Анализ функционально-технологического потенциала использования топинамбура при производстве продуктов питания
Автор: Ражина Е.В., Смирнова Е.С., Горелик О.В., Степанов А.В., Павлова Я.С.
Журнал: Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий @vestnik-vsuet
Рубрика: Пищевая биотехнология
Статья в выпуске: 1 (95) т.85, 2023 года.
Бесплатный доступ
Топинамбур-клубнеплод семейства астровые, имеющий важное значение в качестве натурального пищевого обогатителя продуктов питания, в том числе кисломолочных, мясных, кондитерских, хлебобулочных изделий. Из топинамбура получают экстракты, сиропы, пасты, порошки, предназначенные для обогащения пищевых продуктов. Топинамбур в своем составе содержит биологически активные вещества, в том числе уникальный углеводный комплекс, состоящий из фруктозы и ее полимеров (инулин). В настоящее время из топинамбура вырабатывают концентраты с разными функционально-технологическими свойствами, определяющими водопоглощающую и жиропоглощающую способность, химический состав и коллоидные процессы. Данный обзор посвящен анализу литературных источников, в том числе научных статей в российских и зарубежных журналах с целью изучения ассортимента продуктов питания с добавлением разных концентратов топинамбура и изучению их химических и технологических свойств. Представлен ассортимент концентратов, используемых для обогащения пищевых продуктов. Выявлены общие закономерности влияния концентратов на технологические свойства готовых продуктов. Авторами показано, что не все концентраты положительно влияют на структуру готового продукта. Проведен анализ химического состава разных концентратов из топинамбура. Высокую пищевую ценность имели концентраты с высоким углеводным составом: сушеные клубни, добавка из жома, порошок. Все анализируемые концентраты имели низкую жирность, что подтверждает возможность применения в диетическом и лечебном питании. Осуществлен анализ витаминного состава концентратов, преобладающим являлся витамин С. Определен наиболее распространенный вид концентрата из топинамбура, широко используемый в разных отраслях пищевой промышленности (порошок).
Топинамбур, концентраты, продукты питания, обогащение, функционально-технологические свойства
Короткий адрес: https://sciup.org/140301799
IDR: 140301799 | DOI: 10.20914/2310-1202-2023-1-143-148
Текст обзорной статьи Анализ функционально-технологического потенциала использования топинамбура при производстве продуктов питания
Здоровое питание является решающим фактором, влияющим на состояние здоровья человека. Одной из основных задач государственной политики РФ в области здорового питания является расширение ассортиментного перечня пищевых продуктов, обогащенных функциональными составляющими [1–2]. В настоящее время в реализации достаточно часто встречаются продукты питания, имеющие функциональное значение, которые способствуют увеличению количества и качества питательных веществ [3].
В последние десятилетия изготовители все чаще обогащают продукты питания функциональными компонентами растительного происхождения с целью улучшения технологических и сенсорных характеристик продукта. Использование в пищу обогащенных продуктов – эффективное средство укрепления защитных функций организма [4].
Одним из функциональных компонентов растительного происхождения, получивших все большее распространение в обогащении продуктов питания, является топинамбур [5–6].
Топинамбур – клубнеплод, обладает кормовыми, лекарственными, декоративными, пищевыми и техническими характеристиками [7–9].
В настоящее время расширяется рынок обогащенных пищевых продуктов в основном путем введения зарубежных пищевых добавок. Заменой импортным добавкам может стать топинамбур, являющийся экологически чистым сырьем. Доказано, что данный продукт позволит не только профилактировать патологические состояния, но и повысить устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды [6,12].
Учеными разработаны концентраты из топинамбура: экстракты, порошки, сиропы, пасты, имеющие разные пищевые и биологические свойства.
В связи с этим возникает интерес исследования технологического использования разных концентратов, изготовленных их клубней топинамбура в составе продуктов питания.
Цель обзора – систематизация, сравнение, анализ функционально – технологических характеристик пасты, порошка, сушеных клубней топинамбура и возможности использования их при производстве кисломолочных продуктов.
Материалы и методы
Материалами для исследований являлись научные и аналитические результаты исследований отечественных и зарубежных ученых. В качестве методов использовался мониторинг, анализ используемых данных источников, систематика и обобщение с целью подведения результатов работы.
Представлен анализ эффективности использования разных видов концентратов, произведенных из топинамбура при производстве продуктов питания.
Данные исследований ученых представлены в диаграммах и таблицах. Поиск литературных источников проводили в базах данных Scopus, Web of Science, Elibrary, ЭБС Лань.
