Актуализация региональной идентичности через хронотопы литературного травелога о Комсомольске-на-Амуре: на примере трэвел-блогов

Автор: Галина Алексеевна Шушарина

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 12, 2021 года.

Бесплатный доступ

Проблема идентичности сейчас стоит как никогда остро, поскольку наряду с процессами глобализации, активными на протяжении последних десятилетий, возникли тенденции, противоположные ей по направленности, суть которых состоит в признании права на существование национальных или региональных интересов субъектов. В данной работе исследуются хронотопические структуры литературного травелога о Комсомольске-на-Амуре на примере трэвел-блогов. Недостаточная разработанность вопросов актуализации региональной идентичности в травелоге определяет актуальность настоящего исследования. Изучение текстов позволило определить несколько разновидностей хронотопа, представленных в травелогах: историко-бытийный хронотоп, хронотоп советской эпохи, хронотоп постсоветской эпохи; хронотоп текучей современности. Каждый из них актуализирует региональную идентичность заданной территории. Авторы травелогов способны выступать в качестве создателей механизмов развития региональной идентичности, а также продуцировать сценарии ее ослабления

Еще

Травелог, трэвел-блог, региональная идентичность, хронотоп, дискурс-анализ, Интернет-дискурс, актор, ценность

Короткий адрес: https://sciup.org/149138835

IDR: 149138835   |   DOI: 10.24158/fik.2021.12.30

Текст научной статьи Актуализация региональной идентичности через хронотопы литературного травелога о Комсомольске-на-Амуре: на примере трэвел-блогов

Комсомольский-на-Амуре государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия, ,

,

В современном мире наблюдается определенная трансформация жанра травелога, который одновременно сохраняет свои устоявшиеся отличительные жанровые признаки и приобретает новые черты в соответствии с требованиями наступившей цифровой эпохи. Повлияли на него также и процессы глобализации в контексте повышения мобильности населения, активного развития туризма, маркетизации путешествий как способа удовлетворения потребностей к открытию нового. Теперь это уже не просто отчет о путешествии, но и переживания автора, выраженные в тексте, осмысление им увиденного (Плавина, 2019).

Травелоги находятся сегодня в центре внимания самых разных наук, в числе которых регио-новедение, история, филология, культурология. Каждое научное знание находит для себя свой предмет изучения в травелоге в соответствии со своими постулатами и методами. Ученые исследуют его жанровые формы (Полонский, 2015), ведущие принципы изображения действительности (Милюгина, Строганов, 2016), стратегии репрезентации пространства (Шпак, 2016). Попытка комплексного концептуального осмысления травелога представлена в монографии О.Ф. Русаковой и В.М. Русакова (Русакова, Русаков, 2021). Отметив возросший интерес ученых к травелогу, следует сказать, что мы не обнаружили исследований, которые касались бы вопроса актуализации региональной идентичности в данном жанре. Вместе с тем данная проблема сейчас стоит как никогда остро, поскольку отражает актуальную тенденцию регионализации в современном обществе, являющую собой противоположность глобализационным трендам, а жанр травелога как нельзя лучше подходит для описания объектов национального и регионального значения, для формирования и трансляции принципов региональной идентичности и стимуляции осознанного восприятия окружающей действительности с позиций приобщения себя к ней. Недостаточная научная разработанность указанных вопросов определяет актуальность настоящего исследования.

В данной работе предлагается исследовать хронотопические структуры литературного травелога о Комсомольске-на-Амуре. Представляется, что данный подход позволит определить условия формирования и трансформации коллективной региональной идентичности заданного города в диахроническом и современном контексте.

Источниками материала в статье являются тексты травелогов, размещенные в свободном доступе в сети Интернет. Все тексты составлены путешественниками, которые впервые оказались в Комсомольске-на-Амуре в период с 2018 по 2021 гг. О.Ф. Русакова и В.М. Русаков определяют такой тип травелога как travel-blog (трэвел-блоги), то есть «субъективные заметки современных travel-блогеров», основанные на стремлении к открытию ранее невиданных территорий и регионов (Русакова, Русаков, 2021: 5). Отрывки из текстов приводятся без изменения орфографии и пунктуации путешественников.

