Анализ ESG-трансформации мировой и российской экономики: направления деятельности государства в области устойчивого развития

Автор: Черевко В.Е., Бережных М.А.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 3-2 (109), 2024 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматриваются преимущества и перспективы устойчивого развития экономики и внедрения ESG-принципов в бизнес-процессы и производство, осуществляется анализ объёмов мирового и российского рынка финансовых инструментов в области ESG, а также делаются выводы о развитии устойчивых инвестиций в будущем. В представленном исследовании анализируется место России на мировой арене в рамках внедрения ESG-принципов в экономику и стимулирования ESG-инвестиций, указываются направления деятельности государства и его роль в области обеспечения устойчивости экономики и расширения ESG-индустрии, а также предлагаются рекомендации, направленные на стимулирование устойчивого развития и ESG-инвестиций в РФ в новых геополитических условиях.

Еще

Инвестиции, устойчивое развитие, esg-принципы, esg-инструменты, зеленая экономика, рынок устойчивого финансирования, государственное регулирование экономики, государственно-частное партнерство

Короткий адрес: https://sciup.org/170203068

IDR: 170203068   |   DOI: 10.24412/2411-0450-2024-3-2-174-181

Текст научной статьи Анализ ESG-трансформации мировой и российской экономики: направления деятельности государства в области устойчивого развития

В настоящее время ESG-принципы приобретают всю большую популярность в мире, так как достижение устойчивого развития – важнейшая макроэкономическая задача, сложность и значимость которой постоянно возрастает [1, с. 429]. Это в свою очередь обусловлено объективными факторами, определяющими качество жизни населения: экологией и социальной составляющей [2, с. 31-32]. Сегодня ESG-принципы повсеместно внедряются в биз-нес-процессы и производство, выделяются огромные средства на проекты устойчивого развития, растёт объём ESG-инвестиций. В то же время Россия серьёзно отстаёт от развитых стран в данной области, вдобавок ситуацию ухудшает глобальная геополитическая напряжённость и санкционное давление. Указанные неблагоприятные условия создают необходимость в активизации государственной политики, направленной на обеспечение устойчивого развития и внедрение ESG-стратегии в экономику.

Для лучшего понимания представленного материала дадим определение ключевым понятиям.

ESG – это определённая концепция, выражающаяся в своде правил, подходов и принципов устойчивого развития, применяющихся в бизнесе и экономике. Аббревиатура ESG расшифровывается как Environmental, Social, Governance (окружающая среда, социальные аспекты, управление).

E – Environmental. Данный принцип касается влияние бизнеса на окружающую среду и предполагает ответственное и внимательное к ней отношение, рациональное и бережливое использование природных ресурсов, снижение выбросов загрязняющих веществ и отходов и охрану биоразнообразия и др.

S – Social. К этому принципу относят взаимодействие бизнеса с обществом в целом (с клиентами и сотрудниками): соблюдение трудовых норм, забота о сотрудниках и клиентах, качественное обслуживание и безопасность, социальные программы и благотворительные инициативы и др.

G – Governance. Данный принцип предполагает ответственное корпоративное управление, прозрачность работы компа- нии, выплату «белых» заработных плат, сохранность данных клиентов и сотрудников, противодействие коррупции и др.

ESG-инструменты означают совокупность показателей, методов оценки, стандартов и метрик, использующихся для анализа и измерения выполнения ESG-принципов. Они позволяют компаниям успешно интегрировать устойчивое развитие в свою стратегию.

Финансовые инструменты устойчивого развития (инструменты ESG-инвестирования) направлены на финансовое обеспечение программ устойчивого развития (ESG-программ) и включают в себя соответствующие финансовые инструменты (устойчивые облигации и кредиты, «зелёные» и социальные облигации и кредиты, облигации по корпоративному управлению, ESG-фонды, ESG-деривативы, ESG-дспозиты, ESG-кредиты и др.)

Стоит отметить, что внедрение ESG-стратегии в бизнес не только способствует сохранению окружающей среды, социальному развитию, повышению качества и продолжительности жизни людей, но и даёт соответствующим компаниям серьёзные преимущества (в том числе способствует научно-техническому прогрессу): увеличивает рентабельность и эффективность бизнеса; существенно уменьшает риски [3, с. 110]. Компании, придерживающиеся ESG-принципов в своей деятельности, являются наиболее надёжными, эффективными и прибыльными в долгосрочной перспективе, что ставит их в определённо более выгодное положение.

Таким образом жизненно необходимо внедрять в бизнес и производство принципы экологической, социальной и корпоративной ответственности, так как именно это не только создаёт благополучное и стабильное будущее, но и становится определяющим фактором привлекательности компаний в долгосрочной перспективе.

Основываясь на данные Bloomberg, можно сделать вывод, что рынок финансовых инструментов в области ESG и устойчивого развития стремительно развивается уже более 10 лет (рис. 1).

