Актуальные вопросы о необходимости создания условий для эффективной работы по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

Бесплатный доступ

Современному этапу развития общества присуще существование новой среды - информационно-телекоммуникационной, компоненты которой оказывают влияние на все сферы деятельности человека. Все чаще преступления совершаются с ее использованием, поэтому осуществляемая в рамках расследования преступлений деятельность, также должна быть подвержена трансформации, чтобы быть конкурентноспособной в противостоянии такой преступности. Данная статья посвящена проблемам раскрытия и расследования преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в сложившихся в настоящее время условиях работы правоохранительных органов. Предложены решения, способствующие повышению эффективности работы по данному направлению. В статье приводятся мнения различных исследователей по поводу обозначенного вопроса.

Еще

Преступления, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, раскрытие, расследование

Короткий адрес: https://sciup.org/143178226

IDR: 143178226   |   DOI: 10.24412/2587-9820-2021-3-69-76

Текст научной статьи Актуальные вопросы о необходимости создания условий для эффективной работы по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

В настоящее время противоправные действия, сопряженные с информационными технологиями, набирают стремительные обороты [1, с. 253]. На протяжении нескольких последних лет на территории Российcкой Федерации отмечается значительный рост зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Так, за январь — сентябрь 2020 г. по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ («Кража, совершенная с банковского счета») выявлено 121 тыс. 220 преступлений, январь — сентябрь 2019 г. — 67 тыс. 74, увеличение почти в 2 раза, прирост составил 80,7 %. Подобная равномерная тенденция роста проявилась во всех федеральных округах. Наибольший прирост зарегистрирован в Северо-Западном федеральном округе (почти в 3,5 раза), наименьший — в Уральском федеральном округе [2, с. 23]. Вместе с тем количество раскрытых преступлений остается по-прежнему низким. Исходя из практики, чаще всего по уголовным делам данной категории принимаются решения о приостановлении предварительного следствия на основании, предусмотренном

  • п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, ввиду неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Переход преступности в дистанционную, виртуальную среду, «качественно» меняет ее облик, придает выраженный интеллектуальный оттенок, что требует от правоохранительных органов применения современных методов выявления, раскрытия и расследования преступлений. [3, с. 138].

В этой связи особую важность приобретают теоретические разработки в рассматриваемой сфере. Сегодня учеными уделяется большое внимание рассмотрению вопросов формирования частной методики расследования преступлений в сфере информационных технологий [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10].

Несомненно, опираясь на имеющиеся теоретические рекомендации в рассматриваемой сфере, Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее — «МВД России») применяет новые методики организации работы сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД), принимаются различные меры к повышению эффективности по борьбе с кибермошенниками.

Так, Н. С. Костенко, Г. М. Семененко, А. А. Пшеничкин предлагают заключать обязательные соглашения с банками, коммерческими организациями, операторами сотовой связи, провайдерами сети Интернет на предмет осуществления электронного документооборота с подразделениями МВД по направлению запросов и получению ответов в электронном виде посредством ведомственного сервиса электронного документооборота (СЭД) [11, с. 91]. И в некоторых подразделениях субъектов Российской Федерации (далее — субъект федерации) он уже используется. Электронный документооборот с кредитно-финансовыми организациями, например, с ПАО «Сбер», АО «Киви Банк», с компаниями сотовой связи, такими как ООО «Т2Мобайл», ПАО «Мегафон», значительно сократил сроки исполнения запросов, поэтому данные меры оправдывают свое применение.

В целом же, как отмечает Б. Б. Батров, в настоящее время в большинстве случаев получение информации по направленным запросам в кредитно-финансовые организации и компании сотовой связи о получении информации по уголовным делам составляет более двух месяцев [12, с. 4].

