Актуальные вопросы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы детей и подростков, в отношении которых было совершено сексуальное насилие (в практике отделения амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз)

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140219811

IDR: 140219811

Текст статьи Актуальные вопросы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы детей и подростков, в отношении которых было совершено сексуальное насилие (в практике отделения амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз)

Вопросы сексуального насилия в отношении несовершеннолетних является наиболее актуальной проблемой настоящего времени. По данным официального сайта Следственного управления Следственного комитета РФ за январь-декабрь 2013 г. и 2014 г.: в 2014 г. расследовано преступлений по изнасилованиям, насильственным действиям сексуального характера (ст.131, 132 УК РФ) 9744 (в 2013 г. - 10228), иных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст.133-135 УК РФ) - 3309 (в 2013 г. - 2530).

Выделить четкие группы риска таких преступлений не всегда возможно. Тем не менее, указывается на высокую подверженность насилию детей режимных контингентов (детские дома, интернаты, стационары длительного пребывания и др.) [2, 11]. К факторам риска относят условия социального неблагополучия, материально-бытовой неустроенности, алкоголизм родителей и др. [5, 8]. Сами жертвы насилия часто проявляют высокую суицидальную готовность как в острый, так в течение достаточно длительного катам-нестического периода [3, 6, 9].

Под сексуальным злоупотреблением понимают вовлечение детей и подростков в сексуальные действия, функции и последствия которых они не могут оценить. Это может быть и в тех случаях, когда сексуальные действия осуществляются не против воли ребенка и без применения насилия [1, 2, 7]. Сексуальное злоупотребление в отношении ребенка определяется следующими особенностями: действиями между ре- бенком и взрослым или другим ребенком, который по возрасту и развитию находится с ним в отношениях ответственности, доверия и власти; действиями, которые направлены на потворствование или удовлетворение потребностей другого лица. Выделяют 2 варианта сексуального насилия в отношении несовершеннолетних: внесемейный и внутрисемейный (чаще инцест). Их разделение связано с различиями по виктимологи-ческим и клиническим параметрам. По данным Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ за первое полугодие 2012 г. против половой неприкосновенности несовершеннолетних в России совершено около 5000 преступлений [1, 2, 7, 10].

Целью исследования было описание особенностей агрессивного и суицидального поведения, несовершеннолетних потерпевших в преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст.ст.131-135 УК РФ) в практике отделения амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз за 2014 год.

Нами было обследовано 180 потерпевших в 2014 г., из них подэкспертных потерпевших от сексуального насилия было 31,6% (n=57). По ст. 131 УК РФ (изнасилование) было осмотрено 14 подэкспертных женского пола, в возрастном диапазоне от 7 до 17 лет. 35,7% несовершеннолетних были из социально неблагополучных семей, родители которых лишены родительских прав и отягощенным психопатологически семейным анамнезом по зависимости от алкоголя у родителей. У данных подростков наблюдалось девиантное поведение, они не посещали занятия в школе, бродяжничали, состояли на учете в КДН. Они были изнасилованы малознакомыми мужчинами, при употреблении спиртных напитков в компании. Все насильники были старше по возрасту по отношению к потерпевшим, в 71,4% находились в состоянии алкогольного опьянения. Наблюдались явления как внесемейного (знакомые лица), так и внутрисемейного сексуального злоупотребления (отец, отчим, родные или двоюродные братья, родные дяди). У двух девочек 16 лет после совершенного в отношении их группового изнасилования в различных формах (per os, per rectum, во влагалище), ранее знакомыми подростками, было диагностировано "Посттравматическое стрессовое расстройство" с суицидальными попытками через повешение в анамнезе. Сексуальная травма была для них крайней формой насилия над личностью, сильнейшим психотравмирующим экстремальным событием [4]. Надо отметить, что симптоматика заболевания усиливалась после проведения судебно-следственных действий. По нозологической принадлежности также отмечались: по 2 случая "Умственной отсталости умеренной степени" (F71), "Умственной отсталости легкой степени" (F70) и "Смешанными специфическими расстройствами психологического развития" (F80), "Органического расстройства личности и поведения" (F07). Остальные потерпевшие были психически здоровыми. Все потерпевшие способны были правильно воспринимать внешнюю сторону обстоятельств имеющих значение для дела и давать показания.

