Актуализация отрицательной нарративной демонстративной тональности в персональном дискурсе

Автор: Тисленкова И.А.

Журнал: Евразийский гуманитарный журнал @evrazgum-journal

Рубрика: Общие вопросы языкознания

Статья в выпуске: 4, 2024 года.

Бесплатный доступ

Нарратив является главным способом описания себя в контексте собственной жизни, с помощью которого говорящий объективирует свою субъективность, используя при этом коммуникативные демонстративы. Основным аспектом отрицательной демонстративности является вербализация дисгармонии психологического СОСТОЯНИЯ в диалогическом общении и монологических высказываниях коммуникантов в периоды возрастных кризисов. Статья посвящена языковой реализации отрицательной коммуникативной демонстративности в личностно- ориентированном дискурсе. Цель исследования состоит в раскрытии понятия отрицательной нарративной коммуникативной демонстративности, в выявлении средств её выражения и функций в персональном дискурсе. В процессе работы используются междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой продукции коммуникантов. Материалом для выявления языковых средств актуализации отрицательной нарративной коммуникативной демонстративности являются высказывания литературных героев из произведений русской классики. В результате проведённого исследования установлено, что отрицательная нарративная коммуникативная демонстративность представляет собой эмоционально- стилевую форму коммуникации, характеризующуюся представлением своего негативного образа говорящим в рассказе о себе, преувеличением его значимости, акцентированностью доминирующей деструктивной эмоции, выражаемых средствами семиотической полимодальности. Анализ речи литературных героев показал следующие средства выражения данной тональной разновидности: пейоративные гиперболические тропы (антитеза, метафора, эпитеты), абстрактные существительные и клишированные фразы-констативы с негативной коннотацией, обсценные лексемы с пометой презрит., восклицательные предложения-обращения, синтаксический параллелизм, цепочка риторических вопросов, а также речевая стратегия самоуничижения. Определяется, что в персональном дискурсе отрицательная нарративная коммуникативная демонстративность выполняет функции негативной аффективной саморефлексии.

Еще

Дискурс, отрицательная нарративная демонстративность, коммуникативная тональность, пейоративные гиперболические тропы, речевая стратегия самоуничижения

Короткий адрес: https://sciup.org/147247256

IDR: 147247256   |   УДК: 81’23

Текст научной статьи Актуализация отрицательной нарративной демонстративной тональности в персональном дискурсе

Возрастные кризисы личности обычно сопровождаются гнетущими переживаниями разной степени интенсивности, депрессивным состоянием, что значительно меняет привычный характер коммуникации конкретного человека [Шеманова 2021]. Наиболее сложно проходит период разрушения на переходных этапах возрастного развития, когда имеет место экзистенциальный надлом с ощущением бессмысленности существования и аутоагрессия [Хухлаева 2009]. Коммуникант стремится к подчеркнутому открытому самопринижению, самобичеванию, предъявлению и проявлению в речи своей диффузной идентичности.

Указанное состояние занимает достаточно продолжительный фрагмент жизни индивидуума и длится до момента осознания того, что правильным выходом из деструкции является принятие себя и приобретение продуктивных качеств [Севостьянов 2023]. Акцентированное негативное самопредъявление в персональном дискурсе осуществляется средствами отрицательной нарративной коммуникативной демонстративности, направленной на себя. Вместе с тем, до настоящего времени языковые особенности отрицательной разновидности нарративной демонстративности остаются неизученными.

Цель исследования – раскрыть понятие отрицательной нарративной коммуникативной демонстративности, выявить средства её выражения и функции в персональном дискурсе. В процессе работы использовались междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой продукции коммуникантов.

Материалом для выявления языковых средств актуализации отрицательной нарративной коммуникативной демонстративности стали высказывания литературных героев из произведений Ф. М. Достоевского «Подросток», «Преступление и наказание», «Идиот»; Л. Н. Толстого «Юность», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и М. Е. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки».

Основная часть

Нарратив в персональном дискурсе

Согласно нарратологическому подходу в психологии и психотерапии, личность не существует вне нарратива. Другими словами, нарратив является пространством проявления индивидуальности человека. Вербализуя жизненную позицию, продуцент очерчивает ведущие характеристики своей субъективности и фиксирует их в речевом произведении. Таким образом, с точки зрения нарративной психологии, нарратив представляет собой механизм конструирования и обеспечения постоянства я-концепции. Нарративная идентичность в этом процессе выступает опосредующим звеном, а личностноориентированный дискурс – средой этого формирования.

