Актуальные вопросы реализации имущества должника при процедуре банкротства физического лица
Автор: Сазанкова О.В., Кирина К.С.
Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael
Рубрика: Проблемы юриспруденции и правоприменения
Статья в выпуске: 2, 2023 года.
Бесплатный доступ
Предметом исследования в рамках данной статьи являются актуальные особенности формирования конкурсной массы и реализации имущества должника в процедуре банкротства физического лица. В том числе в статье рассматриваются проблемы правового регулирования включения в конкурсную массу и реализации крипто валюты как имущества должника.
Банкротство физических лиц, гражданин, должник, конкурсный кредитор, исполнительский иммунитет, реализация имущества, торги, цифровая валюта, крипто валюта
Короткий адрес: https://sciup.org/143179993
IDR: 143179993 | DOI: 10.38161/2618-9526-2023-2-140-144
Текст научной статьи Актуальные вопросы реализации имущества должника при процедуре банкротства физического лица
Количество банкротств граждан в последнее время существенно увеличивается. За 2022 год суды признали несостоятельными 278,1 тыс. граждан (физлиц и ИП), что на 44,2% больше показателей предыдущего года. К примеру, в 2020 число таких дел составило 119 тыс., а в 2021 году уже 192,8 тыс. В настоящий момент прослеживается ежегодный рост.
Признание гражданина банкротом влечет обязательное введение в отношении него процедуры реализации имущества, которая сопоставима с обращением взыскания в рамках исполнительного производства.
Процедура реализации имущества гражданина, как и конкурсное производство при банкротстве юридических лиц, имеет цель соразмерного удовлетворения требований кредиторов должника.
При этом в силу прямого указания статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве)[1], а также специфики самого должника, реализация имущества является не ликвидационной, а реабилитационной процедурой банкротства, в связи с чем, имеет направленность - освобождение гражданина от непосильных долгов взамен определенных ограничений, а не прекращение его правоспособности.
В рамках подготовки к фактической реализации имущества гражданина финансовый управляющий осуществляет последовательные мероприятия по формированию конкурсной массы должника, в которую входят движимое и недвижимое имущество, наличные и безналичные денежные средства, права требования к третьим лицам и т.п.
Основной сложностью, а также особенностью осуществления данного этапа является обеспечение финансовым управляющим и судом справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
В целях сохранения для должника-гражданина и членов его семьи минимальных социально-экономических гарантий в статье 213.25 Закона о банкротстве закреплено правило, в соответствии с которым в конкурсную массу должника включается все имущество, имеющееся у него на дату принятия решения о признании банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, за исключением имущества, обладающего исполнительским иммунитетом.
К имуществу, не подлежащему реализации в процедуре банкротства, в частности, относят: получаемые должником-гражданином выплаты, предназначенные для содержания иных лиц (например, алименты на несовершеннолетних детей, страховая пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ребенку); деньги в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого должника и лиц, находящихся на его иждивении; единственное пригодное для проживания гражданина и членов его семьи жилое помещение, не обремененное ипотекой, и др.
В заявительном порядке суд также может исключить из конкурсной массы должника-гражданина имущество, на которое в соответствии с федеральным законом хоть и может быть обращено взыскание по исполнительным документам, но доход от его реализации существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Необходимым условием, является то, что общая стоимость такого имущества не превышает десять тысяч рублей (пункт 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
В силу пункта 4 статьи 213.25 Закона о банкротстве в конкурсную массу также может включаться имущество гражданина, составляющее его долю в общем имуществе, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским и семейным законодательством. Общее имущество должника и его супруга (супруги) реализуется в деле о банкротстве, а часть средств от реализации, соответствующая доле гражданина в таком имуществе, включается в конкурсную массу (пункт 7 статьи 213.26 Закона о банкротстве).
Соответственно, в конкурсную массу должника подлежит включению любое выявленное финансовым управляющим имущество должника-гражданина, отвечающее установленным выше критериям.
Следующей стадией подготовки к непосредственной реализации имущества должника является разработка финансовым управляющим положения о порядке, об условиях и о сроках продажи имущества гражданина для его дальнейшего утверждения судом.