Современное понимание травелога выходит за рамки традиционного литературоведческого толкования текста о путешествии как жанра словесности. Многокомпонентная структура травелога, его функциональный потенциал, огромный арсенал видовых и жанровых форм позволяют сегодня говорить о травелоге как о концептосфере (в терминологии О.Ф. Русаковой, В.М. Русакова). В такой трактовке травелог – это форма репрезентации и интерпретации реального культурно-пространственного материала, формируемая посредством дискурсов, в связи с чем ее исследование не может обойтись без применения современной методологии дискурсивного исследования. Именно опора на дискурс-анализ составляет основной методологический подход, применяемый в настоящем исследовании. Принципы подобного анализа помогают раскрыть отношения между дискурсом и обществом, актуализировать аксиологические центры дискурса в современном контексте. Вторым методологическим подходом данного исследования, тесно связанным с первым, является аксиологическая трактовка текстов, суть которой заключается в том, чтобы выявить содержательную сторону текста через категорию «ценность/смысл». Опираясь на позиции ряда исследователей, мы убеждены, что травелог может репрезентировать ту систему ценностей, которая имеет место в современном региональном социуме. Кроме того, продуценты травелогов могут стать акторами формирования региональной идентичности. Такая точка зрения присутствует, например, в зарубежной научной литературе, где подчеркивается, что «занимая пространство между фактом и вымыслом, эта литература обнажает культурные установки и раскрывает изменяющиеся желания и опасения как путешественника, так и читающей публики» (Romantic Localities: Europe Writes Place …, 2010). Тексты травелогов конструируют национальный характер и ландшафт, используя определенные жанровые модели и погружая читателя в создаваемый образный мир. Функционируя в интернет-пространстве, имея обширную и разнородную аудиторию читателей, травелоги оказывают действенное влияние на общественное мнение, что доказано в многочисленных научных исследованиях.

Некоторые ученые продемонстрировали теоретико-методологическую значимость категории «хронотоп» для измерения дискурса травелога и выявления его смысловых компонентов. Понимание хронотопа основано на концепции М.М. Бахтина, наиболее значимые положения которой для настоящего исследования состоят в следующем: хронотоп – существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, представленных в различных литературных формах; он всегда включает ценностный аспект; реализует функцию продуцирования смыслов (Бахтин, 1975).

Изучение текстов, размещенных в свободном доступе, позволило определить несколько разновидностей хронотопа, представленных в травелогах о Комсомольске-на-Амуре, а именно, историко-бытийный хронотоп, хронотоп советской эпохи, хронотоп постсоветской эпохи; хронотоп текучей современности (в терминологии З. Баумана (2008)).

Для подтверждения сказанного проведем анализ некоторых текстов травелогов.

Историко-бытийный хронотоп. Центрирующие точки такого вида хронотопа представлены местом и временем рождения города (Бурлина, 2016: 69). Как пишут исследователи, любое повествование о городе начинается с сообщения о дате его основания, что является ценностносмысловой составляющей рассказа. Место и дата создания города демонстрируют его дальнейшую роль в истории и социокультурной жизни страны и, возможно, мира. Действительно, все исследуемые нами материалы начинаются с изложения фактологической информации: «Комсомольск-на-Амуре образован отрядами комсомольцев в 1932 году посреди тайги»1. Однако мы обнаружили отсутствие единства в определении категории строителей города, которые среди прочих сыграли ведущую роль. В отдельных текстах в качестве основных акторов называют комсомольцев, прибывших на место строительства будущего города по призыву коммунистической партии Советского Союза к молодежи страны, в других – подчеркивается значительная роль заключенных и вольнонаемных при закладке города: «Образован отрядами заключённых и комсомольцев в 1932 году»2; «В мае 1932 года на берег Амура у села Пермское высадился десант первостроителей. Вскоре здесь развернулась большая стройка, на которой трудились как вольнонаёмные, включая комсомольцев, так и заключённые»3 . В травелогах отражено время строительства Комсомольска-на-Амуре, определившее миссию города и те задачи, для решения которых он был предназначен: «Город на Амуре возник в очень важное время для страны, в 30-х годах. Тогда промышленное освоение Дальнего Востока было всенародным делом, важнейшей задачей того времени»4 . Строительство города было инициировано для создания крупных оборонно-промышленных предприятий на Дальнем Востоке России, которые должны были превратить его в надёжный форпост, стоящий на защите интересов молодого советского государства. Впоследствии Комсомольск-на-Амуре стал индустриальной столицей региона, центром авиастроительной, судостроительной, металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности и третьим по значимости дальневосточным городом Российской Федерации.

