Актуализация образа кикиморы в народных верованиях и «маскарадах» у русских в Западной Сибири

Бесплатный доступ

На этнографических материалах рассмотрен образ кикиморы в народных верованиях русских Западной Сибири. В ряде областей России кикимора считалась персонажем домашнего пространства, преимущественно вредоносным, зловещим. Имея устойчивую связь с прядением, кикимора ассоциировалась с символическим воплощением судьбы (божество, прядущее и обрывающее нить жизни). В ее образе угадывались черты архетипического трикстера. Представления о кикиморе коррелируют с символами времени, особенно его «пороговых» периодов - смены суток, перехода от старого года к новому. Вероятно поэтому, маскарадный образ кикиморы вошел в календарную обрядность зимне-весеннего периода. В Западной Сибири до середины ХХ в. сохранялась традиция рядиться в «кикимору» на Святки и Масленицу («проводы зимы»). Женщины надевали «лохмотья», мазали лица сажей, создавая неряшливый образ. Ряженые «кикиморы» несли шерсть, лен, веретено, чесалку; войдя в дом, изображали, что прядут кудель. Широко распространенные в XX - начале XXI в. представления о кикиморе болотной или лесной, очевидно связаны с размыванием этого образа в народных верованиях и, как следствие, перенесением его в пространство, далекое от культурной среды обитания человека. Исчезающий из народных верований образ кикиморы как домашнего демона, прядущего божества, актуализировался в представлениях о ней как о лесном, болотном духе. Слово «кикимора» прочно закрепилось в русской лексике, став именем нарицательным, ругательством, при этом сохранив характерные признаки персонажа. Маскарадная традиция в ХХ в. актуализировала рудиментарные представления о кикиморе как о прядущем духе, хотя уже были утрачены ключевые признаки этого образа: из судьбоносного божества кикимора трансформировалась в игровой персонаж жанровых сценок святочных и масленичных гуляний.

Еще

Кикимора, мифология, календарная обрядность, масленица, святки, ряженые, маскарад, прядение, русские сибири

Короткий адрес: https://sciup.org/145146184

IDR: 145146184   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2021.27.0789-0794

Список литературы Актуализация образа кикиморы в народных верованиях и «маскарадах» у русских в Западной Сибири

  • Агапкина Т.А. Мифоэпические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. - М.: Ин-дрик, 2002. - 816 с.
  • Ансимова О.А., Голубкова О.В. Мифологические персонажи домашнего пространства в народных верованиях русских (этнографический и лексикографический аспекты) // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2016. - Т. 44. - № 3. - С. 130-138.
  • Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. - М.: Изд-во К. Сол-датенкова, 1865: - Т. I. - 800 с.; - 1868: - Т. II. - 784 с.; -1869: - Т. III. - 840 с.
  • Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука, 1998. - 672 с.
  • Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (ХУШ - первая половина ХГХ в.). - Новосибирск: Наука СО, 1975. - 350 с.
  • Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. - М.: Эксмо, 2008. - 736 с.
  • Дяль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.-СПб.: Гостиный двор, Кузнецкий мост. - 1881. - Т. II (И - О). - 810 с.
  • Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. - М.: Индрик, 1995. - 432 с.
  • Золотова Т.Н. Современная праздничная культура России: Сохранение русских традиций, конструирование новых символов и смыслов // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул: Изд-во Алтай. гос. пед. ун-та, 2020. - № 10. - С. 160-171.
  • Криничная Н.А. Нить жизни: Реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях. - Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995. - 40 с.
  • Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. - М.: Академический проспект; Гаудеамус, 2004. - 1008 с.
  • Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. - М.: Астрель: АСТ, 2000. - 528 с.
  • Майничева А.Ю. Современные исследования роли символов и знаков в мировоззрении русских Сибири XVI - начала XVIII в. // Гуманитарные науки в Сибири. -2020. - Т. 27. - № 2. - С. 5-12.
  • Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903. - 530 с.
  • Мешкова К.Н. Шекспировская поэтика мифа в повести О.М. Сомова «Кикимора» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 14. - № 7. -С. 1979-1983.
  • Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В.П. Зиновьев. - Новосибирск, 1987. - 400 с.
  • Сомов О.М. Были и небылицы. - М.: Советская Россия, 1984. - 368 с.
  • Фурсова Е.В. «Шуликаны» и нечистая сила в селах Западной Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. - 1994. - № 3. - С. 68-80.
  • Черепанова О.А. Мифологическая лексика Русского Севера. - Л.: ЛГУ, 1983. - 169 с.
Еще
Статья научная