Анализ крупных инфраструктурных объектов Великого шелкового пути

Автор: Сунь Жоши

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 11 (39), 2019 года.

Бесплатный доступ

Данная работа посвящена вопросам модернизации международных транспортных путей. Рассмотрены вопросы формирования Нового шелкового пути. Представлен анализ политических и экономических факторов, влияющих на процессы реализации данной программы. Уделено внимание проблемам развития транспортной сферы и логистической инфраструктуры возможных стран-участниц данного пути. Анализируются вопросы формирования логистических центров, которые будут организовывать сбор и распределение товаров между международными транспортными путями и коридорами.

Новый шелковый путь, интеграция, международные транспортные пути, экономический пояс, международные транспортные коридоры, логистические центры

Короткий адрес: https://sciup.org/140285307

IDR: 140285307

Текст научной статьи Анализ крупных инфраструктурных объектов Великого шелкового пути

Пожалуй, одной из лучших и содержательных концепций территориального позиционирования Китая в глобальной и экономической политике является идея о восстановлении Великого Шелкового пути с дальнейшим трансграничным взаимодействием с приграничными государствами. Государственная модель «один пояс – один путь» стала принципиально новой формой международного диалога Китая с другими государствами. В рамках данной модели Китай готов развивать партнерские отношения не только посредством сухопутного сообщения, но и с помощью морского сотрудничества, поэтому была предложена модель построения «морского шелкового пути 21-ого века», который по сути является дополнением концепции «Один пояс – один путь».

В основе данной концепции «Один пояс – один путь», лежит наследственность истории древнего Великого шелкового пути и идея мирного и совместного развития, это путь формирования организации, с общими интересами и ответственностью. Концепция «Один пояс – один путь» отвечает вызовам современной глобальной расстановки по формированию нового многополярного мира, экономической глобализации, диверсификации культур и повышению информатизации общества, способствует сохранению глобальной системы свободной торговли между государствами и открытости мировой экономики. Реализации идеи «Один пояс – один путь» несомненно окажет существенное влияние на глобальную геополитическую экономику XXI в.

Концепция один пояс – один путь, выходит за рамки чисто региональных интересов. Деятельность, подразумеваемая под аббревиатурой «ОПОП», привлекла внимание всего мира. С того момента, когда Председатель КНР Си Цзиньпин впервые озвучил идею ОПОП, стремление присоединиться к этой инициативе постоянно растет. По мнению сторонних наблюдателей, не знакомых с дискуссиями и планами правительства внутри Китая, Председатель Си Цзиньпин стремиться сделать Китай одним из самых крупных центров в области торговли, крупномасштабного строительства и коммерческой деятельности 21 века не только в Евразии, но и во всем мире.

Китай под руководством Си Цзиньпиня собирается сформировать новую экономическую и политическую картину будущего. Это и является ключевым моментом кампании по созданию нового бренда – ОПОП. Однако, было бы ошибочным считать, что, выдвигая данную инициативу, Китай исходит только из ностальгических воспоминаний о прошлом. На данный момент, более чем ста государств и международных организаций выразили свою поддержку в реализации инициативы «Один пояс – один путь». Реализация данной модели, содействует продвижению более масштабного, углубленного и тесного регионального сотрудничества.

Основное содержание концепции «Одного пояса – одного пути» отражено в плане действий «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию “Экономического пояса Шелкового пути” и “Морского шелкового пути 21-го века”». Документ называет инициативу «Один пояс, один путь» «великим делом на благо народов всех стран мира».

Согласно документу, китайская инициатива «нацелена на формирование и укрепление в контактах между материками Азии, Европы и Африки и в омывающих их океанах». Некоторые исследователи называют инициативу «Пояс и путь» платформой для «глобализации нового типа», или «китайской глобализации». «Кроме Азии и Европы, Африка и Латинская Америка могут стать продолжением китайской идеи. А если учитывать важные государства Океании, китайский проект становится глобальным».

Основные компоненты данной коммуникационной модели включают в себя: политическую координацию, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойную торговлю и свободное передвижение капитала, и укрепление близости между народами. Важно отметить, что каждый из приоритетов является практическим воплощением внедрения бренда Китая как экономической державы. Ниже рассмотрим элементы коммуникационной модели поподробнее.

Политическая координация («чжэнцэ гоутун») . В первую очередь подразумевается, укрепление межправительственного сотрудничества, создании разноуровневых форматов взаимодействия (расширение форматов сотрудничества Китай—Африка, Китай—Латинская Америка, Китай— страны Центральной и Восточной Европы, Китай—арабские страны и др.) интеграция интересов, содействие росту политического доверия.

Взаимосвязь инфраструктуры («шэши ляньтун»). Ключевым понятием здесь является «стыковка» («дуйцзе»): стандартизация планов по формированию системы технологий, основных магистралей и объектов инфраструктуры, соединяющей Азию, Европу и Африку (например, строительство железных дорог между КНР и Монголией, КНР и Таиландом и т. д.).