Анализ химического состава и пищевой ценности концентратов из топинамбура, используемых в разных отраслях пищевой промышленности
Данные В.И. Прокопенко, Ю.И. Куликова (рисунок 1) свидетельствуют о том, что во всех концентратах, изготовленных из топинамбура и предназначенных для производства мясных продуктов, содержалось невысокое количество белка 2–7% при большом уровне углеводов, что дает возможность использовать данные концентраты как углеводные добавки.
Наибольшее количество углеводов отмечено в сушеных клубнях – 83%, что на 6% и 23% выше по сравнению с экстрактом и порошком.
Проведен анализ пищевой ценности концентратов на основе топинамбура, используемых в производстве разных продуктов питания, таблица 1 [12–16].
Согласно исследованиям авторов, наибольшее распространение из концентратов топинамбура получили порошок и паста, используемые для обогащения разных продуктов питания. Высокую пищевую ценность имели добавка из жома топинамбура, сушеные клубни, порошок, отличающиеся значительным содержанием углеводов (от 70,2 до 78,6%). Все концентраты отличались низким содержанием жира – 0,4–1,9%, что подтверждает возможность использования добавок в диетическом питании.
Существенную долю концентратов из топинамбура составляют углеводы, представленные в основном клетчаткой, фруктозой, глюкозой, сахарозой, инулином, пектиновыми веществами, целлюлозой. Наиболее ценным углеводом является инулин, имеющий низкий гликемический индекс. Высокое количество углеводов способствует росту молочнокислых бактерий, что имеет большое значение при производстве кисломолочных продуктов [12]. На рисунке 2 приведен углеводный состав разных концентратов, изготовленных из топинамбура [15].

(a)

■ инулин, г ■ пектин, г ■ клетчатка, г
(b)

■ фруктоза,% ■ глюкоза,%
■ инулин,% ■ пектин,% протопектин,% ■ гемицеллюлоза,%
(c)
Рисунок 1. Содержание основных компонентов разных видов концентратов, изготовленных их топинамбура: (a) – паста из топинамбура; (b) – порошок; (c) – пищевая добавка для жома
Figure 1. The content of the main components of different types of concentrates made from jerusalem artichoke: (a) topinambour paste; (b) powder; (c) food additive for pulp
-
■ углеводы,% влага, % ■ белок,% ■ жир, % ■ углеводы,% ■ влага,% ■ белок,% ■ жир,% ■ углеводы,% влага,% ■ белок,% ■ жир,%
(a)
(b)
(c)
Рисунок 2. Углеводный состав концентратов из топинамбура, применяемых в хлебобулочной, мясной, молочной отраслях промышленности: (a) – экстракт; (b) – порошок; (c) – сушеные клубни
Figure 2. Carbohydrate composition of jerusalem artichoke concentrates used in the bakery, meat, dairy industries: (a) extract; (b) powder; (c) dried tubers
Экспериментальные данные различных авторов согласуются с выводами ученого Васильева А.С., с целью обогащения хлебобулочных изделий топинамбуром разрабатывают концентраты со значительным содержанием инулина, что влияет на увеличение водопоглотительных свойств муки, способствует уплотнению структуры теста, сокращению содержания сахара и снижению энергосодержания [15].
Не все концентраты из топинамбура оказывают положительное воздействие на структуру продукта, их органолептические показатели. Согласно данным Рябовой В.Ф., включение порошка из топинамбура в рецептуру хлебобулочных изделий приводит к разрушению структуры ценного сырья, в результате этого теряются ценные биологически активные вещества, и снижается пористость мякиша [17].
Большинство концентратов из топинамбура содержит водорастворимые витамины и минеральные вещества, что отражено в работе Барсуковой И.Г. (таблица 2) [18].
При исследовании витаминного состава авторами определено содержание водорастворимых витаминов. Наибольшее содержание витамина С и минеральных веществ определено в порошке. Витамины группы В преобладали в пасте.
Анализ водопоглощающей (ВПС) и жиропоглощающей (ЖПС) способности разных концентратов из топинамбура
Водопоглощающая способность концентратов из топинамбура зависит от содержания инулина. В исследованиях Васильева А.С. показано, что инулин связывает воду в четырехкратном увеличении в сравнении с собственной массой, повышается влажность готовых изделий, интенсифицируется жизнедеятельность бродильных микроорганизмов. Порошок из топинамбура возможно использовать в роли фитоулучшителя готовых хлебобулочных изделий. Использование порошка топинамбура увеличивает водопоглотительную способность муки, что влияет на уплотнение структуры теста и увеличение пористости готовых изделий [15].
