Актуальные вопросы киберсоциализации субъектов образовательного процесса

Автор: Бабушкин Дмитрий Александрович, Двойненко Максим Олегович

Журнал: Инновационное развитие профессионального образования @journal-chirpo

Рубрика: Воспитание и социализация личности

Статья в выпуске: 4 (32), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются современные аспекты социализации обучающихся в киберсреде, а также вопросы, связанные с воспитанием и развитием у обучающихся навыков безопасного присутствия в онлайн-пространстве, мотивирование их к позитивной и созидательной деятельности в виртуальном пространстве. Наибольшую значимость данная тема приобретает с внедрением системы дистанционного образования в условиях недопущения распространения COVID-19. Объектом исследования является обобщение существующих подходов к изучению процесса киберсоциализации. Предметом статьи стал анализ актуальных и эффективных практик по развитию навыков медийно-информационной грамотности, в том числе интерпретации виртуального контента и его критического осмысления обучающимися. В рамках статьи авторы предлагают ознакомиться с направлениями воспитательной работы в онлайн-пространстве для развития эффективных навыков киберсоциализации студентов.

Еще

Киберсоциализация, медиабезопасность, медийно-информационная грамотность, воспитание, цифровая экономика

Короткий адрес: https://sciup.org/142231994

IDR: 142231994

Текст научной статьи Актуальные вопросы киберсоциализации субъектов образовательного процесса

Осмысление вопросов, связанных с социализацией человека в виртуальном пространстве, изучение тенденций по выработке оптимальных подходов и направлений организации киберсоциализации в образовательной среде является не только актуальной задачей, находящейся на стыке социально-гуманитарных и психологических наук, но и важной стратегической целью современной педагогики.

Стратегическая значимость анализа данного вопроса подтверждается как с точки зрения постоянного роста числа активных пользователей сети Интернет и наличия у них персональных аккаунтов в социальных сетях1, так и с точки зрения федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», при реализации которого сформулированы ключевые компетенции, обеспечивающие профессиональную успешность в современных условиях. Развитие таких компетенций, как креативное мышление, критическое мышление в цифровой среде, управление информацией и данными, является в том числе и следствием успешной и последовательной киберсоциализации личности, осуществляющей обучение в условиях цифровой трансформации («Индустрия 4.0») [1].

Стоит подчеркнуть, что киберсоциализация включает в себя как минимум два направления педагогической работы: развитие технических навыков эксплуатации современных устройств, гаджетов, программного обеспечения и навыков работы с источниками информации, ее поиска в виртуальном пространстве, создания и восприятия виртуального контента других пользователей и медиа. Для разграничения указанных направлений работы навык, связанный с созданием и интерпретацией информации как элемента киберсоциализации, можно именовать медиасоциализацией: далее по тексту статьи авторы будут обращаться к аспекту медиасоциализации именно в контексте киберсоциализации.

Целостного подхода к организации эффективной киберсоциализации личности пока не сформулировано. Первые исследования в этой области рассматривали данное явление как естественный процесс развития человека информационного общества. Само понятие киберсоциализации в отечественной педагогике сформулировано В. А. Плешаковым как процесс качественного изменения, с которым сталкивается личность под воздействием он-лайн-пространства и современных технологий коммуникации, меняющих структуру сознания и формирующих мировоззрение личности [2]. В подходе автора значимым является акцент не только на изменение сознания и мотивов личности, но и на появление новых установок и ценностей под воздействием киберсреды и медиа (своего рода естественная адаптация к среде). В рамках указанного подхода автор обращает внимание именно на развитие медиаинтерпре-тационного навыка при развитии киберсоциализации.

В рамках системно-функционального подхода А. И. Лучинкина отмечает, что эффективная киберсоциализация возможна при условии фокуса на усвоении норм, правил, культуры интернет-среды в сочетании с взаимодействием человека с компьютером и другими техническими средствами [3]. При этом за столь короткий временной период, в котором интернет является общедоступным на территории Российской Федерации, еще не сложились формально закрепленные нормы и правила, в том числе и по развитию компетенций в области медиаграмотности, а вместе с ними — институт культуры онлайн-коммуникации.

