Анализ экспорта угля в России

Автор: Грушина Н.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 6-2 (19), 2015 года.

Бесплатный доступ

Данная публикация посвящена вопросам, связанным с анализом экспортом угля в России.

Россия, уголь, экспорт, экономика, энергоресурсы

Короткий адрес: https://sciup.org/140115121

IDR: 140115121

Текст научной статьи Анализ экспорта угля в России

Уголь является одним из основных видов мировых энергоресурсов на данный момент, по сравнению с другими видами топлива, ввиду его значительных мировых запасов и большей доступности. Угольная промышленность занимает одну из важнейших позиций в российской экономике – обеспечивает население, энергетику, металлургию, химическое производство топливом.

Россия находится на втором месте в мире по запасу угля. Она занимает лидирующие позиции в мире по производству и экспорту угля. Поэтому добыча угля в России – одна из основных сфер добывающей промышленности, развитию которой уделяют большое внимание.

На экспорт из России уходит в основном энергетический уголь, не востребованный в России, так как на внутреннем рынке в энергетике потребляется больше бурых углей, чем каменных. Коксующийся уголь, используемый в металлургии, экспортируют не так активно, поскольку его качество не соответствует мировым стандартам.

Угледобывающая отрасль России на самом деле переживает сложные времена, как, впрочем, и другие отечественные отрасли промышленности.

Добыча угля в РФ в 2012 и 2013 годах снижалась: с 355 млн тонн в 2012 году до 352 млн тонн в 2013 году. Причины – негативные тенденции на мировом рынке и отсутствие роста спроса на внутреннем.

Доходы РФ от продажи за рубеж угля за 2015 год сократились до 7,3 млрд долларов, что на 17% меньше прошлогоднего показателя. При этом объёмы экспортного угля не сократились, а даже увеличились. Так, в дальнее зарубежье было отправлено 105 млн тонн, что почти на полпроцента больше. В страны СНГ отгружено 7,5 млн тонн, что на 5% меньше, чем год назад. В целом объём экспорта соответствует прошлогоднему уровню и составляет 113 млн тонн. [1]

Однако стоимость угля из-за изменений на валютном рынке сыграла в невыгодную сторону. В итоге выручка от продажи угля в дальнее зарубежье снизилась на 16,6% и составила 6,7 млрд долларов. Продажи в страны СНг в ценовом выражении упали почти на 25% и составили 565 млн долларов. Пронедра ранее писали, что на мировом рынке тонна угля впервые стала стоить меньше 50 долларов.

Особенностью российского угольного экспорта является высокая доля транспортной составляющей в стоимости угля. Примерно 80 % балансовых запасов энергетического угля в России сосредоточено в районах Западной и Восточной Сибири, а основные залежи коксующегося угля – в Кузнецком бассейне. Но экспорт в страны Азии сопряжен с рядом проблем. Кузбасс, где добывается 2/3 всего угля страны, находится в 4-5 тысячах километров от южных границ. Ни в одной стране мира, активно экспортирующей уголь, нет таких гигантских расстояний. Угольщики в любом случае вынуждены пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Железнодорожные тарифы съедают значительную часть прибыли угольных компаний. Отчасти эту проблему должно решить расширение Транссиба и БАМа, создание энергоемких производств на Дальнем Востоке и Восточной части Сибири. И большая часть вводимых портовых мощностей придётся на Дальний Восток – к 2030 году мощность портов составит 155 млн т, ряд проектов уже реализуется. [2]

В прошлом году (по известным причинам) несколько изменилась структура российского угольного экспорта. Впервые за несколько лет отгрузки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) превысили отгрузки в Европу: в страны АТР было экспортировано 65 млн тонн угля против 60 млн тонн угля европейского экспорта. Одна из причин – стоимость российского угля на фоне усиления доллара к рублю стала ниже, чем у основного конкурента, австралийского угля.

