Logos et Praxis
Журнал "Logos et Praxis" нацелен на создание единого информационного и коммуникативного пространства для специалистов в области наук о человеке, обществе и культуре. Редакция журнала приглашает к сотрудничеству авторов научных статей по философским наукам и социологии. В журнале представлены как теоретические статьи, так и результаты прикладных исследований социальной направленности.
Свою задачу редакция журнала видит как в привлечении к сотрудничеству известных ученых, так и в поддержке научной активности молодых исследователей. Журнал призван содействовать распространению результатов научных исследований и созданию дискуссионного поля для обмена научными достижениями и исследовательским опытом между представителями различных сфер социального знания. В целях поддержания высоких научных стандартов редакция применяет двойное рецензирование поступивших материалов.
Журнал основан в 1996 году. До 2017 г. журнал выходил под названием: Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии (ISSN 1998-9946, свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-25020 от 29.06 2006 г.)
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации и вступивший в силу с 01.12.2015 г.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет»
Выпуски журнала
Статьи журнала

Статья научная
Статья посвящена рассмотрению проблемы, актуальной для Русской Православной Церкви как социального института российского общества, связанной с особым явлением, не имеющим аналога в истории Церкви - нецерковным религиозным большинством, которое состоит из людей, крещенных в Православной Церкви, но практически не идентифицирующих себя с Церковью и даже ей себя противопоставляющих. Подобное явление характеризует наше общество как постсекулярное, в котором религиозность людей отделилась от основных религиозных институтов и превратилась в индивидуальный проект, который каждый реализует самостоятельно, используя при этом и то, что дают традиционные религиозные институты, например, Крещение, но сохраняя по отношению к ним независимость и дистанцию. Реализуемая Русской Православной Церковью стратегия взаимодействия с государством и обществом является для нее вполне традиционной, ориентированной на идею «симфонии властей» государственной и церковной, однако в рамках взаимодействия с обществом, традиционная модель оказалась неэффективной, что в значительной степени обусловлено нецерковностью православного религиозного большинства, а также отсутствием ожидаемой социально-значимой деятельности Церкви, с которой бы люди готовы были себя отождествить. В Церкви существует деятельность, направленная на воцерковление крещеных людей, которая называется «внутренней миссией», однако она ориентирована на знаниевую парадигму и, как таковая, вписывается в постсекулярную модель религиозности. Поменять ситуацию может деятельностный подход, который требует от самой Церкви социально-значимой деятельности, а от людей, желающих прибегнуть к Ее Таинствам - приобщения к этой деятельности. Для Церкви это будет возвращением к Ее древней практике, когда жизнь христианина была сопряжена со служением ближнему. Такая деятельность Церкви позволит актуализировать христианское учение в современной антропологической и социальной ситуации, проявит суть христианской идеи онтологичекого трансцендирования, состоящей не в избегании людей, а в общении, и даст возможность Церкви осуществлять свою миссию как социально значимого института в постсекулярном пространстве.
Бесплатно

Рецензия
В рецензии представлен анализ двух книг Д.А. Узланера: «Конец религии? История теории секуляризации» (2019) и «Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке» (2020), в которых была предпринята успешная попытка расчертить поле современных дискуссий о секулярном и постсекулярном мире, о положении и роли религиозных феноменов в современном обществе. В монографии «Конец религии? История теории секуляризации» автор исследует предпосылки и становление теории секуляризации. Структура глав книги выстроена с опорой на разработанную периодизацию, которая включает в себя предысторию, становление, критику и обновление, кризис и упадок теории секуляризации. Монография «Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке» не носит исторического и обзорного характера. Она является попыткой выстроить новую теорию секуляризации, необходимость которой была обоснована в первой книге. Сквозная тема книги - соотношение религиозного и нерелигиозного в публичном пространстве. Наиболее ценным в данной монографии можно считать проработку различных деталей оптики описания постсекулярного мира и его истоков, а также добротный анализ актуальной российской ситуации последних десяти лет. Благодаря методологической взвешенности и критическому в «кантианском» смысле посылу, представленная в дилогии картография религиозного и нерелигиозного однозначно приближает нас к пониманию противоречивой современной местности. Автор основывает свой анализ и на классиках социальной мысли, и на новейших исследовательских разработках. Предложенная им теоретическая рамка позволяет прояснить специфику религиозности и смежных явлений в современной ситуации как в мире, так и в России.
Бесплатно

