игнорировали отрицательный духовный опыт эпических героев. Чтобы оправдать нравственно сомнительные поступки богатырей, приходилось подгонять под эти поступки наспех реконструируемые «критерии морали» русских, якобы кардинально менявшиеся с течением времени. Ученики и последователи В. Я. Проппа, пытавшиеся применить к былинам метод структурного анализа, а также наработки так называемой финской школы, стремились выявить в русском эпосе типовые «сюжетные схемы», сопоставимые с внешне похожими схемами эпоса других народов. На этом основании они хотели показать генетическую связь былин с обрядами, которые современные этнографы фиксировали у народов, находящихся на ранней стадии развития. Приведённые примеры указывают на слабость структуралистского подхода и его несовместимость с анализом смыслов и ценностей эпоса. Сторонники инициационной школы, разрабатывая сравнительно-типологический метод, выявляли и классифицировали только стандартные узлы былинной композиции, играющие техническую роль и легко соотносимые с «общими местами» фольклорной поэтики разных народов. При этом в статье сделан обобщающий вывод о том, что уникальное идейно-художественное содержание былин не «вписывалось» в классификации типовых сюжетных схем и оставалось за рамками смелых типологических сопоставлений, которыми так богаты работы российских эпосоведов 1970-х годов и начала 1980-х.

Еще

Русский эпос, былина, былиноведение, русский эпический герой, ценности русского эпоса, аксиология русской былины, аксиологический подход, в. п. аникин, в. п. адрианова-перетц, с. с. аверинцев, д. в. балашов, в. в. блажес, в. в. иванов, у. с. конкка, б. а. рыбаков, в. я. пропп, б. н. путилов, в. н. топоров, в. в. чердынцев, н. г. черняева

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/144161276

IDR: 144161276   |   DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10205

Список литературы Аксиологический подход в былиноведении: ценностный анализ русского эпоса во второй половине XX века. Часть 2, 1970-е годы - начало 1980-х годов

  • Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. Москва: Coda, 1997. 343 с.
  • Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор/АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Ленинград: Наука. Ленингр. отделение, 1974. 171 с.
  • Аникин В. П. Как распутать путы//Вопросы литературы. 1964. № 6. C. 128-131.
  • Аникин В. П. Русский богатырский эпос: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 1964. 191 с.
  • Балашов Д. В. Из истории русского былинного эпоса («Потык» и «Микула Селянинович»)//Русский фольклор. Том. XV. Социальный протест в народной поэзии. Ленинград: Наука, 1975. С. 26-54.
Статья научная