В первую очередь финансовый управляющий описывает сформированное в конкурсную массу имущество для его последующей оценки и определения начальной цены продажи.
Оценка имущества профессионалом влечет несение в процедуре банкротства дополнительных расходов, поэтому исходя из положений пункта 2 статьи 213.26 Закона о банкротстве привлечение оценщика возможно в случае, если собрание кредиторов примет данное решение с возложением затрат на лиц, голосовавших за соответствующее решение. В данном случае законодатель исходит из того, что в силу своей квалификации финансовый управляющий должен обладать комплексными знаниями, в том числе об оценочной деятельности, и при определении начальной стоимости имущества руководствоваться рыночными ценами и действующими стандартами оценки. В то же время на практике возможна оценка имущества профессиональным оценщиком, привлеченным самостоятельно финансовым управляющим, как лица, обеспечивающего его деятельность (пункт 6 статьи 213.9 Закона о банкротстве) [6, с. 180].
При этом участники дела о банкротстве не лишены права оспорить проведенную финансовым управляющим оценку и ходатайствовать о проведении соответствующей судебной экспертизы.
Исключением является предмет залога, начальную цену продажи, порядок и условия реализации которого определяет конкурсным кредитором, чьи требования обеспечены залогом. Противоречия по данному вопросу между залоговым кредитором и финансовым управляющим устраняются путем разрешения судом возникших разногласий (пункт 4 статьи 213.26 Закона о банкротстве).
Как правило, имущество или его часть реализуется посредством проведения торгов в электронной форме, о чем финансовым управляющим размещает сообщение в едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Нередко финансовые управляющие также используют интернет-сервисы для публикации объявлений о продаже имущества для повышения количества потенциальных покупателей.
Продажа имущества должника осуществляется путем последовательного проведения первоначальных и повторных открытых торгов в форме аукциона и торгов посредством публичного предложения до выявления победителя, предложившего наиболее высокую цену за продаваемое имущество. Реализация имущества путем публичного предложения предполагает определение цены отсечения - минимальной цены продажи имущества. Порядок определения цены отсечения законодательством о несостоятельности не установлен, вместе с тем при ее определении необходимо исходить из общих принципов целесообразности и разумности, а также из цели получения наибольшей выручки [6, с.180].
В случае определения победителя торгов, по результатам их проведения, финансовый управляющий заключает договор купли-продажи реализованного имущества и размещает соответствующие сведения в публичном реестре, а полученные от покупателя денежные средства направляет на погашение требований кредиторов в установленной законом очередности.
Если же финансовый управляющий не сможет реализовать в установленном порядке принадлежащие гражданину имущество, оно предлагается кредиторам должника в счет погашения требований. В случае отказа кредиторов от принятия имущества после завершения процедуры реализации имущества, оно передается гражданину по акту приема-передачи с восстановлением его прав на распоряжение им.
Следовательно, проанализировав действующее банкротное законодательство, можно сделать вывод о том, что в целом реализация имущества должника - физического лица осуществляется по общим правилам, однако имеет целый ряд достаточно интересных особенностей, которые характеризуются, в том числе большей самостоятельностью финансового управляющего в осуществлении своих полномочий и общей направленностью на минимизацию расходов в деле о банкротстве.
Вместе с тем в период построения цифровой экономики правоприменители и научное юридическое сообщество столкнулись с вопросом возможности включения в конкурную массу для последующей реализации нестандартного имущества должника-гражданина – цифровой валюты (криптовалюты).
Несколько лет назад начала формироваться «прокредиторская» судебная практика [4], в соответствии с которой криптовалюта, безусловно, подлежит включению в конкурсную массу должника-гражданина как имущество (ценный актив) для последующей реализации.
В январе 2021 года вступила в силу новая редакция Закона о банкротстве, в соответствии с которой цифровая валюта признается имуществом. Легальное понятие «цифровая валюта» (совокупность электронных данных, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей, и (или) в качестве инвестиций) установлено Законом о цифровых финансовых активах и цифровой валюте [2], и в отсутствие специальной нормы определяет и криптовалюту [8, с.21].
Однако такое правовое регулирование не разрешает все вопросы, которые могут возникнуть при проведении процедуры банкротства конкретного должника.
