Анализ международного опыта внедрения инклюзивного образования в современном мире

Автор: А.Р. Гисметуллин

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Психология и педагогика

Статья в выпуске: 2 (46), 2022 года.

Бесплатный доступ

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения, — инклюзивное образование. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Под инклюзивным образованием понимается создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. В статье раскрывается опыт реализации инклюзивного образования в России и за рубежом. Рассмотрены основные принципы инклюзии в образовательных системах стран, в которых этот опыт признан успешным.

Еще

Инклюзия, ограниченные возможности здоровья, детиинвалиды, образование, зарубежный опыт инклюзивного образования

Короткий адрес: https://sciup.org/14125219

IDR: 14125219

Текст научной статьи Анализ международного опыта внедрения инклюзивного образования в современном мире

В современных условиях инклюзивное образование является приоритетным. Инклюзия включает в себя всех участников образовательного процесса, т. е. дошкольников и студентов, обучающихся по образовательным программам в соответствии с их способностями и потребностями [1].

Международный опыт организации инклюзивного образования сосредоточен на нескольких направлениях. Первое направление — это процесс децентрализации. Например, Австрия, Германия, Греция, Португалия, Франция, Исландия, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, США, Канада, Новая Зеландия, ЮАР при выборе образовательных подходов к организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья образовательным учреждениям предоставляют относительную независимость, а школьным педагогам предлагают осуществлять мониторинг и систематический контроль эффективности национальных систем образования в соответствии с ключевыми глобальными целями [3]. В национальных образовательных политиках Великобритании, Финляндии, Новой Зеландии и США указано, что за образование детей с ограниченными возможно- стями отвечают местные органы власти. В Исландии инклюзивное образование для всех детей является нормой, но существуют также отдельные специальные школы и классы. В Швеции все школы преследуют общую цель — все дети имеют равное право на образование, и на этой основе разрабатываются стратегии, внутренняя политика школ и формируется преподавательский состав. При этом предоставляется свобода выбора достижения стратегических целей образования. Группы детей формируются с учетом индивидуальных различий в возрасте и развитии для расширения возможностей обучения и взаимодействия.

Второй важной областью международного инклюзивного образования является развитие поддержки учителей и детей с ограниченными возможностями. Это реализовано в итальянской системе инклюзивного образования. Такую поддержку оказывают несколько помощников учителя с различными задачами и функциями. В их число входят специально подготовленные учителя, помощники по обучению и общению, помощники по культуре и образованию, помощники по социальному сотрудничеству и помощники, обеспечивающие техническую, администра- тивную, личную поддержку в области питания и гигиены. Также важно иметь наставников, которые являются не только учителями, но и занимаются индивидуально с разными детьми на уроках и внеклассных мероприятиях. Работа наставника заключается в оказании адресной поддержки детям. Учитель является посредником между сообществом, школой и домом [6]. Учителя с особыми потребностями активно участвуют в организации и осуществлении образовательного процесса. Они задействованы в обычных и внеклассных мероприятиях, оказывают индивидуальную и групповую поддержку детям с ограниченными возможностями, поддерживают практическую деятельность ведущего учителя, проводят занятия в тех же группах, где учатся и трудоспособные дети, налаживают взаимодействие между школой и родителями. Кроме того, специальные педагоги и специальные центры оказывают дополнительную поддержку детям с особыми потребностями. Задача специальных педагогов — предоставить учителям общеобразовательных школ конкретную информацию о том, как работать с детьми, разработать соответствующие методы обучения и помочь в планировании индивидуальных программ обучения. Они оказывают индивидуальную поддержку детям с ограниченными возможностями, испытывающим временные трудности в обучении. Эти специалисты в основном являются внешними консультантами, но весь процесс инклюзивного образования детей возлагается на них. Данный подход широко применяется в Австрии, Бельгии, Франции, Греции, Люксембурге, Нидерландах и Швейцарии [3].

Еще одной тенденцией в реализации инклюзивного образования за рубежом является повышение роли родителей в образовательном процессе. Крупные сравнительные исследования, проведенные педагогами по всему миру, показали, что активное участие родителей в образовательном процессе оказывает положительное влияние на эмоциональную, социальную и учебную сферы детей с ограниченными возможностями и их трудоспособных сверстников [5].

Зарубежные педагоги считают, что учителя должны стремиться к построению доверительных отношений с семьями и этот процесс должен начинаться на ранних этапах обучения в школе, что в значительной степени будет способствовать развитию позитивной самооценки, мотивации и открытости и определит успех ребенка в целостном образовательном процессе. Эта методика распространяется и в Великобритании.

Данные тенденции отражены в следующих моделях поддержки учителей и детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • 1.    Командная модель — учителя специального образования консультируются с учителями общеобразовательных школ и детьми с ограниченными возможностями.