Это связано не только с условиями дистанционной и удаленной работы уполномоченных по взаимодействию с правоохранительными органами работников, но и с технической оснащенностью следственных подразделений и отделов оперативно-разыскной деятельности. Наблюдается низкий уровень обеспечения техническими средствами, позволяющими быстро и эффективно получать значимую информацию для раскрытия преступлений, совершенных в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, наряду с нарастающим масштабом киберпреступности, изощренности способов совершения преступлений, конспирации.

Выступая в марте 2021 года на расширенной коллегии МВД России, Президент Российской Федерации В. В. Путин также обратил внимание на необходимость повышения профессиональной подготовки и технического оснащения органов внутренних дел, поставил задачу наладить более чёткое взаимодействие с банковским сообществом, интернет-провайдерами, операторами сотовой связи.

Одним из таких технических средств, направленных на оптимизацию условий раскрытия преступлений рассматриваемой категории является введение в рабо- ту подразделений ОВД в 2019 году подсистемы «Дистанционное мошенничество» программно-технического комплекса интегрированного банка данных коллективного пользования федерального уровня (далее — подсистема «ИБД-Ф»), которая планируется усовершенствоваться к концу 2022 года [13].

Данная подсистема позволяет выявить признаки серийности преступлений на региональном и межрегиональном уровне, организовывать взаимодействие между следственными, оперативными подразделениями разных субъектов федерации.

Положительным примером результатов использования подсистемы «ИБД-Ф» служит уголовное дело, находящееся в производстве следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных с использованием информационнотелекоммуникационных технологий, отдела по расследованию бандитизма и деятельности организованных преступных групп следственной части Главного следственного управления по Иркутской области, в отношении Р., которые разработали преступную схему, направленную на совершение систематических хищений денежных средств путем обмана в значительном размере у граждан Российской Федерации.

Эпизоды преступной деятельности Р. выявлены в ходе мониторинга сведений подсистемы «ИБД-Ф», в ходе которого установлены совпадения по абонентским номерам с уголовными делами, возбужденными в других территориальных подразделениях органов МВД России на региональном и районном уровнях по преступлениям, при совершении которых использовались аналогичные абонентские номера.

Следственными подразделениями УМВД России по Курской области на основе анализа выявленных в подсистеме «ИБД-Ф» совпадений по уголовным делам других субъектов федерации установлена организованная преступная группа, действовавшая из корыстной заинтересованности, целью которой явилось совершение тайного хищения безналичных денежных средств с банковских счетов граждан, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе в Курской области, являющихся клиентами различных коммерческих банков Российской Федерации, используя для получения доступа к ним конфиденциальной информации держателей банковских карт (персональные данные владельцев, данные банковских карт, коды подтверждения транзакций), переданных владельцами банковских карт под воздействием обмана и злоупотребления доверием, с причинением значительного ущерба, организованной группой, дистанционным способом, с использованием абонентских номеров, к которым подключены услуги переадресации на различные номера, используя пароли, полученные обманным путем от потерпевших, совершили хищение денежных средств с банковских карт на общую сумму более 600 тыс. рублей.

В Главном следственном управлении ГУ МВД России по Нижегородской области выявлено 493 преступления, по которым установлено совпадение номерных идентификаторов, в декабре 2020 года они соединены в 9 уголовных дел (в том числе с учетом уголовных дел, расследуемых в следственных подразделениях Ивановской, Владимирской и Костромской областей). По 64 делам выявлены совпадения используемых при совершении преступлений абонентских номеров операторов сотовой связи и банковских счетов.

Следователями МВД по Удмуртской Республике в 2020 году соединены в одном производстве имеющие признаки серийности 240 уголовных дел, 13 дел на 166 преступных эпизодов в отношении 30 обвиняемых направлены в суд.

Несмотря на действие приказа МВД России от 29 декабря 2020 г. № 925 «Об утверждении Временной инструкции по формированию, ведению и использованию подсистемы «Дистанционное мошенничество ПТК „ИБД-Ф“» [14], думается, что для более эффективного использования подсистемы «ИБД-Ф» целесообразно проводить практические занятия по внесению сведений в подсистему, пополнению полученной по направленным запросам информацией, а также разъяснять цели и значимость ведения данной подсистемы.