Данные Прокопенко В.И. свидетельствуют о высоких уровнях водопоглощающей и жиропоглощающей способности порошка и сушеных клубней (рисунок 3), что окажет положительный эффект при изготовлении колбас [14].
Доказано, что пищевая добавка из жома топинамбура имеет высокую водопоглощающую способность, проявляющуюся в большей степени при повышении температуры. 0-200

ВПС, %
Рисунок 3. Водопоглощающая и жиропоглощающая способность концентратов из топинамбура
Figure 3. Water-absorbing and fat-absorbing capacity of Jerusalem artichoke concentrates
Таблица 1.
Пищевая ценность разных видов концентратов из топинамбура
Table 1.
Nutritional value of different types of jerusalem artichoke concentrates
Химический состав | Chemical composition |
Экстракт Extract |
Порошок Powder |
Паста Pasta |
Сушеные клубни Dried tubers |
Пищевая добавка из жома | Food additive from pulp |
Кисломолочные продукты | Fermented milk products |
|||||
Жир, % Fat, % |
- |
2,5 ± 0,1 |
0,1 ± 0,02 |
- |
- |
Белок, % Protein, % |
- |
3,0 ± 0,2 |
1,3 ± 0,06 |
- |
16,9 ± 2,1 |
Углеводы, % Carbohydrates, % |
- |
5,2 ± 0,1 |
19,8 ± 0,07 |
- |
73,1 ± 3,9 |
Мясные продукты (колбасные изделия) | Meat products (sausage products) |
|||||
Жир, % Fat, % |
1,3 ± 0,03 |
3,2 ± 0,07 |
0,1 ± 0,03 |
1,6 ± 0,1 |
- |
Белок, % Protein, % |
1,9 ± 0,06 |
7,1 ± 0,05 |
1,4 ± 0,09 |
4,1 ± 0,04 |
- |
Углеводы, % Carbohydrates, % |
54,2 ± 4,4 |
73,2 ± 4,6 |
19,3 ± 0,06 |
78,6 ± 3,7 |
- |
Хлебобулочные изделия | Bakery products |
|||||
Жир, % Fat, % |
- |
0,4 ± 0,08 |
0,1 ± 0,01 |
1,9 ± 2,0 |
- |
Белок, % Protein, % |
- |
8,5 ± 0,1 |
1,3 ± 0,09 |
6,7 ± 1,3 |
16,9 ± 2,1 |
Углеводы, % Carbohydrates, % |
- |
70,2 ± 0,2 |
19,6 ± 0,04 |
73 ± 2,1 |
73,1 ± 3,9 |
Таблица 2.
Витаминный и минеральный состав концентратов из топинамбура
Table 2.
Vitamin and mineral composition of аеrusаlеm artichoke concentrates
Показатель | Indicator |
Порошок | Powder |
Паста | Paste |
Витамин С, мг | Vitamin C, mg |
13,2 |
6,0 |
Витамин В1, мг | Vitamin B1, mg |
0,04 |
0,07 |
Витамин В2, мг | Vitamin B2, mg |
0,06 |
0,06 |
Витамин В6, мг | Vitamin B6, mg |
- |
0,2 |
Натрий, мг | Sodium, mg |
15,1 |
3 |
Калий, мг | Potassium, mg |
260,8 |
200 |
Кальций, мг | Calcium, mg |
154,4 |
20 |
Магний, мг | Magnesium, mg |
178,9 |
12 |
Фосфор, мг | Phosphorus, mg |
419,5 |
78 |
Заключение
Использование разных видов концентратов из топинамбура способствует расширению ассортимента молочных, мясных, хлебобулочных изделий, улучшению технологических и пищевых качеств готового продукта. Обогащенные изделия могут использоваться с целью придания продукту лечебно-профилактических свойств, особенно предпочтение отдается применению в питании диабетиков.