1,2

Рис. 1. Выпуск «зелёных», социальных, устойчивых и связанных с устойчивостью облигаций в трлн долл. США [4; 5]

Самое масштабное увеличение продаж ESG-облигаций произошло с 2019 по 2021 года, за данный период рынок вырос примерно на 0,775 трлн долларов (с 0,3266 до 1,1 трлн долл.) (рис. 1).

В 2022 году было привлечено около 0,9 трлн долларов в облигациях устойчивого развития, таким образом падение состави- ло почти 19% по отношению к прошлому году (1,1 трлн долл.) [4; 3, с. 108]. Причиной данного годового уменьшения продаж (первого с 2007 года) стало повышение процентных ставок многими странами для стабилизации и снижения инфляции, а также глобальная неопределённость и геополитическая напряжённость.

В 2023 году выпуск ESG-облигаций (в том числе устойчивых и связанных с устойчивостью) составил 0,939 трлн долл., таким образом рынок вырос на 3% по сравнению с 2022 г. [4]. В то же время по прогнозу Института международных финансов объём продаж долговых обяза- тельств в сфере ESG и устойчивого развития в 2023 г. должен был составить 1,7 трлн долл. В 2024 г. прогнозируется долг в 2 трлн. долларов, что определённо подтверждает дальнейшее развитие восходящего тренда (рис. 2).

Рис. 2. Прогнозное развития устойчивого долгового рынка в трлн долл. США (данные за 2023 и 2024 гг. отражают базовые сценарии выпуска IIF) [6]

Таким образом восстановление рынка финансовых инструментов устойчивого развития после значительного снижения в 2022 г. происходит достаточно активно, и в ближайшие десятилетия данный вид ин- вестиций будет только развиваться, отражая общемировой тренд. В доказательство этому можно привести безумный рост продаж ESG-облигаций в январе и феврале 2024 года (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Выпуск «зелёных», социальных, устойчивых и связанных с устойчивым развитием облигаций правительствами и корпорациями только за январь в млрд долл. США [7]

Так, за первый месяц года продажи ESG-облигаций по всему миру достигли 149,5 млрд долл., что сделало данный ян- варь самым загруженным за всю исто рию [7].

Рис. 4. Продажи «зелёных» облигаций корпорациями и правительствами только за февраль в млрд долл. США [8].

За второй месяц года продажи «зелёных» облигаций составили 54,7 млрд долларов, что сделало этот февраль самым активным с момента появления данных финансовых инструментов [8].

К сожалению, сегодня Россия серьёзно отстаёт в сфере устойчивого финансирования. Первый выпуск устойчивых облигаций в РФ произошёл сравнительно недавно, в 2018 г. В 2021 г. российские объёмы устойчивых инвестиций составили всего лишь 2,4 млрд долл. в «зелёных» облигациях (например, в США и Германии значения достигли 61,4 млрд долл. и 41,3 млрд долл. соответственно) и 0,4 млрд долл. в социальных облигациях (для сравнения во Франции объёмы продаж социальных облигаций достигли 49,6 млрд долл.) [3, с. 110].

Согласно данным рейтингового агентства, «Эксперт РА» рынок ценных бумаг устойчивого развития (ESG-облигации) в 2023 г. в России вырос до 489 млрд руб. (около 5,4 млрд долл.), тем самым увеличившись почти на треть по отношению к прошлому году. По прогнозу агентства, в 2024 г. в целом объём рынка ESG-облигаций не превысит 550 млрд рублей (около 6 млрд долл.) [9]. Стоит отметить, что, несмотря на хороший рост, в настоящее время отечественный рынок финансовых ESG-инструментов составляет не более 0,6% международного рынка, что демонстрирует значительное отставание нашей страны в данной сфере. Таким образом от нашего государства требуется немедленное принятия соответствующих мер по развитию ESG-индустрии, а также активное стимулирование собственной инфраструктуры финансовых инструментов в области устойчивого развития в условиях санкционных ограничений и геополитической напряжённости.

Рассмотрим ключевые направления деятельности государства в области устойчивого развития и стимулирования ESG-инвестирования в России.

Стоит сказать, что на сегодняшней день в РФ формирование системы регулирования сферы ESG активно продолжается, но в то же время нельзя не отметить, что государством были предприняты и реализованы ключевые меры в данной области. В 2019 г. были запущены отечественные фондовые индексы ESG, а также создан Сектор устойчивого развития на Московской бирже, ориентированный на финансирование проектов в области социально значимых инициатив и экологии, что стало важным событием для российского ESG-рынка. Начиная с 2020 г. Минэкономразвития РФ стало выполнять функцию координации по вопросам инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств для проектов устойчивого развития. Государственная корпорация ВЭБ РФ взяла на себя решение задач, непосредственно связанных с созданием методологий отечественных инструментов устойчивого развития и ведением учёта всех верификаторов данных инструментов, а также разработала «таксономию зелёных и адап- тационных проектов» и требования к системе «верификации». На данный момент ЦБ РФ принимает значительное участие в создании условий для финансирования устойчивого развития в стране [10, с. 132].

