Активность профсоюзов в России и за рубежом

Автор: Гимранова А.И.

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Социология и политология

Статья в выпуске: 1 (19), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются методы воздействия профсоюзных организаций, направленные на достижение поставленных целей. Проведен анализ эффективности работы профсоюзов как института гражданского общества в защите интересов работников. Результаты показали, что на данном этапе профсоюзы находятся в глубоком кризисе и не справляются с одной из главных функций - защитой своих членов. После того как Россия ощутила на себе последствия санкций, работники многих предприятий столкнулись с трудностями и нарушением собственных прав со стороны руководства компаний. В связи с этим у трудовых коллективов давно назрела объективная потребность в легитимном и независимом посреднике, который мог бы представлять их интересы перед администрацией предприятий, особенно в кризисных ситуациях. Одним из таких посредников могут стать новые профсоюзы.

Еще

Профсоюзы, гражданское общество, санкции

Короткий адрес: https://sciup.org/14114042

IDR: 14114042

Текст научной статьи Активность профсоюзов в России и за рубежом

A. I. Gimranova

ACTIVITY OF TRADE UNIONS IN RUSSIA AND ABROAD

Вот уже почти двадцать лет, как Россия провозгласила себя демократическим государством. Существует множество исследований российских и зарубежных политологов, посвященных тому, насколько развита демократия в нашей стране, на какой стадии находится развитие гражданского общества и его институтов, каковы механизмы повышения степени гражданского участия и влияния населения на политический процесс. Но, к сожалению, немногие уделяют внимание исследованию роли профсоюзов как особой группы, способной сформулировать требования отдельных слоев населения и отстоять их. Считается, что после распада Советского Союза роль профсоюзов безвозвратно утрачена, как утрачено и особое место трудя- щихся в рамках политической сферы общества. В данной статье рассматривается вопрос о том, насколько эффективно сейчас профсоюзы реализуют свое предназначение по представлению интересов отдельных групп занятого населения.

В последнее время усилилась деятельность профсоюзов как в России, так и за рубежом. За последний квартал начавшегося года активность этого элемента гражданского общества стала ярко проявлять свои требования относительно условий труда и увеличения оплаты труда рабочих. Проанализировав события, происходящие в мире, можно сказать, что профсоюзы не потеряли своей силы, как может показаться, их действия и сейчас приносят определенные плоды [1].

Акции, проводимые в Германии, Великобритании, Испании и в других странах, имеют массовый характер и в итоге приводят к желаемому результату. Недавняя акция, проводимая испанскими студентами 25—26 февраля 2015 года, позволила отдалить проведение реформы в области образования. Возможно, студентам удастся и вовсе предотвратить внедрение данной реформы в жизнь. Реформа изменила бы систему высшего образования, согласно ей испанские университеты смогут вводить трехлетнее вместо четырехлетнего обязательного обучения и увеличить срок магистратуры с одного года до двух лет. Это, по мнению студентов, ухудшит систему образования и повысит стоимость обучения.

Европейские профсоюзы влияют на работодателей более жесткими методами. Например, акция, которая была проведена немецкими служащими Deutsche Bahn в сентябре-ноябре 2014 года, по оценкам экспертов, нанесла ущерб в 15 млн евро [7]. Также акция, проведенная лондонскими водителями автобусов, была более эффективна, чем та, которую провели российские таксисты. Возможно, это связано с тем, что нынешние профсоюзы в России возникли относительно недавно, хоть и являются преемниками советских профсоюзов. В случае с лондонскими водителями данная акция имела массовый характер (кстати, также была проведена во Франции забастовка грузоперевозчиков, которая парализовала движение в столице страны), а в России забастовка таксистов носила локальный характер, точнее, в ней участвовала лишь небольшая часть водителей (50 человек) [8].

Действия отечественных профсоюзов носили в основном демонстративный и предупредительный характер. Только два протеста сопровождались остановками работы, другие проходили в форме митингов или собраний, в ходе которых звучали предупреждения о готовности работников перейти к более радикальным акциям протеста. Поэтому показатель напряженности протестов, рассчитываемый как доля стоп-акций в общем числе протестов, снизился до крайне низкого уровня — 9 %. Но вряд ли это следует расценивать как снижение уровня протестности.

Большое количество протестов в минимальной форме означает отложенные протесты. Если раньше в январе работники откладывали протесты на более поздние месяцы, то теперь можно предположить, что они отложили на потом радикальные протесты. В январе прошлого года было зафиксировано 15 протестов, а в текущем году их наблюдалось почти в полтора раза больше — 22 — рекордное для января ко- личество трудовых протестов. За все годы наблюдений январь был самым спокойным месяцем, в начале года количество протестов было минимальным. Это объяснялось прежде всего тем, что в январе есть традиционные длительные зимние каникулы. В 2015 году в январе было всего 15 рабочих дней, а это значит, что в рабочий день происходило полтора протеста.

