Алтай в период заключительной стадии верхнего палеолита

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521310

IDR: 14521310

Текст статьи Алтай в период заключительной стадии верхнего палеолита

Многолетними исследованиями установлено повсеместное распространение финально плейстоценовых объектов - от степных предалтайских районов до юго-восточной оконечности региона [Сосновский, 1941; Деревянко, 1988; Деревянко, Маркин, 1987; Кунгуров, 1993, 2006; Зенин, 1993; Археология…, 1998; Природная …, 2003; Палеолит…, 2005; Маркин, 2006]. Они представлены открытыми, зачастую разрушенными и пещерными стоянками.

Погребенные памятники Алтая обычно приурочены к супесчано-суглинистым покровным образованиям. В бассейне Катуни на участке Центрального Алтая и северных его предгорий ряд объектов (Каратурук) залегают в пачке супесчаных пород, перекрывающих аллювиальную толщу низких террас. Культурные слои некоторых стоянок с-в Алтая (сл. 2 Ушлепа 6), северных предгорий (нижний сл. Маймы), приурочены к остаткам погребенных почв, подчас нарушенных (Точка 2) мерзлотными деформациями. Слой 6 Тыткескеня 3 залегает в маломощном горизонте погребенной почвы, перекрытой двухметровой толщей эолового (?) песка, выполняющего верхнюю часть отложений 30 м террасы р. Катунь на участке Центрального Алтая. Значительная часть местонахождений зафиксирована на различных возвышенностях. Это стоянки предгорного Алтая (Сростки), слои которых включены в кровлю суглинистых покровных отложений высоких 50 – 80 м террас. Другая группа памятников (Бехтемировская, Урожайная) отмечена на высоких отметках, именуемых “сопками”, где широко развиты лессотип-ные породы. К ним примыкают местонахождения с-в Алтая (Куюк 5, Улус I, Нахаловка I) с культурными горизонтами, залегающими на коре выветривания, образующей приподнятые поверхности рельефа современных долин. В районе с-з Алтая культуросодержащие сартанские отложения (Усть-Ка-ракол 1) связаны с осадками покровного комплекса 9-11 м террас. Редкие погребенные памятники ю-в Алтая (Юстыд I и II, Богуты I) приурочены к пойменной аллювиальной и покровной толще 2 – 3.5 м террас р. Юстыд.

Индустрии второй половины верхнего палеолита ю-з предгорий и с-з Алтая связаны с отложениями пещер (Денисова, Каминная, Искра, Страшная). Обычно это легкие или тяжелые суглинки с продуктами дезинтеграции коренных пород.

При характеристике заключительной стадии верхнего палеолита Алтая наименее разработанным разделом выглядит хронология стоянок, и па- 126

леоклиматические реконструкции сартанского времени. По существу эта область исследования выполнена лишь на стоянках низко- и среднегорной части с-з Алтая. Хронология позднесартанских памятников этой части горной страны основана на многочисленных датах абсолютного возраста и относительном залегании литологических тел в толщах многослойных разрезов, с реконструированной последовательностью ландшафтно климатических изменений различных этапов неоплейстоцена. Стоянки региона последовательно отнесены ко всем стадиям сартанского оледенения. Рыхлые толщи на этих объектах, в отличие от каргинских, формировались в условиях холодного и сухого климата, при котором происходит деградация лесной и луговой растительности. В конце сартанского времени формируются и сменяют друг друга перегляциальные лесостепи и степи, степи и лесостепи и перегляциальне горно-лесные ландшафты.

На ряде памятников с-в, Центрального Алтая и северных его предгорий выявлены искусственные структуры. Это наземные (сл. 2 Ушлепа 6) или слегка углубленные кострища (Нахаловка I, Точка II, Тыткескень 3, Майма), вокруг которых иногда концентрируются артефакты (Сростки). В Майме обнаружена углубленная очажная конструкция с полукольце-вой обкладкой из галек и приуроченное к ней скопление ядрищ и орудий. Очаги, инкрустированные камнями, есть и на Усть-Куюме. Здесь же, возможно, представлены остатки наземного жилища (?), диаметром до шести метров, с очагами, снабженными каменной обкладкой, столбовые ямки и площадки для первичной обработки камня с наковальнями. Еще один вид структур - метрового диаметра каменные выкладки (Майма, Ушлеп 3).

На районах Предалтайской равнины и ю-з предгорий (Рудный Алтай) единичные разрушенные местонахождениями (Мохнатушка I, Усть-Голь-цовка I, Басиловский I) и пещерные объекты (сл. 3а Страшная), демонстрируют незначительные коллекции артефактов.