Хронотоп советской эпохи. Построенный в советскую эпоху, Комсомольск-на-Амуре воплотил в себе практически все характеристики той эпохи; это отмечают почти все приезжающие в город. Прежде всего данное обстоятельство отражено в культурном пространстве города, например, в архитектуре. Все без исключения продуценты травелогов указывают на стиль советского неоклассицизма, преобладающий в формировании исторического облика города: «Проспекты Ленина и Мира и некоторые другие улицы застроены зданиями в стиле сталинского неоклассицизма»5; «Широкий проспект и узнаваемые дома советской постройки как раз и дают ощущение стиля советской эпохи. Это город комсомола»6. Для одних трэвел-блогеров архитектурно-художественные особенности стиля города создают его историко-культурное своеобразие: «Город из советской сказки: дома-дворцы с белоснежными колоннами, просторные парадные, шпили, рассекающие небо, башенки и барельефы сталинской неоклассики, напоминающие о том, что раньше такой архитектуры удостаивались Боги»7; «получилось легко, изящно, красиво»8. Однако некоторые авторы склонны видеть в застройке города зданиями в стиле советского неоклассицизма однотипность, унификацию и стандартизацию: «Центр Комсомольска отличают широкие проспекты, застройка на них преимущественно сталинская, но без особых изысков; город в целом сохранил вполне советский серый облик»1. Блогеры сопровождают часть текста, посвященную отражению хронотопа советской эпохи, фотографиями памятников, воздвигнутых в честь известных политических лидеров государства указанного периода: памятника Первостроителям, памятника Ленину, монумента участникам ледового перехода 1934–1935 гг. и др. Особое внимание все без исключения травелоги о Комсомольске-на-Амуре уделяют неофициальному символу города – Дому со шпилем: «“Дом со шпилем”. Интересное архитектурное сооружение советской постройки находится в самом центре города»2.

Хронотоп постсоветской эпохи представлен преимущественно описанием городской жизни в 90-е годы прошлого века. Данный исторический период, который еще называют лихими девяностыми, для России оказался эпохой глубокого экономического и политического кризиса, связанного с распадом Советского Союза, исчезновением социалистического лагеря, рыночными реформами, разорившими некогда могущественную и влиятельную страну. В эти годы Комсомольск-на-Амуре «прославился» на всю страну крупными преступными группировками: «превратился в самое что ни на есть параллельное государство с иерархией “смотрящих” за областями, городами, районами, поселениями, кварталами»3; «в 90-е годы город “Юности” заслужил звание криминальной столицы Дальнего Востока»4. Реформы 1990-х гг. оказали существенное влияние на состояние экономики города: «Из-за распада СССР сырьевая база оказалась за границей. Предприятия разорялись, уменьшались объемы производства» (Киба, Алеева, 2017). Кризис градообразующих предприятий Комсомольска-на-Амуре привел к неизбежному высокому уровню безработицы, снижению уровня жизни горожан, убыли населения города за счет падения рождаемости и роста внутренней миграции в другие регионы государства. Из данного кризиса город в полной мере не вышел до сих пор, что отмечается в текстах травелогов, при этом демонстрируется связь со следующим выделенным нами хронотопом: «Здание явно знало лучшие времена и гораздо более оживлённое воздушное движение»5.

Хронотоп текучей современности формируется под воздействием процессов глобализации, превращающих город в типичный, похожий на множество других полисов по всему миру, лишенный уникальности и самобытности: «В городе не увидишь яркой окраски внешности “нестандартных” людей. Люди как из инкубатора»6; «В сущности, теперь Комса – обычный крупный промышленный город с обычными российскими проблемами»7.