Исследователи киберсреды и медийных коммуникаций сходятся во мнении, что социализация в онлайн-пространстве требует комплексного особого воспитательного процесса, отличающегося от социализации в привычной офлайн-среде. Социализация в офлайн-среде является в достаточной степени регулируемым и упорядоченным процессом, сопровождающимся непосредственным участием агентов социализации — семьи, системы образования и воспитания; киберсоциализация же на современном этапе по-прежнему обладает свойством стихийности. Обучающаяся молодежь сама выбирает способы своего взаимодействия в киберпространстве: определяет время пребывания в сети Интернет, просматривает интернет-со-общества по интересам или близким взглядам. Данный факт подтверждается и отличием мотивов «живой» (офлайн) коммуникации от общения в Сети — такая форма общения и познания мира предполагает большее влияние разных источников информации на индивида, который может быть подвергнут негативному информационному давлению. Онлайн-коммуникация отличается медийностью и предполагает вовлечение в интерактивный обмен информацией через лайки, репосты, а также посредством применения обратной связи, возможности участия в диалоге и формирования информационной повестки [4]. Современная психология доказывает, что одна из базовых потребностей индивида — быть признанным группой в процессе социализации, данный принцип проецируется и в онлайн-пространство.

Задача по выработке эффективных направлений киберсоциализации была актуализирована и на международном уровне. Так, предложенное в 2014 году ЮНЕСКО2 определение термина медийно-информационной грамотности (МИГ) представляет собой комплексное понятие, которое охватывает все компетенции, связанные с информационной грамотностью и медиаграмотностью (направлением киберсоциализации), включая также цифровую или технологическую грамотность. Навыки МИГ представляют собой зонтичное понятие, объединяющее разнообразные взаимосвязанные компетенции, необходимые для совершенствования взаимодействия людей с информацией и медиа, в том числе и в рамках образовательной среды [5].

Таким образом, медийно-информационная грамотность в контексте киберсоциализации может служить инструментом для педагогов в рамках образовательной и воспитательной работы.

Развитие эффективных подходов и направлений адаптации личности в виртуальном пространстве происходит в среде, где цифровизация и медиатизация опережает развитие общественных формальных и неформальных институтов.

Датский исследователь новых медиа Стиг Хьярвард под медиатизацией понимает процесс, посредством которого общество все в большей степени представлено медиа или становится зависимым от медиа и их логики как в быту, так и на уровне формальных отношений образования, труда [6]. Медиатизация предполагает процесс интеграции медийной логики мышления во все сферы общества и осуществления коммуникации по законам медиа, где формирование отдельных смысловых единиц коммуникации становится понятным только для активных участников он-лайн-среды; данные элементы принято называть трендами, а они, в свою очередь, ответственны за то, что «клиповое мышление» становится массовым явлением [7]. Исследователь медиа А. Н. Гуреева утверждает, что медиа не только становятся «посредниками в трансляции информации», но и «формируют направления развития всех сфер общественной жизни, происходит постоянное взаимовлияние медиа и общества» [8, c. 205]. Таким образом, на становление личности обучающегося постоянно оказывается влияние, причем задействована не только реальная среда, но и виртуальное пространство, а именно — потребляемый контент. При возрастающем количестве пользователей всех социальных медиа данное воздействие может распространяться вне зависимости от возрастной группы и оказывать деструктивное воздействие на личность с несформированным сознанием и отсутствующими навыками киберсоциализации.