Потерпевших по ст. 132 УК РФ (иные насильственные действия сексуального характера) в 2014 г.

было 30 человек, в возрасте от 4 до 16 лет. По гендерному признаку 13,3% потерпевших были мальчиками, 86,7% – девочками. Противоправные действия в отношении мальчиков были совершены знакомыми дома и на улице. У одного мальчика 9 лет после преступления против него развилась невротическая реакция (страх, беспокойство, неустойчивый ночной сон, суицидальные мысли). 13,3% детей были из социальнонеблагополучных семей, проживали в школе - интернате. Преступления против них были совершены после побега из интерната к малознакомым людям или проживания дома во время каникул. У потерпевших также были диагностированы: "Смешанные специфические расстройства психологического развития" (F80) (n=3), Умственной отсталости легкой степени" (F70) (n=2), "Органическое непсихотическое расстройство, тревожно-фобический синдром" (F06.8) (n=2). 60,0% подэкспертных были психически здоровы. Иные действия сексуального характера проявлялись в насилии в отношении детей per os, per rectum, в демонстрации подозреваемыми несовершеннолетним половых органов и прикосновением к половым органам детей. В отношении 8 детей насильственные действия сексуального характера были произведены подозреваемыми в состоянии алкогольного опьянения на улице (они схватили детей и утащили либо за гаражи, либо в лесополосу, либо в подъезд дома). Причем окружающие люди никак не отреагировали на противоправные действия подозреваемых. Согласно развитию нанотехнологий в 3 случаях были раскрыты преступления с использованием компьютера (подозреваемый знакомился "В Контакте" с девочками 8-9 лет, втирался в их доверие, просил прислать ему фотографии их половых органов, присылал им фотографии своих половых органов, назначал встречу). Преступные действия сотрудниками СУ СК РФ по Тюменской области были предотвращены. Как видно из исследования, дети малолетние (с 4 до 10 лет), при бесконфликтном взаимодействии с преступником, однократном совершении развратных действий, особенно знакомыми людьми, очерченных психогенных состояний, как правило не развивается. Этот факт объясняется также неосведомленностью ребенка в вопросах половых взаимоотношений, воспринимается ими как что-то неприятное, но не опасное. Только одна девочка 8 лет с задержкой психического развития не могла правильно воспринимать обстоятельства имеющие значение для дела и давать показания, не могла понимать характер и значение противоправных действий совершенных против неё. Остальные потерпевшие способны были правильно воспринимать внешнюю сторону обстоятельств имеющих значение для дела и давать показания, в неполной мере понимали характер и значение совершенных в отношении их действий.

Потерпевших по ст.134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста) было 12 человек, в возрасте с 13 до 16 лет. В отличие от предыдущих потерпевших несовершеннолетние данной группы они почти все знали своих "насильников", вступали с ними длительно (от месяца до 8 лет) в половые взаимоотношения по согласию, с некоторыми из подозреваемых были намерены вступить в законный брак. Более длительные по времени отношения были с отцами или отчимами. Данные лица были высоко значимыми для потерпевших, отношения их были основаны на доверии, поэтому допускали сексуальное притеснение, что затрудняло адекватно оценивать ситуацию насилия. Несовершеннолетние пытались продолжать поддерживать связь со значимым взрослым, от которого зависит их благополучие. Это демонстрирует проявления "стокгольмского синдрома". У подэкспертных в нозологическом плане выявлены: "Органическое непсихотическое расстройство" (F06.8) (n=5), Умственной отсталости легкой степени" (F70) (n=2), "Легкое когнитивное расстройство" (F06.7) (n=1), "Органического расстройства личности и поведения" (F07) (n=1), "Расстройства адаптации с преобладанием нарушения эмоций" (F43.23) (n=1). Остальные лица были признаны психически здоровыми. 41,6% несовершеннолетних были из асоциальных семей, воспитывались по типу гипоопеки. Одна девочка 14 лет была потерпевшей дважды за 2014 г., по той же статье.