Важно уделить внимание тому, что своевременное введение полных и достоверных сведений используемых киберпреступниками банковских счетов, банковских карт, платежных систем, абонентских номеров, средств связи с указанием IMEI номеров, MAC-адресов, IP-адресов, а при дальнейшем получении ответов с кредитно-финансовых организаций и компаний сотовой связи иной значимой информации, в том числе о лицах, на которых открыты банковские счета, зарегистрированы сим-карты, позволит сократить сроки расследования уголовных дел, увеличить возможность раскрытия преступлений «совместными силами», а также исключить случаи направления запросов в территориальные органы других субъектов РФ с целью получения дополнительной информации по уголовному делу, поскольку она будет отражаться в полном объеме в подсистеме «ИБД-Ф».

Как было сказано выше, число зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, растет, однако количество сотрудников, закрепленных за указанной категорией преступлений, остается прежним.

Необходимо подчеркнуть, что во многих районных ОВД создаются специализированные следственно-оперативные группы по раскрытию и расследованию преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, в состав которых входят по одному сотруднику следственных и оперативно-розыскных подразделений.

Несомненно, создание специализированной следственно-оперативной группы обосновано, ведь данная категория преступлений остается наиболее сложной и требует специальных познаний, навыков и усилий. Кроме этого, полагается, что на постоянной основе группа будет повышать свой профессиональный уровень в данном направлении.

В качестве такого примера следует отметить учебные занятия сотрудников на базе Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, куда приглашаются специалисты по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в сфере компьютерной информации, а также работники ПАО «Сбер», обеспечивающие кибербезопасность своей организации, специалисты АО «Лаборатория Касперского» [15, с. 5].

Однако, исходя из практики, следует заметить, что взаимодействие в специализированных следственно-оперативных групп происходит неорганизованно. Как правило, после возбуждения уголовного дела следственным путем осуществляется сбор информации, направленной на раскрытие преступления, и только в случае получения данных о лицах, возможно причастных к совершению преступления, иной информации, имеющей значение для уголовного дела, направляется поручение в оперативное подразделение, в рамках которого последним начинают проводиться оперативно-розыскные мероприятия, направленные на раскрытие преступления.

На наш взгляд, с таким подходом смысл создания специализированных следственно-оперативных групп теряется, поскольку качество расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, во многом зависит от организации взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений. Наибольший успех при раскрытии и расследовании рассматриваемого вида преступлений достигается именно при активном оперативно-розыскном сопровождении, суть которого заключается в комплексном использовании современных программно-аппаратных комплексов и методов оперативно-розыскной деятельности, направленных на изобличение и документирование противоправной деятельности лица, совершившего преступление.

Таким образом, из вышесказанного следует, что особое место в условиях, способствующих раскрытию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, занимает взаимодействие ОВД с кредитно-финансовыми организациями и компаниями сотовой связи, с которыми необходимо организовать электронный документооборот.

Кроме этого требуется обеспечить сотрудников, закрепленных за указанной категорией преступлений необходимыми техническими средствами, позволяющими эффективно использовать все возможности для раскрытия и расследования преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

Эффективное расследование данной категории преступлений невозможно без применения специальных знаний в направлениях, не связанных с обычной деятельностью специалистов (экспертов). К таким знаниям относятся: устройство и организация систем мобильной связи и дистанционного банковского обслуживания, программирование на малораспространенных языках и т. д. Постоянное ускорение развития компьютерных технологий приводит к достаточно быстрому устареванию знаний специалистов (экспертов), соответствующих образцов компьютерной техники, применяемой в экспертно-криминалистической деятельности. В этой связи необходимо непрерывное совершенствование соответствующих программноаппаратных комплексов и знаний специалистов (криминалистов).