Стоит обратить внимание на взаимосвязь развития навыка интерпретации контента (то, как мы воспринимаем увиденные образы и реагируем на них) и реальной смысловой нагрузки, которую он может нести. Большая часть контента, публикуемого в социальных сетях, является определенно медийной: зачастую якобы спонтанное фото в действительности оказывается тщательно отрепетированным постановочным снимком. Неразвитость медиасоциализации конкретного индивида или ее низкий уровень приводит к проблеме в распознавании мотивов и смыслов получаемой из социальных сетей информации; данный факт напрямую способен оказать влияние и на изменение поведения индивида в реальной жизни.

В связи с этим можно выделить как минимум три базовых мотива участия в онлайн- коммуникации в социальных сетях. Первый, самый главный мотив, — это одна из базовых потребностей человека в самоактуализации: демонстрация себя как части социума, осознание своей значимости для окружающих посредством получения лайков и комментариев. Данный мотив всегда ставит целью позитивное позиционирование себя как личности путем формирования определенного виртуального образа [9].

Вторым мотивом может служить социальный протест в широком смысле этого слова, подразумевающий под собой отрицание общепризнанных социальных норм и демонстрирование собственного несогласия с ними, формирование в онлайн-пространстве альтернативного мира. Для общества чаще всего такое поведение может казаться «диванным» или хулиганским [10].

Третий мотив формируется как раз непосредственно под влиянием маркетинговой стороны медиасреды. Современный человек является объектом все более усиливающегося воздействия, нацеленного на следование определенным популярным трендам посредством как солидаризации с ними в онлайн-простран-стве, так и приобретения определенной продукции, например, одежды или аксессуаров.

При отсутствии четкого методического регламента, в рамках которого могла бы осуществляться киберсоциализация участников образовательной среды, можно предложить некоторые направления работы, на которые педагоги смогут опираться для организации комплексного развития медиасоциализации обучающихся. В контексте разбираемого тезиса об инструментах медиасоциализации в образовательной среде актуально мнение А. Н. Фортунатова, рассматривающего данное направление адаптации личности как «способ формирования гармоничной личности в ее отношениях с медиа- и социореальностями, как свод методик, обеспечивающих развитие творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов» [11, с. 145–146].

Направления педагогической работы в организации и развитии вышеуказанных компетенций можно условно разделить на два вектора: создание позитивного контента и вовлечение в него, а также развитие навыков критического мышления и культуры коммуникации.

  • 1.    Социально-педагогическое освоение досугового пространства сети Интернет (кибер-

  • педагогика). Управление организацией досуга, формирование интернет-ресурсов, направленных на удовлетворение досуговых потребностей молодежи — это первейшая задача управления процессом медиасоциализации обучающихся. При этом необходимо не просто формирование собственных ресурсов, а именно создание повестки на популярных ресурсах среди молодежи.
  • 2.    Реализация социально значимых и психолого-педагогически ориентированных проектов. Оформление киберпространства с целью создания определенной благоприятной атмосферы, формирование сообществ с заданными конструктивными характеристиками, модераторская функция и иные способы воздействия позволяют организовать коммуникативно-интерактивный процесс и управлять его развитием согласно замыслу разработчиков [12].

  • 3.    Просветительская работа с родительским сообществом по вопросам организации доступа детей к интернету, рекомендации: доступ для онлайн-коммуникации организовывать под присмотром, но с максимальным доверием к действиям ребенка.

  • 4.    Еще одной формой работы с повесткой в онлайн-пространстве социальных сетей является участие в трендах. Понятие «медиатренд» близко к понятию «повестка». Медиатренды могут появляться стихийно или создаваться искусственно, становясь значимым элементом воспитательной работы, — это события, мероприятия, челленджи, приобщение к которым могло бы способствовать развитию полноценной здоровой личности. Лучше всего стараться находить региональные тренды (волонтерские, молодежные, экологические движения вашего муниципального образования) и информировать о них.