Осевое время как период формирования метафизики и монотеизма
Статья научная
Целью статьи является анализ контекста и следствий концепции осевого времени К. Ясперса в качестве периода формирования метафизики и монотеизма, а также оценка возможностей этой концепции обосновать универсализм модерна. Подчеркивается, что концепция осевого времени изначально предназначалась не только для исторических исследований, но и для философской реконструкции всемирной истории. Исходя из этого, рассмотрение сосредоточивается на тех изменениях структуры мышления, которые сопутствовали формированию нового общественного устройства после осевого времени и привели к возникновению метафизики и монотеизма. Отмечается, что именно эти изменения сделали возможным создание прототипа универсализма, который, однако, оказался востребованным и стал реальностью лишь в эпоху модерна. Структурное подобие между метафизикой и монотеизмом в качестве универсальных образцов единства исследуется в связи с анализом перехода от социальной структуры, основанной на непосредственных контактах, к опосредованным социальным отношениям. Указывается, что иерархическая структура и метафизики, и монотеизма, в отличие от совокупности беспорядочных объединений нечетких образов, которые считаются присущими так называемому первобытному менталитету, обусловливается представлением о бинарных оппозициях. В связи с этим критика концепции иерархии в истории философии вполне объяснимо приняла вид стремления к преодолению метафизики и, таким образом, концепции бинарных оппозиций. В этой связи обращается внимание на то, что отказ от бинаризма cделал бы концепцию осевого времени необязательной. Это вызывает трудности различения между специфической логикой постмодерна, требующей размывания любой идентичности, и мышлением, которое прежде считалось присущим лишь обществам, предшествовавшим осевому времени. Таким образом, прототип универсализма, восходящий к осевому времени, оказывается под вопросом.
Бесплатно

Феномен экологического активизма в перспективе социологического дискурса
Статья научная
В статье представлен анализ экологического активизма через призму значимых социологических концепций. В логике теорий социального действия под экологическим активизмом понимаются инициативные целеориентированные социальные действия и взаимодействия граждан, организаций, осуществляемые в интересах решения экологических проблем. Акцент делается на самоорганизации, мобилизации и координации совместных действий общностей, направленных на достижение актуальных экологических целей. Концепция социальной справедливости раскрывает связь экологического активизма с борьбой против экологической дискриминации в обществе, за расширение прав на благоприятную окружающую среду; рассматривает его как «общественное экологическое сопротивление» действиям / бездействиям власти и/или бизнеса, приводящим к ухудшению экологической обстановки, движение за экологическую справедливость. С позиций теории социального конфликта экоактивизм - это продукт социально-экологического раскола в основанном на неравенстве обществе, проявление негативных эффектов воздействия экологического кризиса на гражданскую активность, следствие высокой конфликтной напряженности из-за глубоких противоречий между экологическим идеалом и действительностью. В рамках социологии риска экоактивизм обосновывается стремлением общества минимизировать детерминированные экологическими факторами общественные риски и деструкции. Анализ экоактивизма через призму социологических концепций создает общее представление о разнообразии научных подходов к рассмотрению стремительно меняющихся под влиянием наступающей цифровой эпохи форм общественного участия в защите экосистемы. Сделан вывод о необходимости интегративного понимания, изучения социального экоактивизма как инициативных, целеориентированных коллективных действий проэкологически настроенных агентов, предпринимаемых в целях оптимизации отношений между обществом и природой через позитивные и деструктивные социальные практики экозащитного участия в реальной среде и интернет-пространстве.
Бесплатно