Будучи основной формой объективного существования личности, нарратив формирует конструкты «мои достоинства», «мои пороки», «мои поступки», «события моей биографии», «моя судьба», «моя ценность», а также интегрирует описания отдельных жизненных фактов, их оценки окружающими и собственную оценку в систематизированный концепт индивидуальности [Нуркова 2010: 75].

С учётом сказанного, повествование о себе есть создание собственного образа: положительного или отрицательного [Брунер 2005]. Во время переходных этапов возрастного развития демонстративное негативное самопредъявление и проговаривание неблагоприятных эпизодов из своей биографии помогает человеку переосмыслить поступки и ценности, извлечь уроки жизни, выявить причины диссонанса, преодолеть деструктивные стереотипии и гармонизировать психологическое состояние [Кутковая 2014: 25; Никитенко 2016].

Отрицательная нарративная коммуникативная демонстративность

Демонстративная тональность речи является неотъемлемой характеристикой ежедневного взаимодействия, в процессе которого она играет ведущую роль в формировании образа говорящего. Демонстративность представляет собой коммуникативную тональность, определяющую специфику процесса речевого взаимодействия и служащую механизмом не только самопрезентации, но и манипуляции чувствами адресата. Данная тональность характеризуется преувеличенным вниманием говорящего к себе и подчеркиванием преобладающей эмоции с помощью средств семиотической полимодальности [Карасик, Слышкин 2021].

Маркерами демонстративной тональности выступают языковые и неязыковые средства, которые позволяют коммуниканту правильно понимать, в какой атмосфере протекает общение, включая его в реальный контекст социальной коммуникации. Коммуникативная демонстративность выступает механизмом семиотизации личности, отражая внутреннее переживание самоценности продуцента речи. Отрицательная нарративная коммуникативная демонстративность – эмоционально-стилевая форма коммуникации, характеризующаяся представлением своего негативного образа в рассказе о себе, преувеличением его значимости, акцентированностью доминирующей деструктивной эмоции, выражаемых средствами семиотической полимодальности.

В персональном дискурсе помимо направленности личности говорящего, демонстративная тональность актуализирует процесс вербальной саморефлексии, озвучивания оценки своего самоощущения и поведения. Во время возрастных кризисов отрицательная нарративная коммуникативная демонстративность присутствует в постситуативных руминациях. В частности, кризис самоидентификации юношеского возраста связан с поиском эталонов поведения и нравственных смыслов. В этот период формируются ценностные ориентации и мировоззрение, гражданские качества личности, я-концепция.

Коммуниканты, переживающие кризис юности, внутренне неустойчивы, не имеют чётких жизненных целей, не знают, чего хотят, испытывают трудности с моделью правильного полового поведения и учатся принимать свою новую внешность [Мамбедалиева 2023]. Они стремятся соответствовать общественным стандартам и идеалам, но осознают, что не способны это сделать, так как не имеют для этого опыта и способностей [Трофимова 2021]. В связи с этим, высказывания молодых людей часто отражают низкую самооценку, духовную опустошённость, путаницу в своём изменившемся социальном статусе.

  • (1)    <…> вы Галилеи и Коперники, Карлы Великие и Наполеоны, вы Пушкины и Шекспиры, вы фельдмаршалы и гофмаршалы, а вот я – бездарность и незаконность. <…> Я, может быть, и не ничтожество, но я, например, знаю, по зеркалу, что моя наружность мне вредит, потому что лицо моё ординарно [Достоевский Ф. М. Подросток, www. kartaslov.ru].

В примере (1) содержится акцентированное негативное самопредъявление 19-летнего коммуниканта. Отрицательная демонстративность, выраженная гиперболической антитезой (вы Галилеи и Коперники…, а вот я – бездарность и незаконность), отрицательным эпитетом (лицо ординарно), абстрактными существительными с негативной коннотацией (бездарность и незаконность), метафорой с негативным глаголом (мне вредит) показывает гипертрофированную неудовлетворённость собой и сознание своей неполноценности.

  • (2)    Ах, Николенька, мой друг! – заговорил Дмитрий так ласково, что слезы, казалось, стояли в его блестящих глазах,– я знаю и чувствую, как я дурен, и бог видит, как я желаю и прошу его, чтоб он сделал меня лучше; но что ж мне делать, ежели у меня такой несчастный, отвратительный характер? Что же мне делать? [Толстой Л. Н. Юность, www. kartaslov.ru]

В высказывании (2) отрицательная демонстративная тональность в речи 19-летнего студента реализуется отрицательными эпитетами (дурён, несчастный, отвратительный), междометием «ах», восклицательным предложением-обращением, гиперболой (бог видит), синтаксическим параллелизмом и цепочкой риторических вопросов, которые формируют образ человека, переживающего диссонанс реального и желаемого «я», сознающего свою социальную неполноценность. Невербальные средства (слезы в глазах, ласковый голос, молящая интонация) усиливают эффект сказанного.