Предприняты меры в области развития нормативно-правовой базы: Правительством России было выпущено распоряжение № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зелёного) развития Российской Федерации» от 14.07.2021 г. [11], ключевым моментом стало принятие Постановления Правительства РФ № 1587 «Об утверждении критериев проекта устойчивого (в том числе зелёного) развития в Российской Федерации и требований к системе верификаций проектов устойчивого (в том числе зелёного) развития Российской Федерации» от 21.09.2021 г. [12]. Данные документы внесли огромный вклад в развитие отечественной инвестиционной среды и привлечение более дешёвого финансирования в сфере ESG. В России набирает популярность использование финансовых ESG-инструментов при реализации проектов ГЧП [13, с. 24]. Государство также поддерживает проекты, направленные на устойчивое развитие, используя административные и экономические меры, «зелёные» госзакупки и государственные гарантии, информационные работы.

Нельзя не затронуть национальный проект «Экология», в рамках которого реализуется переход России на «зелёную» экономику и ответственное производство [14].

Далее рассмотрим рекомендации, направленные на стимулирование устойчивого развития и ESG-инвестиций в РФ.

Сегодня в России в условиях санкционных ограничений и глобальной неопределённости особая роль в развитии ESG-индустрии и внедрении ESG-принципов в экономику и бизнес отводится именно государству, причём как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Государству необходимо и дальше усиленно развивать сотрудничество с бизнесом в сфере ESG через ГЧП, МЧП, заключение концессионных соглашений и соглашений о реализации стратегических инвестиционных проектов (так как данные способы сотрудничества и финансирования проектов на практике доказали свою эффективность и надёжность [15, с. 8384]). Заметим, что важно стимулировать устойчивые (ESG) проекты ГЧП и МЧП в совершенно разнообразных инфраструктурных сферах, например в таких определённо значимых областях как транспорт и промышленность, городская среда и ЖКХ, коммунально-энергетическая сфера, благоустройство, здравоохранение, образование и наука, а также цифровая инфраструктура. Необходимо равномерно развивать устойчивые (ESG) проекты ГЧП и МЧП на всех уровнях реализации (на федеральном, региональном и муниципальном), избегая чрезмерной дифференциации.

Следует активно разрабатывать и принимать нормативные, экономические и административные меры, развивать отечественную ESG-инфраструктуру (в том числе ESG-инструменты): создавать, совершенствовать и внедрять в бизнес критерии, стандарты, сертификаты и методики в области устойчивого развития, структурировать все обращающиеся финансовые ESG-инструменты и прописать чёткие отличия, обеспечить соответствие российских компаний международным ESG-стандартам для привлечения инвесторов из дружественных стран (перспективными партнёрами являются страны СНГ, ЕАЭС, БРИКС+, ШОС и др.).

Важно придерживаться принципу «загрязнитель платит», используя экономические и административные меры (например, введение новых экологических налогов и сборов и/или ужесточение старых) и иные меры, но в то же время необходимо как поддерживать и поощрять деятельность предприятий, соответствующих принципам устойчивого развития, так и давать возможность «грязным» компаниям и производствам менять бизнес-модель и переориентироваться на ESG-принципы.

Региональная политика должна соответствовать общегосударственной, следует не допускать неравенства среди Субъектов РФ по уровню устойчивого развития, так как это станет главным сдерживающим фактором при будущей глобальной ESG-трансформации экономики.

Государству необходимо проверять компании, осуществляющие свою деятельность под маркировкой ESG, на соответствие стандартам устойчивого развития, а также принимать меры по борьбе с «зелёной маскировкой». Организации, использующие «greenwashing» избегают финансовых санкций и налогов, получают более дешёвое финансирование и различные привилегии, не прикладывают реальных усилий по обеспечению устойчивого развития.

Хочется отметить важность развития рынка финансовых ESG-инструментов (ESG-облигаций), доступных обычным гражданам. Государству и бизнесу следует повышать популярность данных инвестиций среди обычных людей и способствовать росту количества ответственных инвесторов. Это можно осуществить, например, путём использования образовательных роликов (как для взрослых, так и для детей) о преимуществах устойчивого развития, а также с помощью широкой рекламы соответствующих финансовых инструментов и их потенциальной доходности.

Подводя итоги, следует отметить, что в рамках данного исследования даны определения ключевым понятиям; обозначены преимущества устойчивого развития и положительные эффекты ESG-трансформации экономики (причём как для общества, так и для бизнеса); проведён анализ объёмов мирового и российского рынка финансовых инструментов в области устойчивого развития; на основе прогнозов и полученной информации сделаны выводы о дальнейшем активном развитии данных инвестиций, росте их объёмов и укреплении общемирового тренда; доказано, что Россия существенно отстаёт от мировых лидеров в области ESG-трансформации экономики; рассмотрены ключевые направления деятельности государства РФ в области обеспечения устойчивого развития; указана особая роль государства в развитии ESG-индустрии и внедрении ESG-принципов в экономику и бизнес в новых геополитических условиях; предложены рекомендации, направленные на стимулирование устойчивого развития и ESG-инвестиций в РФ (в том числе в условиях санкционного давления, глобальной неопределённости и геополитической напряжённости).

Статья научная