  • 2.    Командная модель — преподаватели специального образования оказывают инклюзивную поддержку командам обычных учителей, чтобы расширить их знания о нюансах работы с детьми с ограниченными возможностями, повысить их адаптивность к процессам инклюзивного образования и помочь выбрать методы и приемы работы с ними. Появление данной модели стало результатом обширного международного педагогического исследования, направленного на выявление наиболее эффективных стратегий для успешной адаптации теоретических основ концепции инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную практику. Основные преимущества этой модели заключаются в том, что тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса обеспечивает интенсивную помощь и поддержку каждому ребенку, способствует максимальной индивидуализации процесса обучения и воспитания, дополнительно мотивирует каждого ребенка к развитию позитивных отношений со сверстниками и взрослыми и повышает его самооценку [4].

Переходя к рассмотрению инклюзивного образования в России, следует отметить, что российское общество находится на ранних стадиях развития этого процесса. Инклюзивное образование в Российской Федерации реализуется в рамках следующих социальных и образовательных проектов: Государственная политика Российской Федерации в области образования на период до 2025 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» до 2025 года и Национальная программа «Доступная среда» на период до 2025 года.

На современном этапе развития российского общества инклюзивное образование реализуется в учебных заведениях, где совместно обучаются несколько групп детей. Обычная группа — это группа детей со здоровым развитием и один или два ребенка с ограниченными возможностями.

Помимо инклюзивного образования, другими методами обучения детей с ограниченными возможностями в России являются специальные школы и школы-интернаты. Также одним из методов обучения детей в России является дистанционное образование. Дистанционное образование — это комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья через специальную информационно-образовательную среду, основанную на средствах обмена учебной информацией на расстоянии [2].

Педагогика большинства стран с инклюзивной политикой, включая Россию, определяет границы образовательной интеграции в зависимости от формы и тяжести заболевания. Многие педагоги считают, что интеграция детей с когнитивными нарушениями в общеобразовательные классы неуместна, не удовлетворяет образовательные потребности этих детей и ухудшает учебную ситуацию других учеников. Необходимые условия обучения — небольшое количество учеников в группе, индивидуальная поддержка в обучении и постоянный контроль выполнения учебных заданий могут быть эффективно обеспечены в группах с особыми потребностями. Однако для того, чтобы сосредоточиться на интеграции системы образования, необходимо также разработать комплексную систему образования. Таких правил много как в России, так и за рубежом, и их соблюдение не позволяет переключить внимание учителя на ученика в классе и снизить общий уровень обучения. Эти правила касаются баланса между детьми, которые могут работать, и детьми с ограниченными возможностями, а также максимального количества детей в классе. Учителя во всех странах согласны с тем, что количество детей с особыми образовательными потребностями не должно превышать 1/5—1/4 класса, а общее количество детей должно быть сокращено с 20 до 15 человек. Если в класс интегрированы ученики с нарушениями интеллекта или развития, размер класса может быть уменьшен на 1/5—1/4. Результаты исследований современных ученых и специалистов в области общей и специальной педагогики, а также опыт совместного обучения, накопленный за рубежом и в России, предоставляют широкие возможности для индивидуализации образовательного процесса. Индивидуализация процесса обучения происходит в классе с использованием различных педагогических подходов и широкого спектра методов и средств.

На наш взгляд, определение количества и сложности материалов в соответствии с когнитивными особенностями детей воплощает индивидуализированный подход к построению со- держания образования. В России и других странах разрабатываются аналогичные подходы к индивидуализации обучения, чтобы дети с ограниченными возможностями могли изучать новый материал и выполнять учебные задания, например, варьирование доступа к информации, увеличение времени занятий и домашних заданий, предоставление возможности заменить письменные ответы устными или электронными. Кроме того, разные страны по-разному подходят к созданию учебных программ для своих студентов. В России, например, подход сочетает различные типы элементов, блоков и тем учебной программы: общеобразовательные и дополнительные. В нашей стране ученики с когнитивными нарушениями, интегрированные в общеобразовательные классы, обучаются по специально разработанной учебной программе, основанной на учебном плане общеобразовательной школы и учебном плане школ с трудностями в обучении для учеников с нарушениями интеллекта.

Таким образом, дети и ученики с когнитивными нарушениями получают возможность регулярно участвовать в учебной деятельности общеобразовательного класса и признаются равноправными членами ученического коллектива.