Отрицательная коммуникативная демонстративность служит знаковой демонстрацией транзиторной негативной идентичности, мучительных сомнений относительно своей личностной состоятельности, места в обществе и своего будущего [Павленко 2012]. Молодость является периодом для осуществления первых значительных достижений, полноценного развития отношений любви и дружбы. В этот отрезок жизненного пути человек занят профессиональной деятельностью, заключает брак, заводит детей, определяет свой жизненный стиль, выбирает задачи на будущее и устанавливает круг знакомств [Семенова 2021].

Кризис ранней зрелости описывается в науке как неудача личностной самореализации у тех людей, которые не устроили семейную жизнь, не реализовались в карьере и не имеют любимого дела [Трофимова, Васенкин, Малахаева 2019]. Они останавливаются в своём социальном развитии, мысленно держатся за прошлое и, ощущая изоляцию, погружаются в депрессию [Лесникова, Скрипачева, Ефремова 2021]. Речевая продукция таких коммуникантов строится на отрицательной коммуникативной демонстративности, с помощью которой они предъявляют себя окружающим.

  • (3)    <…> я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни <…> [Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени, www. kartaslov.ru]

  • (4)    Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил <…> [там же].

  • (5)    Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать. Какое бы вы дурное мнение обо мне ни имели, я ему покоряюсь … Видите ли, я перед вами низок [там же].

  • (6)    <…> во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня <…> [там же].

В примерах (3-6) суждения принадлежат 25-летнему молодому человеку, который сознательно откладывает на потом социальное самоопределение. Отсутствие самореализации и целей в жизни приводит его к стрессу и демонстрации дезадаптивного поведения. Коммуникативными демонстративами, маркирующими дисгармоничность личности выступают пейоративная гиперболическая метафора, содержащая отрицательные глаголы (истощить, высохнуть, испариться, умереть, отрезать, бросить), а также отрицательные гиперболические эпитеты (самая жалкая и гадкая роль, дурное мнение, низок, пустая жизнь, душа испорчена) описывающие отсутствие у говорящего радости и смысла в установлении продуктивных отношений с окружающими.

Отрицательная нарративная коммуникативная демонстративность оформляет в речи говорящего типичные симптомы возрастного кризиса: психологическую стагнацию, глубокий анализ своих сознательных мыслей и чувств и критическое переосмысление самоценности.

  • (7)    Но зачем же они сами меня так любят, если я не стою того! [Достоевский Ф. М. Преступление и наказание, www. kartaslov.ru].

Данное утверждение принадлежит 23-летнему мужчине, который не имеет какого бы то ни было занятия в жизни. Он не состоялся ни в семейной, ни в профессиональной сфере, не получил образование и не получает его. Сравнивая себя с другими, говорящий испытывает неудовлетворенность и озлобленность. Отрицательная демонстративность, актуализируемая клишированной фразой-констативом с отрицательной коннотацией (я того не стою), указывает на низкую самооценку коммуниканта, характерную для кризиса начала зрелости.

Негативная коммуникативная демонстративность функционирует в речевых произведениях коммуникантов, испытывающих кризис зрелости, следующий за распадом семьи, смертью супруга, потерей работы или осознанием отсутствия перспективы в жизни. Например:

  • (8)    <…> я, пьяница и потаскун, грабитель и лиходей <…> [Достоевский Ф. М. Идиот, www. kartaslov.ru];

  • (9)    Сиятельнейший князь, я низок и душой и духом [там же].

В примерах (8-9) отрицательная демонстративная тональность выражена отрицательным эпитетом (низок) и обсценными лексемами с пометой презрит. С помощью данных демонстративов 40-летний вдовец, отец четверых детей, злоупотребляющий алкоголем, выражает окончательное разочарование в себе, опустошенность и чувство безысходности.

Во время кризиса пожилого возраста, отрицательная коммуникативная демонстративность вербализует чувство потери смысла жизни, одиночества, отсутствие надежды на полноценную жизнь. Например:

  • (10)    Человек я старый, никому не нужный, ни поробить, ни в избе посмотреть… Глазами-то плохо уж вижу <…> Чтой-то уж и смерть-то словно забыла меня, касатка! – продолжает старуха, – ровно уж и скончания житию-то не будет… а тоже хлеб ведь ем, на печи чужое место залеживаю! [Салтыков-Щедрин М. Е. Губернские очерки, www. kartaslov.ru].