  • 5.    Проведение системной работы по информированию о значимости виртуального публичного образа участников образовательной среды. Тем самым делается акцент на репутационных факторах как значимом векторе социализации личности в реальном и виртуальном пространстве. Анонимность в киберпространстве является не более чем относительной, это продемонстрировано на примерах борьбы с киберпреступностью. Как следствие, в процессе киберсоциализации ребенка постоянно необходимо информировать его о влиянии виртуальных поступков на дальнейшую карьеру, кредитную историю в банке, возможности государственной и муниципальной службы.

  • 6.    Организация повышения квалификации педагогов по развитию цифровых компетенций

обучающихся в сфере управления персональными данными в сети Интернет. Реализация данного вектора среди обучающихся поможет не стать жертвой мошенников и снизить вовлеченность в противоправную деятельность.

Таким образом, в период повсеместного введения дистанционного обучения из-за эпидемиологических ограничений все участники образовательного процесса столкнулись с необходимостью киберсоциализации. Система образования активно проводит работу в области совершенствования навыков пользования техническими средствами и программами, однако аспект восприятия онлайн-контента, интерпретации и распознавания мотивов его создания для общества является еще недостаточно изученным направлением. В связи с этим в системе образования, в институтах семьи и гражданского общества встает важный воспитательный вопрос об эффективной медиасоциализации именно в разрезе развития навыков безопасного присутствия и потребления контента в виртуальном пространстве. Работа по воспитанию и систематизации медийно-информационной грамотности в образовательной среде требует учесть множество факторов, начиная от мотивов онлайн-коммуникации, влияния трендов и алгоритмов виртуального мышления и до подбора подходящего именно вам направления работы, учитывающего два вектора: создание, популяризацию позитивного контента, направленного на воспитание ценностных ориентиров обучающихся в он-лайн-пространстве, приобщение к познанию и развитие навыков критического мышления и культуры коммуникации.

Список литературы Актуальные вопросы киберсоциализации субъектов образовательного процесса

  • Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации: [приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344498/ (дата обращения: 21.08.2021).
  • Плешаков, В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a : моногр. / В. А. Плешаков. — М. : Прометей : МПГУ, 2012. — 213 с.
  • Лучинкина, А. И. Модель интернет-социализации личности / А. И. Лучинкина // SCI-ARTICLE.RU. — 2014. — № 13. — URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1410699460 (дата обращения: 29.07.2021).
  • Егорова, Л. Г. Основные принципы коммуникации в онлайне / Л. Г. Егорова, А. Г. Потапенко // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. — 2012. — Т. 25 (64). — № 1-2. — С. 381-386.
  • Медийно-информационная грамотность // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании : [сайт]. — 2021. — URL: https://iite.unesco.org/ru/mig/ (дата обращения: 08.03.2021).
  • Hjarvard, S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change / S. Hjarvard // Nordicom review. — 2008. — Т. 29. — № 2. — С. 102-131.
  • Пронина, Л. А. Информационная культура как фактор развития информационного общества / Л. А. Пронина // Аналитика культурологии. — 2008. — № 1 (10). — URL: http:// analiculturolog.ru/journal/archive/item/531-article_13-2.html (дата обращения: 16.03.2021).
  • Гуреева, А. Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды / А. Н. Гуреева // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2016. — № 6. — С. 192-208.
  • Твендж, Д. М. Поколение селфи. Кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык / Д. Твендж. — Москва : Бомбора, 2018. — 336 с. — ISBN 978-5-04-096200-6.
  • Хансен А. На цифровой игле / А. Хансен. — Москва : Рипол-Классик, 2021. — 240 с. — ISBN 978-5-386-13711-3.
  • Фортунатов, А. Н. Медиапедагогика или техновоспитание? / А. Н. Фортунатов // Философия и общество. — 2011. — № 3. — С. 135-154.
  • Захарьящева, О. А. Основы психолого-педагогического сопровождения детей в процессе киберсоциализации / О. А. Захарьящева // Homo Cyberus. — 2019. — № 1 (6). — URL: http://journal.homocyberus.ru/Zahariyashcheva0A_1_2019 (дата обращения: 16.07.2021).
Еще
Статья научная