Распоряжение криптовалютой возможно лишь в том случае, если у лица имеется приватный ключ, коррелирующий с публичным ключом (адресом) [8, с.23]. Соответственно, для целей включения в конкурсную массу и реализации криптовалюты финансовый управляющий должен располагать всеми необходимыми сведениями, в том числе данными доступа к ней.
В этой связи первоочередным является закрепление в законодательстве норм, обязывающих должника раскрыть информацию об имеющихся у него цифровых активах, путем дополнения абзаца десятого пункта 3 статьи 213.4 Закона о банкротстве, устанавливающего требования к содержанию заявления о банкротстве, включением в закрепленный в нем перечень сведения о наличии и месте хранения цифровой валюты (криптовалюты).
Кроме того, следует установить в абзаце пятом пункта 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве право финансового управляющего на получение такой информации, что разрешит правовую неопределенность в неустоявшейся в настоящий момент судебной практике по вопросу истребования документов, сведений и материальных ценностей у должника, компетентных государственных органов, кредитных и иных организаций. Получение указанные сведения также позволит проверить действия должника на предмет совершения подозрительных сделок с криптовалютой для их оспаривания в рамках проведения финансовым управляющим мероприятий по розыску имущества должника.
В целях обеспечения контроля за распоряжением цифровыми активами, представляется целесообразным дополнить законодательство положениями, предусматривающими право финансового управляющего создать криптовалютный кошелек для перевода имеющейся у должника валюты по аналогии со статьей 133 Закона о банкротстве о единственном счете несостоятельного лица.
Исходя из имеющейся судебной практики, реализация криптовалюты производится в общем порядке – на торгах. При этом возможно и заключение впоследствии прямых договоров купли-продажи [5].
Таким образом, можно полагать, что на данном этапе имеющееся правовое регулирование, а также закрепление указанных выше норм уже будет способствовать возникновению законных оснований для изыскания участниками дела о банкротстве нового источника погашения кредиторской задолженности, а также препятствования недобросовестным должникам в сокрытии их активов от взыскания с использованием нетипичных финансовых инструментов. Между тем, принимая во внимание, что рыночная цена криптовалюты изменчива и оценивается относительно биржевого курса, не исключено, что при последующем развитии законодательства в сфере гражданского оборота цифровых активов, возникнут предпосылки для закрепления специальных механизмов реализации криптовалюты в процедуре банкротства, которые будут более эффективны для пополнения конкурсной массы должника и наиболее полного погашения требований кредиторов.
Список литературы Актуальные вопросы реализации имущества должника при процедуре банкротства физического лица
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" [в ред. федер. законов от 28.12.2022 № 556-ФЗ и № 569-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 28.10.2002. - № 43. - Ст. 4190.
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [в ред. федер. закона от 14.07.2022 № 331-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 03.08.2020. - № 31 (часть I). - Ст. 5018.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан" // Российская газета. - 09.01.2019. - № 1.
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 № 09АП-16416/2018 по делу № А40-124668/2017 // Справочно - правовая система "КонсультантПлюс" (дата обращения - 08.03.2023).
- Определение Арбитражныого суда Пермского края от 22.02.2023 по делу № А50-6372/2018 // Информационная система "Картотека арбитражных дел" (дата обращения - 20.03.2023).
- Кудинова М.С. Защита прав кредитора от возможных злоупотреблений правом со стороны должника и финансового управляющего в деле о банкротстве физического лица // Арбитражные споры. - 2022. - № 4. - С. 130-191.
- Лукин Ю.М., Шадрин Д.В. Процессуальные особенности защиты прав должника - гражданина в процессе реализации имущества в рамках дел о несостоятельности (оспаривание результатов торгов) // Вестник гражданского процесса. - 2019. - № 6. - С. 228-244.
- Петраков Н.А. К вопросу о сущности криптовалюты // Цивилист. - 2022. - № 2. - С. 19-24.
- Кандыба М., Ахонина Ю. Оспаривание сделок должника с криптовалютами: регулирование и практика // Банковское обозрение. Приложение "FinLegal". - 2022. - № 1. - С. 63-65.