Немаловажной проблемой по-прежнему остается использование специальных знаний в виде назначения судебных компьютерных экспертиз. Из-за недостаточного числа ведомственных экспертов-специалистов время производства таких экспертиз затягивается, что усложняет расследование преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Помимо этого, нужно привести к единообразию порядок формирования подсистемы «ИБД-Ф» в ОВД всех субъектов федерации.

Что касается специализированных следственно-оперативных групп, то, по мнению авторов статьи, прежде всего следует увеличить штат следователей и сотрудников оперативных подразделений, входящих в их состав, при этом, на следователей стоит возложить проведение всех необходимых следственных действий по уголовным делам, а на оперативные подразделения — сбор оперативно значимой информации, способствующей раскрытию преступлений, в том числе путем направления запросов, а также предоставление результатов оперативно-розыскных мероприятий следователю в установленном законом порядке для дальнейшего совместного анализа, что приведет к слаженной и эффективной работе по раскрытию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Список литературы Актуальные вопросы о необходимости создания условий для эффективной работы по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

  • Малыхина Е. А. «Скимминговые преступления»: особенности совершения и методы противодействия / Е. А. Малыхина, С. И. Усачев // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: мат-лы XXIV междунар. науч.-практ. конф. — 2019. — С. 253—256.
  • Иванцов С. В. Информационно-телекоммуникационные технологии — современная реальность преступности / С. В. Иванцов, Т. В. Молчанова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2009. — № 8. — С. 3.
  • Третьякова Е. И. Проблемы изъятия криминалистически значимой информации из сети Интернет // Алтайский юридический вестник. — 2018. — № 4 (24). — С. 137—140.
  • Россинская Е. Р. Инновации в криминалистической науке сквозь призму цифро-визации // Трансформация моделей правового регулирования объектов инновационной инфраструктуры в современном праве: российский и зарубежный опыт: моногр. — М.: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2021. — С. 519—527.
  • Степаненко Д. А. Киберпространство как модулятор процесса расследования преступлений и развития криминалистической науки // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2020. — № 1 (27). — С. 77—88.
  • Ищенко Е. П. Современные технико-криминалистические средства, применяемые для обнаружения доказательств на электронных носителях информации / Е. П. Ищенко, О. Г. Костюченко // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2021. — № 2 (97). — С. 181—189.
  • Васюков В. Ф. Изъятие электронных носителей информации при производстве следственных действий: новеллы законодательства и проблемы правоприменения // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2020. — № 37. — С. 32—39.
  • Старичков М. В. Методы и способы получения доказательственной информации с электронных носителей: учеб. пособ. / М. В. Старичков, А. А. Шаевич. — Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2015. — 88 с.
  • Третьякова Е. И. Проблемы изъятия криминалистически значимой информации из сети интернет // Алтайский юридический вестник. — 2018. — № 4 (24). — С. 137—140.
  • Грибунов О.П. Средства сотовой связи как источник криминалистически значимой информации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2017. — № 4 (83). — С. 137—142.
  • Костенко Н. С. Основные проблемы раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, на современном этапе / Н. С. Костенко, Г. М. Семененко, А. А. Пшеничкин // Вестник Воронежского института МВД России. — 2020. — № 4. — С. 1—4.
  • Батров Б. Б. Криминалистическая профилактика интернет-мошенничеств: проблемы раскрытия и расследования // Вестник Бурятского государственного университета. — 2021. — № 1. — С. 22—28.
  • Инфокоп — Газета Коммерсантъ. — 13.07.2020 — № 121 (6842) [Электронный ресурс]. — URL: https:// kommersant.ru/ (дата обращения: 15.06.2021).
  • Приказ МВД России от 29 декабря 2020 г. N 925 «Об утверждении Временной инструкции по формированию, ведению и использованию подсистемы «Дистанционное мошенничество ПТК „ИБД-Ф"» [Электронный ресурс]. — URL: https:// consultant.ru/ (дата обращения: 15.06.2021).
  • Озеров К. И. Раскрытие мошенничеств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2021. — № 1 (89). — С. 167—171.
Еще
Статья научная