«Новой модой» для наших профсоюзов стала так называемая «итальянская забастовка». Для такого вида забастовки характерно, что она не наносит ущерба производству. Такая забастовка использовалась рабочими АвтоВАЗа 25 февраля, «они приходят на работу и производят столько деталей, сколько успевают за рабочее время, все делается по нормам». В «итальянской забастовке» участвовало 60 человек, при том что общее число рабочих составляло около 40 тысяч. Такая форма будет использована профсоюзом медработников «Действие» с 24 марта в шести поликлиниках Москвы. Задачей «итальянской забастовки» не является нанесение экономического урона медучреждению. В распространенной на пресс-конференции «Декларации "итальянской забастовки" поликлиник Москвы» изложены требования участников протестной акции. В частности, они настаивают на прекращении дальнейших сокращений медицинских кадров в поликлиниках столицы, введении четырехчасового приема врачей-терапевтов вместо шестичасового, установлении норматива времени «участковой службы» на обслуживание пациентов на дому, включая время на поездку (не менее 30 минут) [12].

В развитых европейских странах наемные работники добились сохранения достойных заработков и привлечения внимания к своим социально-трудовым правам только благодаря упорной борьбе профсоюзов. Статистические данные свидетельствуют, что, несмотря на существенное изменение профессионального состава, трудящиеся, работающие по найму, как и прежде, составляют подавляющее большинство активного населения экономически развитых стран. Это означает, что потенциальная массовая база профсоюзов отнюдь не сократилась, но им надо в чем-то изменить, дополнить, обновить свои требования с учетом специфических интересов новых слоев наемных трудящихся. Эту задачу профсоюзы западноевропейских стран решают, однако не везде им удается осуществить свою концептуальную и организационную модернизацию в сжатые сроки, что сказывается, конечно, на их численности и влиянии. Согласно официальным статистическим данным за 2007 год, сохраняют без потерь массовую базу профсоюзы скандинавских стран: в Швеции состоят в профсоюзах 78 % трудящихся, в Дании — 70,4 %, в Финляндии — 74,1 %, т. е. профсоюзы объединяют от 2/3 до 3/4 трудящихся этих стран. В Австрии, Италии, Ирландии этот показатель составляет около 35 % (т. е. треть работающих). В Германии членами профсоюзов являются 22,6 % трудящихся, в Испании — 16,3, во Франции — 8,3.

В нашей стране «официальные» профсоюзы, входящие в ФНПР, оказались в большинстве случаев недееспособны, а альтернативные — крайне малочисленны и поэтому слабы. Наемные работники перед угрозой увольнений или неоправданных сокращений заработной платы чувствуют экономическую и политическую незащищенность, а предприниматели и работодатели — свою безнаказанность и монополизм. В качестве примера можно привести сокращение штатов авиакомпаний. «Ряд российских авиакомпаний испытывает экономические трудности, в частности ОАО «ЮТэйр», ОАО «Авиакомпания Волга-Днепр», ОАО «Московия», ОАО «Полет», ОАО «Оренбургские авиалинии», ООО «Ай Флай» и другие; сокращен летный отряд в ОАО АК «Мордовия», — говорится в результатах профсоюзного мониторинга на рынке труда.

В документе уточняется, что ОАО «Оренбургские авиалинии» планируют уволить 700 человек, из них 110 пилотов; в ОАО «ЮТэйр» сокращено 1500 человек авиационного персонала, в том числе 300 пилотов. По данным ФНПР, полностью прекращены полеты компании «Барс Аэро», в ООО «Ай Флай» планируют уволить 25—30 % сотрудников.

«В настоящее время на рынке труда происходит высвобождение более 200 командиров воздушных судов, летающих на иностранных воздушных судах. Всего из 14 600 пилотов около 500 получили извещение об их увольнении с летной работы», — отмечают в ФНПР. Как мы видим, те, кто должен отстаивать интересы рабочих, лишь говорят об их увольнении, не предпринимая никаких защитных мер [5]. Например, израильские профсоюзы идеально выбрали дату для проведения своих забастовок за 5 дней до парламентских выборов, стачка угрожала парализовать работу сотен государственных и частных предприятий на пространстве от Ашдоди до Эймато, также это бы затронуло два крупнейших порта. Данная акция должна была пройти в защиту тех, кто попал под сокращение (140 человек), но власти, опасаясь последствий, пошли на уступки [6].