В Польше программа «Школа жизни» для детей с нарушениями интеллекта используется для дополнения и адаптации общего образования. Программа не только развивает знания, умения и навыки, но и активизирует познавательную деятельность, например, путем наблюдения за объектом изучения. Содержание программы включает элементы, направленные на вовлечение детей в различные сферы жизни. Структура уроков включает знакомые практические занятия, способствующие общению между одноклассниками. Наибольшие возможности для индивидуализации содержания образования предоставляют индивидуальные планы обучения, разработанные в соответствии с фактическими и потенциальными способностями конкретного ребенка, которые широко используются в инклюзивной практике в США и Канаде. Индивидуальные планы обучения также широко распространены в европейских странах, таких как Польша, Германия и Россия, где считается, что они полностью соответствуют курсу совместного обучения в адаптированных условиях для детей с разными образовательными возможностями. Индивидуальные планы обучения для детей составляются командой специалистов, включая учителей общего и специального образования, психологов, логопедов и языковых терапевтов, и определяют индивидуальные це- ли обучения, в том числе по каждому предмету, в соответствии с общими целями класса, и стратегии их достижения. Уровень сложности учебной программы по каждому предмету может значительно отличаться в зависимости от способностей учеников.

В конце учебного года результаты мониторинга используются для определения соответствия результатов обучения ребенка поставленным целям и для определения индивидуальной траектории обучения и развития. Если цели, описанные в индивидуальном плане, не достигаются, пересматривается способ их достижения. Другими словами, для ученика будут выбраны более эффективные методы и средства обучения. Если ребенок достигает большего, чем ожидается, то необходимо обновить политику обучения в направлении обогащения и усложнения учебных материалов. Помимо академического компонента, в индивидуальном плане обучения может быть отражен и социальный компонент. Это особенно актуально для детей с нарушениями поведения, аутистическими чертами и общей умственной отсталостью. Дети с такими нарушениями испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками и имеют значительно сниженную или отсутствующую способность к спонтанному усвоению норм социального взаимодействия. Руковод- ствуясь личным опытом работы в сфере образования и науки отметим, что необходимо уделять большое внимание приобретению позитивных моделей поведения и правил среди сверстников, таких как последовательность игр, понимание и адекватная реакция на шутки, умение просить о помощи и ценить ее, а также участие в разрешении конфликтов в студенческом коллективе.

Таким образом, анализ алгоритма индивидуального планирования образования в разных странах показывает, что в американской и канадской практике инклюзии дети с ограниченными возможностями приобретают социальный опыт как школьную задачу, имеющую такое же значение, как и компетентность в академической сфере. В отличие от североамериканской традиции, в европейских странах, включая Россию, совместное обучение организовано с приоритетом на успешное продвижение каждого ребенка по траектории развития обучения и достижение высоких индивидуальных результатов обучения. Следует отметить, что по сравнению с фиксированной программой конкретной школы, т. е. комбинацией программ, индивидуальные планы обучения обладают большей адаптивностью, что выражается в их гибкости и вариативности в зависимости от текущего состояния конкретного ребенка.

Список литературы Анализ международного опыта внедрения инклюзивного образования в современном мире

  • Актуализация цифровых технологий в современном образовании / В. А. Кальней, С. Е. Шишов, Д. С. Ковалев и др. // Вестник РМАТ. — 2020. — № 4. — С. 73—76.
  • Зенкина С. В. Пересмотр учителем подходов к использованию и разработке электронного методического обеспечения урока / С. В. Зенкина, Т. Н. Суворова // МНКО. — 2016. — № 1(56). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peresmotr-uchitelem-podhodov-k-ispolzovaniyu-i-razrabotke-elektronnogometodicheskogo-obespecheniya-uroka (дата обращения: 27.11.2021).
  • Малофеев Н. Н. Концепция образования детей с ОВЗ: основные положения / Н. Н. Малофеев // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2019. — № 36. — URL: https://alldef.ru/articles/almanac-36/theconcept-of--development-of-education-of-children-with-disabilities (дата обращения: 27.11.2021).
  • Митрохина С. В. Проблемы инклюзивного образования и пути их разрешения / С. В. Митрохина, В. А. Романов, О. М. Жиганова // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 6. — С. 280.
  • Никольская И. А. Информационно-коммуникационные технологии в специальном образовании : учебник / И. А. Никольская. — 2-е изд., перераб. — М. : Инфра-М, 2021. — 232 с. — (Среднее профессиональное образование).
  • Санина Е. И. Понятие готовности бакалавров педагогического направления подготовки к обучению детей с ОВЗ в открытой образовательной среде / Е. И. Санина, М. М. Ахмадов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — 2018. — Вып. 60, ч. IV. — C. 371—374.
  • Санина Е. И. Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления инклюзивного профессионального обучения в вузе / Е. И. Санина, О. М. Жиганова // Вестник РМАТ. — 2016. — № 3. — С. 107—111.
  • Санина Е. И. Формирование у обучающихся коммуникативной компетентности в процессе педагогического общения / Е. И. Санина, С. В. Митрохина // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. — С. 281.
  • Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 337-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. На 30 декабря 2021 г.). — URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 29.11.2021).
  • URL: https://mpgu.su/wp-content/uploads/2019/01/диссертация-Соловьева.pdf (дата обращения: 27.11.2021).
Еще
Статья научная