Памятники Центрального Алтая (нижний сл. Усть-Семы, 4 сл. Усть-Ку-юма, 6 сл. Тыткескеня 3, Каратурук) и северных предгорий (сл. 2, 3 Сросток, Урожайная, нижний сл. Маймы, Куюк 5) при всей вариабельности инвентаря обладают общими особенностями. Для них характерны техники параллельного скалывания основ с массивных ядрищ и микропластин с торцовых и клиновидных нуклеусов, иногда в виде микрообразцов (Майма, Каратурук). Из сколов преобладают отщепы. Среди орудий выделяются скребла (одинарные, двойные, конвергентные), иногда с частичной двусторонней отделкой (Сростки, Урожайная). Выразительны скребки из отщепов и пластин (округлые, овальные, концевые, веерообразные, нукле-видные, микроформы). Встречаются проколки на углу отщепов (Сростки), иногда с массивным коротким выступом (Майма) или утонченными жальцами (Усть-Куюм), ножи типа шатель–перрон, бифасы (треугольный образец из Каратурука), резцы, острия, долотовидные орудия, остроконечники, зубчато-выемчатые изделия. На ряде памятников (Усть-Сема, Усть-Куюм) в большом количестве, представлены галечные орудия, разнообразные ру- бящие и массивные скребущие изделия. Около села Победа на Чумыше обнаружены ярчайшие образцы изделий (кинжал, пазовые наконечники копий, гарпуны) выполненные из костей бизона. На стоянке Тыткескень 3 (слой 6) выявлено костяное острие.

Памятники с-з Алтая (сл. 9, 6, 5 Денисовой; 5б и, возможно, 4в Искры; 14б - 11а Каминной; 4 – 2 Усть-Каракола I) представляют жилые стоянки с полным циклом обработки камня. Техника раскалывания основана преимущественно на параллельном и призматическом расщеплении пород, включая микропластинчатые технологии. В качестве заготовок для орудий стоянок низкогорной (Искра, Денисова) части региона в основном использовались пластины и пластинки неправильных очертаний. Для объектов среднегорной части (Каминная) удлиненные заготовки менее характерны. Подобную вариабельность, возможно, отнести за счет качества сырья. В орудийных наборах характерно смешение мустьерских и верхнепалеолитических артефактов. Здесь представлены различные разновидности скребел (одинарные, двойные, диагональные, конвергентные), зубчатые орудия, анкоши, редкие остроконечники, галечные артефакты, ножи с обушками, шиповидные и клювовидные изделия. Значительные объемы формируют ретушированные пластины и отщепы, скребки (боковые, концевые, стрельчатые), резцы (боковые, поперечные, плоские), долотовидные изделия, проколки, редкие бифасы (овальные, листовидные) и орудия с черенком. Представлен и микроинвентарь в виде пластинок с притупленным краем, отсутствующий лишь на Усть-Караколе I. На ряде памятников выявлены изделия из кости. Так в Денисовой представлены иглы с ушком, проколки, подвеска из зубов оленя, пластина эмали бивня мамонта с искусственным отверстием, пронизки цилиндрической формы из трубчатых костей птиц, кольца из скорлупы яиц страуса, пластины с симметричными нарезками. Обработанная кость из Каминной включает иглы овального и округлого сечения, орудия с уплощенным основанием, образцы украшений из клыков животных. В материалах Искры известны костяные подвески из просверленных клыков лисицы, а также пластинка трубчатой кости с нарезками.

Разрушенные местонахождения (Куяхтенар, Чаганбургазы, Малталу) ю-в Алтая, возможно, отнести к стоянкам и стоянкам мастерским, иногда расположенных (Торгун, Бигдон) вблизи выходов сырья. На местонахождении Бигдон, обнаружены «стационарные» нуклеусы в виде массивных кусков пород со следами сколов. В индустриях доминирует параллельное расщепление массивных ядрищ. Представлены торцовые и клиновидные нуклеусы, редкие радиальные и леваллуазские. Наборы орудий сформированы пластинами с ретушью, скребками, резцами, скреблами (продольные, поперечные, с ретушью с брюшка, угловые, двойные), зубчато-выемчатыми изделиями. Малораспространенными выглядят долотовидные образцы, проколки, остроконечники и бифасы. В индустриях погребенных стоянок (сл. 1 – 4 Юстыда I, Юстыд II) представлены одно-, двухплощадочные, клиновидные и редкие карандашевидные ядрища, пластины с лицевой и 128

брюшковой ретушью, скребки концевые, боковые и на округлых отщепах, двугранно-угловые резцы, зубчатые, галечные орудия, простые, двойные и угловатые скребла, леваллуазские отщепы.

Памятники с-в Алтая (Ушлеп 1 – 3, 4, 6, 8, Школьная Гора I) характеризуются одно, двух и многоплощадочными плоскими и клиновидными ядри-щами. В наборах орудий представлены зубчато-выемчатые изделия, скребки (концевые на отщепах, двойные), угловые резцы, долотовидные орудия, скребла, острия, рубящие артефакты. На ряде стоянок выделяются пластины и пластинки с притупленным краем и обработанным скошенным концом.

Материалы заключительной стадии палеолита различных регионов Алтая несомненно обладают значительной схожестью. Все они характеризуются сосуществованием позднепалеолитических и архаических элементов. Безусловно, отдельные памятники различаются между собой разновидностями и объемами орудий. Объяснение подобной вариабельности – дело будущего. В целом алтайские стоянки близки по облику индустрии с синхронными стоянками юга Сибири и Монгольского Алтая. Отсюда следует, что Алтай в конце верхнего палеолита являлся частью унифицированной культуры Южной Сибири и прилегающих к ней районов с-з Монголии.

Статья