За 2014 год отгрузки на сети РЖД в Турцию, Финляндию, Великобританию выросли на 16-30%. По итогам февраля 2015 года страны Евросоюза продолжили увеличивать поставки российского угля в среднем на 20%, компенсируя выпавшие объемы украинского угля. Турция увеличила закупки на 39,3%, Литва – в 7,5 раз. На 5,5% увеличила закупки Япония.

В то же время примерно вдвое сократились поставки российского угля в Польшу, Нидерланды, Украину. Не так сильно, но тоже снизились поставки угля в Китай и Южную Корею.

Еще и Китай серьезно берется за добычу и переработку собственных залежей углей. «Кроме того, китайское правительство дало неофициальное распоряжение местным предприятиям не брать иностранный уголь, чтобы поддержать национальных производителей», – говорит собеседник «Ведомостей» в одной из российских угольных компаний. [3]

К тому же в условиях экономического кризиса власти КНР решили оказать собственным угледобывающим компаниям государственную поддержку путем повышения ввозных пошлин на импортный уголь. С начала 2015 года введены пошлины. Принятые меры для китайских угольщиков снизили конкуренцию со стороны угольных компаний других стран, в том числе и со стороны российских: по данным Федеральной таможенной службы, экспорт угля из России в Китай за январь-февраль упал на 40% к уровню аналогичного периода прошлого года и составил 2,7 млн тонн.

Крупнейший импортер энергетического угля Индия (ежегодная потребность 787 млн тонн), тоже намерена значительно увеличить собственную добычу и, соответственно, сократить импорт. Для этого в стране предпринимается целый ряд мер. Во-первых, Индия последовала примеру Китая и с 1 апреля повысила импортные пошлины на металлургический уголь с 2,5% до 5%. Во-вторых, Coal India, являющаяся монополистом по угледобыче (на ее долю приходится 80% от производимого в стране угля), в 2015-2016 финансовом году собирается увеличить производство до 550 млн тонн (на 50 млн тонн больше к уровню предыдущего года), а к 2019 году – более чем в 2 раза, до 1 млрд тонн. Индийское правительство рассчитывает, что через 2-3 года сможет остановить импорт энергетического угля, который в 2014-2015 финансовом году составил около 200 млн тонн. Также Индия приобретает новые активы: в конце прошлого года госкомпания International Coal Ventures договорилась о приобретении у австралийской Rio Tinto (вторая горнорудная компания в мире) нескольких шахт в Мозамбике.

Таким образом, расчеты на дальнейшее увеличение экспортного грузопотока угля в страны АТР, который наблюдался в последние годы и оставлял надежду заместить снижающиеся закупки со стороны европейских стран, для российских поставщиков могут не оправдаться.

Европа в январе-феврале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократила объем закупок российского энергетического угля: в 2015-м закуплено 7,9 млн тонн, в 2014-м – 9,6 млн тонн. Здесь свою роль сыграла возросшая конкуренция со стороны газа – теперь он обходится европейцам дешевле за счет того, что за год упала в цене нефть, к стоимости которой привязана цена на газ.

В стране практически не развивается внутренний рынок угля, поэтому остро стоит проблема по отстаиванию позиций на международном рынке угля, имеется целый ряд проблем в области транспортировки угольной продукции. Основными вызовами и причинами, оказывающими негативное влияние на расширение использования угольной продукции на внутреннем рынке, являются: ориентирование электроэнергетики на дешёвый газ (до тех пор, пока соотношение цен на эти энергоресурсы не достигнет 2 к 1, уголь не может конкурировать с газом). Из-за объективно необходимой газификации регионов продолжает падать потребность в угле в жилищно-коммунальном хозяйстве, не растёт потребление угля в чёрной металлургии с учётом внедрения новых современных технологий производства стали. На внешних рынках угроза связана с продолжающимся падением мировых цен на уголь при объективном росте себестоимости добычи.

По расчетам Минэнерго, с учетом развития транспортной инфраструктуры и освоению новых высокорентабельных месторождений, а также возрастающие объёмы продуктов обогащения угля на внутреннем рынке, увеличение объёмов добычи к 2030 году вырастет до 480 млн т в оптимистичном варианте. В Кузбассе добыча увеличится с 203 млн до 238 млн, в Байкальском регионе - с 37 до 52, в Дальневосточном федеральном округе - с 33 млн до 75 млн т, в Восточной Сибири без Байкальского региона угледобыча вырастет с 58 млн до 90 млн т.