В примере (10) негативная демонстративность в рассказе старухи-богомолки о себе актуализируется пейоративными эпитетами (старый, никому не нужный), негативной метафорой (смерть-то словно забыла меня) и речевой стратегией самоуничижения (на печи чужое место залеживаю), которые передают недовольство своим физическим состоянием и своей недееспособностью, а также жалость к себе.

Заключение

Таким образом, отрицательная нарративная коммуникативная демонстративность является эмоционально-стилевой формой коммуникации, характеризующейся акцентированным преувеличенным самопринижением в повествовании о себе, выражаемых средствами семиотической полимодальности.

Языковыми средствами выражения отрицательной нарративной коммуникативной демонстративности, которыми продуцент речи характеризует себя, являются: пейоративные гиперболические тропы (антитеза, метафора, эпитеты), абстрактные существительные и клишированные фразы-констативы с негативной коннотацией, обсценные лексемы с пометой презрит., восклицательные предложения-обращения, синтаксический параллелизм, цепочка риторических вопросов и речевая стратегия самоуничижения. Отрицательная нарративная коммуникативная демонстративность выполняет функцию негативной аффективной саморефлексии.

Список литературы Актуализация отрицательной нарративной демонстративной тональности в персональном дискурсе

  • Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. 2005. № 1(2). С. 9-29.
  • Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Тенденции развития современного дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1. С. 14-31.
  • Кутковая К. С. Нарратив в исследовании идентичности // Национальный психологический журнал. 2014. №. 4 (16). С. 23-33.
  • Лесникова Е. А., Скрипачева Е. Н., Ефремова Н. Ф. Процесс становления идентичности в период ранней зрелости личности // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2021. №. 4. С. 85-93.
  • Мамбедалиева Э. С. Кризис молодости: его причины и проявления // Интеллектуальный потенциал России 2023: Сб. ст. по итогам всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участием. Стерлитамак, 2023. С. 61-65.
  • Никитенко Е. Л. Рассказ о себе как средство исцеления // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2016. №. 3 (12). С. 39-47.
  • Нуркова В. В. Рассказывать о себе, рассказывать себя, рассказывать собой: автобиографический нарратив с позиций культурно-деятельностного подхода // Развитие личности. 2010. №. 1. С. 73-96.
  • Павленко Н. Г. Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм как отражение социальной ситуации развития личности // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. №. 12. С. 27.
  • Севостьянов Д. А. Регрессия как психологическая защита и ее роль в культурном контексте // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №. 2 (112). С. 43-50.
  • Семенова В. Ю. Кризис в период ранней взрослости // Высшая школа: научные исследования: Материалы межвуз. междунар. конгресса. М., 2021. С. 43-45.
  • Трофимова Е. Л., Васенкин А. В., Малахаева С. К. Особенности психологического портрета людей, переживающих кризис среднего возраста // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10. №. 1. С. 1.
  • Трофимова Н. Б. Духовное опустошение в юности как возможный результат кризиса идентичности // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021. № 56-3. С. 68-75.
  • Хухлаева О. В. Кризисы взрослой жизни. М.: Генезис, 2009. 231 с.
  • Шеманова Н. А. Возрастные кризисы: особенности переживаний мужчин и женщин. Ridero. 2021. URL: https://www.amazon.com/Возрастные-кризисы-особенности-переживаний-и-женщин-ebook/dp/B08XXRZMP4 (дата обращения 18.07.2024).
  • Достоевский Ф. М. Идиот. URL: https://kartaslov.ru/русская-классика/Достоевский_Ф_М/Идиот/18#р1439 (дата обращения 19.07.2024).
  • Достоевский Ф. М. Подросток. URL: https://kartaslov.ru/русская-классика/Достоевский_Ф_М/Подросток/5#р470 (дата обращения 18.07.2024).
  • Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. URL: https://kartaslov.ru/русская классика/Достоевский_Ф_М/Преступление_и_наказание/38#р3631(дата обращения 19.07.2024).
  • Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. URL: https://kartaslov.ru/русская-классика/Лермонтов_М_Ю/Герой_нашего_ времени/6 (дата обращения 19.07.2024).
  • Салтыков-Щедрин М. Е. Губернские очерки. URL: https://kartaslov.ru/русская-классика/Салтыков-Щедрин_М_Е/ Губернские_очерки/9#р900(дата обращения 19.07.2024).
  • Толстой Л. Н. Юность. URL: https://kartaslov.ru/русская-классика/Толстой_Л_Н/Юность/27#р418 (дата обращения 18.07.2024).
Еще