Список литературы Анализ функционально-технологического потенциала использования топинамбура при производстве продуктов питания
- Разумовская Е.С. Состояние рынка услуг по государственной регистрации специализированной пищевой продукции // Инновации и продовольственная безопасность. 2020. № 4. С. 71-77. https://doi.org/10.31677/2072-6724-2020-30-4-71-77
- Гиноян Р.В. Технология производства йогурта функционального назначения, обогащенного смесью сухого порошка пророщенной пшеницы и пюре из черники и голубики // Вестник ВГУИТ. 2018. T 80. № 4. С. 283-287. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2018-4-283-287
- Елисеева Л.Г., Яценко Н.Н. Изучение пребиотических свойств кисломолочного продукта, обогащенного препаратами инулина и хрома // Хранение и переработка сельхозсырья. 2019. № 3. С. 90-99. https://doi.org/10.36107/spfp.2019/122
- Милютина А.К., Кыздарбек У., Ромазяева И.Р., Жылкыайдарова А., Кыздарбекова А.С. Разработка йогурта с антиоксидантами растительного происхождения // Молочнохозяйственный вестник. 2020. № 1. С. 103-114.
- Крючкова В.В., Белик С.Н., Горлов И.Ф., Сложенкина М.И., Брехова С.А. Разработка рецептуры и оценка функционально-технологических свойств кисломолочного продукта, обогащенного топинамбуром и красной смородиной // Хранение и переработка сельхоз сырья. 2019. № 3. С. 46-55. https://doi.org/10.36107/spfp.2019.192
- Qiu. Y., Ley P., Zhang I., Sha Y. Recent advances in bio-based multi-products of agricultural Jerusalem attichoke recources // Biotechnology for Biofuls. 2018. P. 1-15. https://doi.org/10.1186/s13068-018-1152-6
- Коломейченко В.В. Полевые и огородные культуры России. Кормовые: монография; 2е изд., испр. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 560 с.
- Dubkova N.Z., Kharkov V.V., Vakhitov M.R. Using Jerusalem artichoke in functional food production // Foods and raw materials. 2021. P. 69-78. https://doi.org/10.21603/2308-4057-2021-1-69-78
- Думанишева З.С. Определение оптимального способа производства пасты из топинамбура // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. 2019. № 4(26). С. 44-48.
- Игитханян Д.А., Габриелян Д.С. Проектирование состава кисломолочного продукта с использованием растительных ингредиентов и обеспечением безопасности его производства // Молодые исследователи агропромышленного и лесного комплексов регионам. 2021. 346 с.
- Shariati M.A., Khan M.U., Hleba L. Topinambur (The Jerusalem artichoke): nutritional value and its application in food products: an update treatise // Jounal of microbiology, biotechnology and food sciences.2021. P. 1-8. https://doi.org/10/15414/jmbs.4737
- Дубовик А.В., Крючкова В.В., Горлов И.Ф., Белик С.Н. Технология кисломолочного продукта, обогащенного растительными компонентами // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. 2019. № 4(26). С. 44-48.
- Puchkova T.S., Pikhalo D.M., Karasyova O.M. About the universal technology of processing Jerusalem artichoke and chicory for inulin // Food systems. 2019. P. 36-43. https://doi.org/10.21323/2618-9771-2019-2-2-36-43
- Прокопенко В.И., Куликов Ю.И. Сравнительная оценка функционально-технологических свойств концентратов топинамбура // Известия вузов. Пищевая технология. 2017. № 2-3. С. 36-38.
- Васильев А.С., Чумакова Е.Н., Фаринюк Ю.Т. Формирование показателей качества пшеничного хлеба при добавлении порошка топинамбура // Вестник КрасГАУ. 2019. № 5. С. 174-181.
- Adel KH.M., Ali H.M., Ahmed E.A. Influence of Jerusalem artichoke as inulin rich component on ice milk characteristics // Word jounal of dairy and food sciences. №. 16(1). P. 1-7.
- Рябова В.Ф., Латыпова С.Ш., Ходакова Е.Е., Миллер Д.Э. Пищевая добавка из топинамбура для производства хлебобулочных изделий с лечебно-профилактическими свойствами // Молодой ученый. 2015. № 23(103). С. 217-219.
- Петрухин Д.А., Ковалева Е.Д., Ключко Н.Ю. Современные тенденции в производстве мармеладо-пастильных изделий // Вестник молодежной науки. 2020. №. 3 (25). С. 13.
- Лисовой В.В., Купин Г.А., Казимирова М.А., Лукьяненко М.В. Исследование химического состава и свойств пищевой добавки из топинамбура // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК-продукты здорового питания. 2016. № 4. С. 86-89.
- Maumela P., Rensburg E., Anny F.A. Chimphango. Sequential extraction of protein and inulin from the tubers of Jerusalem artichoke // Journal of Food Science and Technology. 2020. V. 57. P. 775-786.