Акустика "Догвилля": Л. фон Триер и А.П. Чехов
Автор: Турышева Ольга Наумовна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Компаративистика
Статья в выпуске: 1 (52), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье предлагается пристальный анализ звуковых образов, фигурирующих в тексте сценария фильма современного датского режиссера Ларса фон Триера «Догвилль» (Dogville, 2003). Доказывается, что данный сценарий обладает всеми качествами литературного произведения. Об этом в частности свидетельствует ориентация автора на классику театральной драмы, а именно традицию чеховского театра. Выдвигается гипотеза о том, что память о чеховском театре и «власть [чеховского] приема» (Л.В. Карасев) не в последнюю очередь определяют параметры художественного мира «Догвилля». Л. фон Триер использует приемы русского драматурга, связанные со звуковым оформлением сценического действия. В тексте сценария анализируемого фильма звук фигурирует по-чеховски: он имеет такие же символические формы проявления и такие же семантические функции, которые реципиенту знакомы по драматургии Чехова. Автор статьи показывает, что особая символическая нагрузка у Чехова и фон Триера отличает не столько отдельные звуки, сколько их соотношение. Так, в финале «Вишневого сада» звук лопнувшей струны и звук топора формируют единое смысловое поле, катарсически воздействующее на реципиента. В «Догвилле» такое поле создает сочетание трех звуков: колокола, органа и забиваемых на болоте свай. Доказывается, что данная звуковая триада выводит представленную историю на уровень библейских обобщений о вине и воздаянии. Предметом анализа также становится звук, находящийся вне выше обозначенной акустической системы. Это звук исчезающего звона, в интертекстуальной перспективе очевидно коррелирующий с чеховским звуком лопнувшей струны. Делается вывод о том, что система звуков в сценарии «Догвилля» является важнейшим элементом формирования философской проблематики фильма, связанной с авторской рефлексией относительно важнейших постулатов христианской этики.
Короткий адрес: https://sciup.org/149127417
IDR: 149127417 | DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00022
Список литературы Акустика "Догвилля": Л. фон Триер и А.П. Чехов
- Абдуллаева З. Добрый человек из Догвилля II Искусство кино. 2003. № 9. С. 24-42.
- Абдуллаева З. Триер и Брехт. Диалектический кинотеатр II Театр. 2012. № 8. С. 126-135.
- Головачева А.Г. Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть... Образ-символ в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» II Литература в школе. 2007. № 10. С. 50-55.
- Долин А. Ларс фон Триер: контрольные работы. Изд. 2-е, доп. М., 2015.
- Звук лопнувшей струны. Перечитывая «Вишневый сад» А.П. Чехова I сост. и науч. ред. А.Г. Головачева. Симферополь. 2006. 135 с.
- Полоцкая Э.А. «Вишневый сад». Жизнь во времени. М., 2004.
- Последняя пьеса А.П. Чехова в искусстве XX-XXI вв. М., 2015.
- Секацкий А. Теология прямого действия II Сеанс. 2006. № 27-28. С. 288294.
- Триер фон Л. Догвилль. Сценарий I пер. с англ. Н. Хлюстовой II Долин А., фон Триер Л. Ларс фон Триер: контрольные работы. Анализ, интервью. Догвилль: сценарий. М., 2007. С. 283-395.
- Чеховиана. Звук лопнувшей струны: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М., 2005.
- Чудаков А.П. Поэтика А.П. Чехова. М., 1971.
- Чухнова И.А. Эстетика датского кинематографического движения «Догма» и художественные программы Генрика Ибсена, августа Стриндберга и Бер-тольда Брехта II Вестник Нижегородского государственного университета. Серия: Философия. 2010. Т. 8. Вып. 2. С. 123-127.
- Шумский А. Закон или благодать. URL: http:IIwww.voskres.ruIliteratureI criticsIshumskiy1.htm. (дата обращения: 03.03.2019).
- Koutsourakis А. Politics As Form In Lars Von Trier: A Post-brechtian Reading. New York; London, 2013.
- Lumholdt J. Lars von Trier: Interviews. Jackson, 2003.
- Orth S., Staiger M., Valentin J. Dogville - Godville. Methodischezugängezuei-nem Film Lars Von Triers. Marburg, 2008.
- Schmidt I. Gesellschaftskritische Motive bei Bertolt Brecht und Lars von Trier: Fachwissenschaftliche und fachdidaktische Perspektiven. Hamburg, 2011.
- Jovanovic N. Brechtian Cinemas: Montage and Theatricality in Jean-Marie Straub and Daniele Huillet, Peter Watkins, and Lars Von Trier. Albany, 2017.