Аксиологический подход в былиноведении: ценностный анализ русского эпоса во второй половине XX века. Часть 3, 1980-е годы

Автор: Миронов Арсений Станиславович

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Теория культуры

Статья в выпуске: 3 (89), 2019 года.

Бесплатный доступ

Статья завершает цикл публикаций, посвящённых ценностному анализу русского эпоса во второй половине XX века1. Рассматриваются работы отечественных былиноведов, опубликованные в 1980-е годы. Отмечается, что в исследованиях Б. Н. Путилова, Б. А. Успенского, Д. В. Мачинского, И. Я. Фроянова, Ю. И. Юдина, Н. Г. Черняевой и других преобладал структуральный подход, в котором сюжеты былин дробились на сюжетные схемы, освобождались от ценностных координат и сближались с реконструируемыми первобытными ритуалами славян. Утверждалось, что фольклорное (и в частности, эпическое) мировоззрение оперирует некой виртуальной, анахроничной моделью мира, в которой не действуют ценностные координаты, сопоставимые с действительным мировоззрением русских в период научной фиксации живого бытования былин. Попытки развенчать эту теорию имеются в работах В. П. Аникина, представляющего историческую школу былиноведения, который указывал на важность ценностного содержания эпоса и необходимость исследования ценностно-нормативного измерения сюжета. Выводы В. П. Аникина были предопределены необходимостью приписать эпическому мировоззрению идеологически «правильные» ценности (патриотизм, верность национальным интересам, борьба за единство Русской земли и т.д.), он последовательно принижает значимость христианских ценностей в эпической картине мира. Другие представители исторической школы былиноведения (С. Н. Азбелев и другие) недооценивали аксиологический подход, что привело к появлению ошибочных утверждений в ряде научных и учебных изданий по устному народному творчеству, увидевших свет в 1980-х годах (А. И. Кретов, В. П. Аникин и Ю. Г. Круглов и другие). Представители инициационной (неомифологической) школы былиноведения (Б. Н. Путилов, Ю. И. Юдин, И. Я. Фроянов и другие) также лишали русский эпос ценностного смысла и превращали былины в «плоские иллюстрации» к древним, а точнее, реконструируемым, ритуалам. В представлении инициационной школы герой - это актор, исполняющий ритуальную роль, его характер и динамика внутреннего мира не важны для обряда. Впервые в 1980-е годы в полной мере приёмы предметного аксиологического анализа русских былин были реализованы Ф. М. Селивановым (концепты власти, славы, дарения), что стало импульсом для современной разработки ценностного содержания русского эпоса.

Еще

Русский эпос, былина, былиноведение, русский эпический герой, ценности русского эпоса, аксиология русской былины, аксиологический подход, в. п. аникин, б. н. путилов, ф. м. селиванов, в. н. топоров, н. г. черняева, б. а. успенский, д. в. мачинский, и. я. фроянов, ю. и. юдин

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/144161287

IDR: 144161287   |   DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10303

Список литературы Аксиологический подход в былиноведении: ценностный анализ русского эпоса во второй половине XX века. Часть 3, 1980-е годы

  • Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. Москва: Coda, 1997. 343 с.
  • Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Ленинград: Наука: Ленингр. отд-ние, 1982. 327 с.
  • Аникин В. П. Теория фольклорной традиции и её значение для исторического исследования былин. Москва: Изд-во Московского университета, 1980. 332 с.
  • Аникин В. П. Кафедра русского устного народного творчества: история и сотрудники [Электронный ресурс] // Сайт филологического факультета МГУ: [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www. philol.msu.ru/~folk/old/hist
  • Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество: учебное пособие. Ленинград: Просвещение: Ленингр. отд-ние, 1983. 416 с.
Статья научная