Бесперебойная торговля («маои чантун») . Подразумевается создание благоприятных условий для торговли, устранение инвестиционных и торговых барьеров в регионах и странах, создание зон свободной торговли со странами и районами вдоль «Пояса и пути» (Азиатско-Тихоокеанская ЗСТ, переговоры по всестороннему региональному экономическому партнерству).

Свободное передвижение капитала («цзыцзинь жунтун») : углубление финансовой и экономической кооперации, создание стабильной валютной и финансово-инвестиционной системы. Создание самостоятельной финансовой системы, которые неподконтрольны Западу.

Укрепление близости между народами («миньсинь сянтун») : формирование прочной базиса для двустороннего и многостороннего сотрудничества, приумножение духа дружбы и взаимодействия Шелкового пути (культурные, научные обмены, обмены кадрами, сотрудничество СМИ).

Данная модель является отличной альтернативой старому экономическому порядку. В условиях мирового экономического спада и роста неопределенности, особенно актуальными становятся культурные обмены и наращивания сотрудничества вдоль «Одного пояса - одного пути». Вместе с тем нельзя не учитывать особую роль Китая во всей этой обширной модели, используя международные конференции и научные выставки, китайская сторона культурно продвигает свое видение будущего развития отношений между государствами. Концепция «один пояс - один путь» в большей мере и является лучшей и всеобъемлющей стратегий по продвижению своей материальной культуры, экономики и ценностей, одновременно содействуя расширению международной торговли и гуманитарному сотрудничеству в глобальном мире.

В заключении проанализируем концепцию «один пояс - один путь» на сильные и слабые стороны:

SWOT-анализ

Сильные стороны

  •    Теоретически, поделиться процветанием Китая с другими странами.

  •    Предоставить китайские технологии, опыт и знания для развития инфраструктуры и т.д.

  •    Долгосрочные перспективы для Китая означают и долгосрочные обязательства.

  •    Теоретически, способствовать развитию    экологичной    и

  • низкоуглеродной инфраструктуры.
  •    Избежание конфликтов в другими крупными державами (США).

  •    Инициатива, направленная на изменение баланса политики в отношении Азии.

Слабые стороны

  •    Волатильность в странах-участницах.

  •    Страны-участницы не имеют достаточно ресурсов.

  •    Мотивы Китая сумбурны (противоречивы) и неясны.

  •    Китая имеет проблемы в своей собственной экономике.

  •    Опасения, связанные с нестабильностью китайского правительства; нет уверенности в преемственности ОПОП.

  •    На успехи в любой отрезок времени могут повлиять экономические спады (например, глобальная рецессия).

  •    Имеются противодействия от стран-участниц ОПОП (даже в западной части Китая).

Ограничения (внутри Китая)

  •    Неприятие мотивации Китая.

  •    Озабоченность в связи с геополитическими амбициями Китая.

  •    Исторические факты, подтверждающие проблемы Китая с другими странами в прошлом.

  •    Необходимость принятия жестких решений для обеспечения эффективности промышленного производства в Китае.

  •    Технологии, используемые в ОПОП, могут входить в противоречие с местными нормативными актами по защите / очистке окружающей среды.

  •    Давление на Китай с целью изменения подходов к выполнению задач.

  •    Решение проблем, связанных с ограничениями в торговой политике в разных станах.

  •    Политика в отношении Южно-Китайского моря может отрицательно сказаться на судоходстве.

Ограничения (вне Китая)

  •    Таиланд и Индонезия отказались от помощи Китая в строительстве инфраструктуры.

  •    Опасения, что Китай будет предоставлять свою «грязную» продукцию.

  •    Некоторые страны рассматривают ОПОП в качестве «Троянского коня».

  •    «Не все, к чему прикасается Китай, превращается в золото».

  •    Перемещение избыточного населения Китая в другие страны-участницы ОПОП.

Список литературы Анализ крупных инфраструктурных объектов Великого шелкового пути

  • Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Под ред. Б.А. Аникина, Т.Ф. Родкиной. М.: Проспект, 2014. 340с.
  • Строганов А.О. Новый шелковый путь: вызов российской логистике. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. N 4. URL: http://rusrand.ru/analytics/novyy-shelkovyy-put-vyzov- rossiyskoy-logistike
  • Булатов И. Товарооборот КНР со странами нового Шелкового пути превысил $600 миллиардов. РИА НОВОСТИ, 26.09.2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //ria.ru/economy/20160926/1477907162.html. technology.com [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.railway- technology.com/features/featurethe-worlds- longest-railway-networks-4180878.
  • Макогон Ю.В., Грузан А.В. Роль Великого шелкового пути в развитии цивилизации. Возрождение Большого пути через трансформацию Евразийских транспортных коммуникаций: региональный аспект / под ред. Макогона Ю.В. Донецк: ДонНУ, 2009. 306 с.
  • Изъюрова Л. Новый шелковый путь. Транспорт России. URL: http://transportrussia.ru/transportnaya - politika /novyy-shelkovyy-put.html.
  • Wolfgang Lehmacher, Victor Padilla- Taylor, What can the New Silk Road do for global trade? World Economic Forum, 22.09.201[Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.weforum.org/agenda/2015/09/ what-can-the-new-silk-road-do-for-global-trade.
Еще
Статья научная