«Меня удручает, что не был затронут один из важнейших вопросов – экологический, - рассуждает в беседе с «Эксперт Online» Владимир Ряховский, руководитель отдела геоинформационных систем Государственного геологического музея им. В.И.Вернадского РАН. Если посмотреть из космоса на Черногорский угольный бассейн в Хакассии и сравнить с аналогичным по объемам добычи в Австралии - берет оторопь. Наш бассейн окружен черными озерами шлама, чего нет в Австралии. Открывать новые разрезы в Байкальском и Дальневосточном регионах с нашими подходами к обогащению угля - это загубить природу. Кроме того, наши компании вывозят за рубеж уголь вместе с редкоземельными металлами, которые содержатся в породе. Осваивать технологию их выделения никто почему-то не хочет. Мы скоро придем к тому, что Китай откроет заводы по добыче редкоземельных металлов из нашего угля». [4]

Что же предстоит пережить российскому угольному экспорту в ближайшей и среднесрочной посткризисной перспективе? Для ответа на этот вопрос нужно дать оценку предстоящему спросу на энергоресурсы в мире. В условиях развития кризиса многие страны разработали собственные программы антикризисных мер. Несмотря на то, что кризис носит финансовый характер, существенная часть этих мер посвящена использованию энергоресурсов. При этом, например, Япония в своей программе мер провозгласила существенное сокращение в период до 2030 г. импорта энергоресурсов, делая ставку на энергосбережение, использование альтернативных источников энергии в виде океанских волн, США провозгласили существенное сокращение импорта энергоресурсов, увеличив ассигнования в 2009 г. на разработку проектов альтернативной энергетики примерно в 10 раз. Страны объединенной Европы тоже взяли курс на сокращение потребления энергии и намерена к 2020 г. примерно на 25% сократить потребление угольных и углеводородных ресурсов. Очевидно, что первым кандидатом на сокращение рыночных ниш в Европе будет уголь, как замыкающий энергоресурс. В этой связи потенциал снижения его потребления следует оценивать в размере около 30%. Ежегодное снижение потребления угля может составлять примерно 2% в год. Правда, такой сценарий может быть реализован в случае, если ОАО «Газпром» будет поставлять трубопроводный газ в Европу по ценам выше, чем цены СПГ. Но даже и в этом случае существуют риски сокращения потребления угля в Европе и, соответственно, экспорта российского угля. Более того, реализация выше приведенных программ может привести к избытку газа внутри страны. Это будет приводить к дальнейшему вытеснению угля из энергобаланса страны. Таким образом, в среднесрочной перспективе существуют реальные угрозы сокращения объемов потребления импортных углей в Европе, Америке, Японии, приводящие к снижению экспорта российского угля. [5]

Итак, зарубежные поставки угля будут находиться под воздействием угроз снижения объемов потребления и снижения цены. Это для российских угольных компаний означает только одно - усиление конкурентной борьбы за сохранение (хотя бы) своих ниш на зарубежных рынках.

Список литературы Анализ экспорта угля в России

  • Доходы РФ от экспорта угля в 2015 году сократились на 17% . -Режим доступа: http://www.moe-online.ru/news/view/285731.html.
  • Анализ экспорта угля из российской федерации . -Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1131/12417.
  • Уголь не едет в Китай . -Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/03/27/otgruzki-v-kitai-energeticheskogo-uglya-sokratilis-na-40.
  • Лабыкин, А. Уголь уйдет на восток . -Режим доступа: http://expert.ru/2014/04/3/ugol/.
  • Плакиткина, Л.С. Основные тенденции развития российского экспорта угля: проблемы предстоящего периода/Л.С. Платкина . -Режим доступа: http://www.sei.irk.ru/symp2010/papers/RUS/S2-14r.pdf.
Статья научная