Исходя из этих примеров, можно сказать, что наши профсоюзы не могут защитить своих граждан. Наверное, поэтому в сознании граждан закрепилась мысль, что деятельность профсоюзов неэффективна [7]. Самая массовая структура в России — ФНПР, насчитывающая в своих рядах 45 млн человек, т. е. 88 % работающего населения, не может похвастаться высоким мобилизационным ресурсом. Серьезные исследования показывают, что реальная самоидентификация наемных работников, т. е. чувство принадлежности себя к профсоюзной организации, не совпадает с формальным членством в ней. Лишь треть членов ощущают себя действительно членами этой организации. Российские профсоюзы воспринимаются большинством населения и большинством членов профсоюзов как организации, не способные к переговорам с правительством по поводу защиты интересов рядовых граждан. Такое мнение основано не только на оставшихся от советского прошлого стереотипах, в соответствии с которыми профсоюзные организации воспринимались как своеобразный собес под руководством начальства, но и на реалиях последнего времени. Принятый в 2002 году Трудовой кодекс значительно ущемляет права профсоюзов по сравнению с законами, принятыми в первой половине 1990-х гг. Многочисленные исследования и опросы экспертов показывают, что после принятия нового Трудового кодекса снизился и без того невысокий авторитет профсоюзов. Например, раньше работодатель должен был согласовывать свои решения с соответствующим профсоюзом, а сейчас только учитывает мнение профсоюза большинства. В результате проиграли наемные работники, потому что важнейшие события в системе трудовых отношений (прием на работу, увольнение, оплата труда, использование рабочего времени), как правило, происходят с полным пренебрежением работодателей к правам работников [2]. При этом профсоюзы, которые до недавнего времени были наделены настолько обширными правами (в том числе и правом на забастовку), что, казалось, имели возможность диктовать свою волю, оказались полностью недееспособными.

Опросы Левада-Центра (февраль, 2015) показали, что профсоюзы по рейтингу роли социальных институтов находятся в конце списка из 22 институтов и набрали 2,07 (для сравнения: президент набрал 4,5; ФСБ — 3,92; церковь — 3,08). Если посмотреть в динамике оценку населением роли профсоюзов в общественной жизни, то, по данным опросов Левада-Центра, роль профсоюзов на протяжении десяти лет оценивается крайне низко по сравнению с другими институтами: профсоюзы стабильно находятся на последнем месте, и эта тенденция не меняется [4].

Для того чтобы престиж профсоюзов повысился, необходимо провести обновление данного института, найти новых политических союзников, использовать более действенные методы борьбы за свои права, добиваться принятия законов, позволяющих улучшить положение трудящихся граждан.

  • 1.    Горшков М. К. Готово ли российское общество к модернизации. М., 2010.

  • 2.    История профсоюзов России: этапы, события, люди. М. : Академия труда и социальных отношений, 1999. С. 98.

  • 3.    О действиях профсоюзов в условиях мирового кризиса // Профсоюзы. 2008. № 12.

  • 4.     http://www.levada.ru/12-02-2015/rol-sotsialnykh-institutov .

  • 5.     http://ria.ru/economy/20150130/1045071652.html .

  • 6.     http://news.rambler.ru/29513476 .

  • 7.     http://ria.ru/world/20150319/1053351406.html .

  • 8.     http://ria.ru/society/20150213/1047546142.html .

  • 9.     http://ria.ru/world/20150225/1049659373.html .

  • 10.     http://ria.ru/world/20150311/1052090926.html .

  • 11.     http://www.unionstoday.ru/news/world/2015/03/18 /20347.

  • 12.     http://www.unionstoday.ru/news/ktr/2015/03/17/2 0339.

Список литературы Активность профсоюзов в России и за рубежом

  • Горшков М. К. Готово ли российское общество к модернизации. М., 2010.
  • История профсоюзов России: этапы, события, люди. М.: Академия труда и социальных отношений, 1999. С. 98.
  • О действиях профсоюзов в условиях мирового кризиса//Профсоюзы. 2008. № 12.
  • http://www.levada.ru/12-02-2015/rol-sotsialnykh-institutov.
  • http://ria.ru/economy/20150130/1045071652.html.
  • http://news.rambler.ru/29513476.
  • http://ria.ru/world/20150319/1053351406.html.
  • http://ria.ru/society/20150213/1047546142.html.
  • http://ria.ru/world/20150225/1049659373.html.
  • http://ria.ru/world/20150311/1052090926.html.
  • http://www.unionstoday.ru/news/world/2015/03/18/20347.
  • http://www.unionstoday.ru/news/ktr/2015/03/17/2 0339.
Статья научная