Акт как энергия и интенция поступка

Бесплатный доступ

Средневековье поставило грандиозный эксперимент, показав в Откровении столкновение творческих начал: божественного и человеческого, соответственно реального и действительного. Данность и возвещенность мира породила вопрос о том, как мыслить внутри этой данности. Такого вызова прежде не было. Нужна была особая логика поворота (тропологика), умевшая опознать действительный мир как феномен мира скрытого, но сообщившего мощную энергию поиска связей с ним, возможного через аналогии, символы, аллегории. Выброс творческой энергии через слово позволил обнаружить действенность Слова. Акцент средневекового христианства на энергию Слова, развернутого из реальности и причащаемого ей, предполагал как анализ блага, истоком которого была сакральная реальность, так и анализ зла, заключавшегося в мирской, профанической действительности и оставившего печальный след в истории, которая и до сих пор представляет христианское Средневековье темной эпохой. В средневековом христианстве энергия выражалась через действие-акт, силу и интенцию, способствующих пониманию любых творческих возможностей и способностей, исходящих от Творца мира или сотворенного человека. Бог Творец - неведомая реальность, единственная истинная Вещь (Res), о которой мир знает по образу и подобию созданных вещей и на основании сохраненных в языке свидетельств. Благодаря такого рода феноменам, важнейшее из которых - Богоявление, стало возможным выстраивать аргументы в пользу существования Бога. О явленной в действительном мире реальности свидетельствуют такие состояния человеческой субъективности, как забвение, то есть состояние памяти о том или ином событии, что находится за невидимым началом, видения, способности мыслить, говорить, слушать, совершать поступки. В любом подобном свершении продолжают действовать процедуры его исполнения, не только то, что актуализовано, но и сама актуализация. Идея поступка рассматривается как напряженно-интуитивное, внутреннее действие, нравственный ответ на деяние. В нем сосредоточена энергия делания, обнаруживающая и теоретическую значимость суждения, и намерение и действие субъекта как актора этого суждения. Человек не только активен по статусу сотворенного существа, но и способен к самоконструированию, к изменению себя, вместе обладая субъектностью и субстанциальностью (substantia subiecta).

Еще

Акт, сила, интенция, забвение, поступок, предопределение, реальность, действительность

Короткий адрес: https://sciup.org/149141641

IDR: 149141641   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2022.3.4

Список литературы Акт как энергия и интенция поступка

  • Аврелий Августин 2018 – Аврелий Августин. О диалектике // Пауза созерцания. История: архаисты и новаторы. М.: Голос, 2018. С. 465–492.
  • Ансельм Кентерберийский 1995 – Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Сочинения. М.: Канон+, 1995. С. 123–165.
  • Аристотель 1976 – Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 63–368.
  • Бибихин 2011 – Бибихин В.В. Энергия. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011.
  • Бибихин 2012 – Бибихин В.В. Собственность. СПб.: Наука, 2012.
  • Боэций 1990 – Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990.
  • Давыдов web – Давыдов Ю.Н. «Трагедия культуры» и ответственность индивида (Г. Зиммель и М. Бахтин) [Вопросы литературы. 1997. № 4] // https://voplit.ru/article/tragediyakultury-i-otvetstvennost-individa-g-zemmel-im-bahtin
  • Неретина 2018 – Неретина С.С. Пауза созерцания. История: архаисты и новаторы. М.: Голос, 2018.
  • Радченко 1892 – Радченко К.Ф. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев: Унив. тип., 1892.
  • Реутин 2011 – Реутин М.Ю. «Христианский неоплатонизм» XIV века. Опыт сравнительного изучения богословских доктрин Иоанна Экхарта и Григория Паламы. Парижские диспутации Иоанна Экхарта. М.: Изд. центр РГГУ, 2011.
  • Хоружий web – Хоружий С.С. Бибихин, Хайдеггер, Палама в проблеме энергии [Институт синергийной антропологии] // https://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2015/11/hor_bibikh_energ2013.pdf
  • Sancti Anselmi... 1854 – Sancti Anselmi Proslogion seu Alloquium de Dei existentia. Patrologia cursus completus... series latina... acc. J. P. Migne. T. 158. Parisius, 1854.
  • Sancti Augustini... 1877 – Sancti Augustini Confessionum libri tredecim. Patrologia cursus completes… series Latina… acc… J.-P. Migne. T. 32. Parisius, 1877.
  • Boethius web – Boethius. De consolation philosophiae // Boethius. Theological Tractates and the Consolation of Philosophy. L.; Cambr idge: Harvar d Un iver sity Press;
  • Massachusetts: William Heinemann Ltd, 1918 // http://www.perseus.tufts.edu/h opper/text?doc=Perseus%3Atext%3A2008.01.0678
  • Forcellini 1940 – Forcellini E. Totius Latinitatis Lexicon. V. 1. Londini: Sumptibus Baldwin et Cradock, Paternoster-Row; et Gulielmi Pickering, Chancery-lane, 1940.
Еще
Статья научная