Приведенные в данной статье типы хронотопов отражены в официальных и неофициальных названиях Комсомольска-на-Амуре. Так, в годы советской власти город стали называть Город Юности, Город на заре (по одноименной драме А. Арбузова, опубликованной в 1940 году и посвященной самоотверженному и героическому труду первых строителей города); в период лихих девяностых прошлого века город называли «Арестантовым-на-Амуре», «общаковской столицей»; в настоящее время неофициально город именуют «Комса». Все наименования находят свое отражения в травелогах. Очевидно, что в представлении авторов этих текстов такие неофициальные названия города составляют формулы оригинальности Комсомольска-на-Амуре.

На основании изучения материалов травелогов и выделенных хронотопических параметров дискурса подобных текстов можно сделать несколько выводов в отношении актуализации коллективной региональной идентичности заданной территории. Во-первых, травелоги демонстрируют полярные конструкты региональной идентичности. Одни авторы формируют положительные представления о городе как о месте, наполненном советской и комсомольской романтикой. Другие – акцентируют внимание на негативных аспектах внешнего облика Комсомольска-на-Амуре, его функционирования в экономическом и социокультурном пространстве Российской Федерации, что создает образ типичного провинциального российского города. Во-вторых, авторы травелогов, выступая в роли акторов конструирования региональной идентичности, способны формировать как позитивную, так и негативную региональную идентичность. Среди возможных последствий этого можно выделить уменьшение/увеличение оттока населения из Комсомольска-на-Амуре, рост/па-дение численности туристов в городе, развитие/застой промышленности и экономики города, по-вышение/снижение уровня жизни населения. В условиях «проблемной идентичности» (в нашем понимании – негативной) человек стремится к изменению своего окружения. Индивид остается жить в том месте, которое продуцирует чувство стабильности (Головнёва, 2013).

Обобщая сказанное, отметим, что проведенный анализ хронотопических структур траве-логов о Комсомольске-на-Амуре позволил выявить несколько типов хронотопов – историко-бытийный хронотоп, хронотоп советской эпохи, хронотоп постсоветской эпохи, хронотоп текучей современности, характеризующих город с разных сторон. Каждый из них актуализирует региональную идентичность заданной территории, акцентируя внимание воспринимающего информацию на отрицательных или положительных сторонах описываемого локуса. Субъективное восприятие места посещения путешественниками в его разносторонности позволяет рассматривать травелоги как репрезентативный инструмент. В связи с этим закономерно утверждение о том, что авторы травелогов способны выступать как в качестве создателей механизмов развития региональной идентичности, так и в качестве продуцентов сценариев ее ослабления.

Список литературы Актуализация региональной идентичности через хронотопы литературного травелога о Комсомольске-на-Амуре: на примере трэвел-блогов

  • Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008. 240 с.
  • Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М., 1975. 502 с.
  • Бурлина Е. Хронотопия города. Самара, 2016. 240 с.
  • Головнёва Е.В. Региональная идентичность как форма коллективной идентичности и ее структура // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 42–50.
  • Киба Д.В., Алеева Д.Р. Приватизация промышленности г. Комсомольска-на-Амуре и ее влияние на социальное развитие города в 1992–1995 гг. // Теория и практика общественного развития. 2017. № 7. С. 15–18. https://doi.org/10.24158/tipor.2017.7.2
  • Мартынюк Е.Б., Лукинова М.Ю. К вопросу об определении термина «травелог» // Переводческий дискурс: междисциплинарный подход : материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2017. С. 261–266.
  • Милюгина Е.Г., Строганов М.В. Документальность травелога и способы обобщения (по материалам Тверского Верхневолжья) // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 158, № 1. С. 66–79.
  • Плавина А.А. Жанровые характеристики травелога в англоязычном дискурсе: динамический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 3. С. 72–78. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.15
  • Полонский А.В. Травелог и его место в современной журналистике // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 1. С. 207–215.
  • Русакова О. Ф., Русаков В. М. Травелог: теоретико-методологический анализ. Екатеринбург, 2021. 266 с.
  • Шпак Г.В. Травелог: поиск универсальной дефиниции. Четыре стратегии репрезентации пространства // Преподаватель XXI века. 2016. № 3-2. С. 261–277.
  • Romantic Localities: Europe Writes Place / ed. by C. Bode and J. Labbe. L., 2010. 309 р. https://doi.org/10.4324/9781315656182
Еще
Статья научная