По ст. 135 УК РФ (по поводу совершения развратных действий без применения насилия в отношении лиц, заведомо не достигших шестнадцатилетнего возраста) была признана девочка 15 лет, психически здоровая. Развратные действия в отношении её совершал отчим на протяжении 4 лет (с 11 лет поглаживал её по половым органам, с 12 лет совершал насильственные действия сексуального характера per rectum 1-3 раза в неделю). Девочка некому по данному факту ничего не рассказывала. Мать увидела сама противоправные действия по отношении к её дочери сожителем. Здесь также наблюдаются проявления стокгольмского синдрома. Данные развратные действия привели к искажению сексуального развития потерпевшей.

Потерпевшие по ст. 134 УК РФ и ст.135 УК РФ способны были правильно воспринимать внешнюю сторону обстоятельств имеющих значение для дела и давать показания.

Таким образом, часто (31,6%) совершаются преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Жертвами сексуального насилия и злоупотребления в большинстве случаев (93,0%) являются девочки. Из факторов, которые усиливают уязвимость ребенка перед сексуальным насилием можно отнести: возраст ребенка, пол потерпевшего, особые характеристики (наличие психических расстройств), социальные факторы. Когда для потерпевших сексуальная травма (чаще групповая) была крайней формой насилия над личностью, сильнейшим психотравмирующим экстремальным событием развивалось пострав-матическое стрессовое расстройство. У потерпевших по ст. 134 УК РФ взаимоотношения с "насильниками" были длительными, чаще по согласию, носили нередко инцестуозный характер, носили проявления стокгольмского синдрома.

Необходимо совершенствование института полового воспитания подрастающего поколения со стороны общества и родителей.

Список литературы Актуальные вопросы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы детей и подростков, в отношении которых было совершено сексуальное насилие (в практике отделения амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз)

  • Бадмаева В.Д. Клиника и судебно-психиатрическое значение психогенных расстройств у детей и подростков -жертв сексуального насилия: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. -М., 2003.
  • Бадмаева В.Д. с соавт. Комплексная оценка последствий сексуального насилия у детей и подростков: Аналитический обзор. -М., 2013.
  • Бойко Е.О., Васянина Ю.Ш., Мыльникова Ю.А. Клинико-динамическая характеристика суицидального поведения детей и подростков в Краснодарском крае//Суицидология. -2010. -№ 1. -С. 31-32.
  • Вагин Ю.Р. Корни суицидальной активности//Суицидология. -2011. -№ 4. -С. 3-10.
  • Голуб С.Н., Ульянов И.Г. Ранняя диагностика проявления домашнего насилия как путь предотвращения невротических расстройств у женщин//Тюменский медицинский журнал. -2011. -№ 1. -С. 36-36.
  • Кувшинова Т.И., Овчинникова И.П. Современные тенденции суицидального поведения детей и подростков-сирот//Суицидология. -2011. -№ 3. -С. 41-43.
  • Морозова Н.Б. Психические расстройства у несовершеннолетних -жертв сексуального насилия (клиника, возрастные особенности, судебно-психиатрическое значение): Автореф. дисс.. докт. мед. наук. -М., 1999.
  • Оруджев Н.Я., Черная Н.А. Роль клинико-социальных факторов, влияющих на формирование дезадаптации лиц, перенесших сексуальное насилие//Тюменский медицинский журнал. -2013. -Том 15, № 1. -С. 53-54.
  • Розанов В.А. Самоубийства среди детей и подростков -что происходит и в чем причина?//Суицидология. -2014. -Том 5, № 4. -С. 16-31.
  • Руководство по судебной психиатрии/под редакцией д.м.н., проф. А.А. Ткаченко. -Москва, Юрайт, 2012. -С. 173-179.
  • Спадерова Н.Н., Горохова О.В., Гринь В.В. и др. Анализ амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз по сексуальным преступлениям в отношении детей//Тюменский медицинский журнал. -2012. -№ 3. -С. 21-22.
Еще
Статья