Сельские жители юга России о настоящем и будущем села (анализ анкетного опроса 2018 г.)
Статья научная
Современное российское село переживает затянувшийся на 3 десятилетия кризис, который проявился в ликвидации огромного числа сельхозпредприятий, безвозвратной миграции сельского населения, обезлюдении огромных территорий. К счастью, некоторые села не исчезли, продолжают функционировать, часть даже весьма успешно. Социальная, имущественная дифференциация хозяйств, самих сельчан свидетельствует о разных экономических моделях поведения, об отличающихся адаптационных возможностях населения, наличии / отсутствии ресурсов деревень. Одни сельские территории - лидеры, являются рентабельными; другие, наоборот, - аутсайдеры, оказываются слабыми. Если сельские жители первых материально благополучны, то во второй категории бедствуют. Анализируемые автором регионы - Республика Калмыкия, Астраханская область, Волгоградская область, Ставропольский край - традиционно являлись житницами, кормильцами в государстве, поставщиками основных сельскохозяйственных продуктов - мяса, зерна, молока, шерсти, овощей, фруктов. В настоящее время, когда все финансовые потоки сосредоточены в столице и нескольких крупных городах, указанные южнороссийские регионы, продолжая поставлять всю ту же продукцию, находятся в неравном положении с лидерами экономического развития страны. На их территориях, конечно, находятся рентабельные сельхозпредприятия, однако большинство сельских поселений не относятся к таковым, напротив, они депрессивны и постепенно исчезают. В статье рассмотрены проблемы сельского населения аграрных регионов Юга России. Продолжительный кризис и одновременно с ним происходящий упадок сельхозпроизводства привели к деградации сельских территорий, снижению уровня жизни сельского населения. Главными проблемами остаются отсутствие занятости, низкие доходы, активный отток сельского населения. Вместе с тем анкетирование показало, что респонденты в сложных сельских реалиях ориентируются в первую очередь на себя. По мнению 40 % опрошенных, в селе заметно улучшение жизни, а также отдельных сторон социальной инфраструктуры.
Бесплатно

Динамика миграционных настроений студентов как ответ на развитие Волгоградской агломерации
Статья научная
Развитие городских агломераций - один из ведущих современных урбанистических трендов. В России ему присущ ряд особенностей, среди которых отметим «перекачивание» ресурсов, в том числе человеческих, бурный рост одних агломераций за счет других, переживающих деградацию и депопуляцию. К числу последних относится Волгоградская агломерация, некогда претендовавшая на роль промышленного, логистического и интеллектуального центра Юга России. В контексте рассмотрения данной проблемы авторы исследовали миграционные настроения наиболее мобильной части населения - студенческой молодежи. Были систематизированы научные публикации по теме исследования и проведен сравнительный анализ статистических данных из открытых источников и официальной статистики. Эти данные были сопоставлены с результатами проведенного авторами в период с 2012 по 2019 г. мониторинга мнений студентов двух вузов Волгограда (ВолгГТУ и ВГСПУ). Всего было опрошено 1 312 человек. Средний возраст опрошенных - 22-24 года. Анализ данных мониторинга показал, что значительная часть респондентов не связывает свое будущее с Волгоградом, и доля таких ответов в анкетах год от года растет. По данным мониторинга, основными причинами задекларированного респондентами намерения покинуть Волгоградскую агломерацию являются депрессивное состояние экономики агломерации и неудовлетворенность качеством жизни. Сопоставление картины миграционных настроений студентов с данными Росстата по миграции в Волгограде показывает совпадение заявленных намерений студентов с реальностью: молодежь из области в основном приезжает в Волгоград, а из областного центра уезжает в другие регионы. Темпы развития Волгоградской агломерации, низкие по сравнению с другими крупными агломерациями, оставляют Волгограду мало шансов на улучшение демографической ситуации в ближайшие годы. Проблема является настолько острой, что требует конкретных экстренных действий и кардинальных изменений в системах управления городом и городскими агломерациями, главной целью которых должно стать выравнивание уровня качества жизни в регионах при одновременном соблюдении принципа диверсификации регионального развития с учетом уникальных экономических, культурных, географических особенностей каждой агломерации.
Бесплатно